Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Раздел 5

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ

 

5.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Предприятие как объект управления имеет свои характеристики, влияющие на построение и функционирование системы менеджмента и эффективность работы. Эти характеристики меняются под влиянием внутренних и внешних факторов, предопределяя необходимость изменения организационных форм.

Эффективность предприятия является управленческой категорией, поэтому управление эффективностью - главное задание, которое менеджмент должен решать постоянно и системно. Только такой подход дает возможность получить результаты, соответствующие целевым установкам предприятий. Базой для сравнения результатов с целью система оценок, которые соответствуют модели организации и учитывают использованы ею критерии оценки.

Вместе с тем эффективность предпринимательской деятельности неразрывно связана с формами хозяйствования, размерами фирмы, особенностями предпринимательской деятельности. Для экономики Украины характерно то, что в ближайшие годы в ее составе останется значительная часть государственных, полугосударственных фирм (например, корпоративных предприятий с сохранением контрольных акций в государства). Тем временем в развитых странах мира доминирует управления не частных собственников или государственных управленцев, а менеджеров-профессионалов, которые имеют статус исполняющего обязанности собственника по управлению. Такое сочетание собственности и управление означает, что только результативная работа менеджера на фирму создает для него возможности реализовать свои интересы в виде высоких доходов и собственной репутации и превращает его в хозяина предприятия, заинтересованного в эффективном использовании ресурсов.

В малых фирмах и в части средних предприятий управления осуществляет непосредственный владелец, что однако не умаляет значение профессионального менеджмента и для этой группы предприятий.

Однако владельцы не могут допустить бесконтрольности деятельности менеджеров своих предприятий. Для этого широко используются такие механизмы обеспечения интересов собственников предприятий, как периодические проверки хозяйственной деятельности, аудит и т.д.

Специфическими чертами управления предприятием является необходимость быстро реагировать на изменения, разнообразие осуществляемой деятельности, разнополярность получаемой информации и необходимость преодоление этого. Указанные особенности реализуются и учитываются в процессе обособления управленческого труда.

Последнее - необходимое условие развития общественного производства. Управленческая деятельность зависит также от характера и содержания самой работы: ее целевой направленности, предмета, результатов, применяемых средств.

Управленческим трудом занимаются руководители, специалисты, технические исполнители. Ведущее место среди них занимают менеджеры всех уровней управления (высшего, среднего, низшего) и различных подразделений предприятия (линейных и функциональных). Содержание, сложность, специфика деятельности менеджеров раскрываются в выполняемых ими функциях и различных ролях в процессе управления предприятием.

Разделение управленческого труда осуществляется по горизонтальным или вертикальным принципом. Преобладают вертикальные структуры управления, где выделяются определенные уровни руководства - низовой уровень, или операционные руководители, управленцы среднего звена и управленцы высшего звена. Им соответствуют технический, управленческий и институциональный уровни управления.

В процессе управления в настоящее время происходят изменения, связанные с тем, что люди рассматриваются как основной ресурс организации. Определение цели организации и ее подразделений, процесса принятие управленческих решений привлекаются не только управленческие работники, но и весь персонал организации, т.е. можно говорить о “коллективного управляющего”. В этих условиях важно, чтобы менеджер умел работать в управленческой команде и как лидер, и как рядовой член команды. Это повышает требования к его личностных качеств, умение строить взаимоотношения с сотрудниками. Менеджер должен стремиться стать истинным лидером в организации.

Сказанное определяет новые требования к менеджеров, их формирования как специалистов, навыков подготовки.

Менеджер на предприятии должно быть прежде всего активным, потому что он работает в нестабильной среде и с непредсказуемыми результатами деятельности. В таких условиях поиск возможностей и предполагаемый риск для достижения эффективности производственной деятельности базируется на оптимальном использовании труда узкоспециализированных менеджеров, которые выполняют четко регламентированные обязанности. Обще принято, что предпринимательские действия, связанные со значительным риском, определяются на высшем уровне управления. Однако эти действия базируются на информации и идеях менеджеров среднего звена, от профессионального уровня которых, стратегических и тактических действий зависит успех организации, достижения ее целей. Вертикальная построение управления обеспечивает его четкость. В то же время она затрудняет определение вклада каждого звена в общий результат, который в конечном итоге в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия всех уровней управления.

Учитывая сказанное значительная часть предпринимателей сейчас пытается перейти к горизонтальной структуры управления, отказываясь от иерархии и обособленности функциональных звеньев управления. Эта концепция управления базируется на использовании концентрации усилий всех менеджеров на достижении успеха фирмой. Такое управление не имеет строгого разграничение полномочий между управленческими структурами. Лишь несколько менеджеров высшего звена распоряжаются финансовыми и трудовыми ресурсами, а остальные работают совместно в группах над решением основных вопросов развития фирмы. Это создает возможности для снижения расходов, сокращения производственного цикла, повышения активности реагирования на требования потребителей и рыночные потребности. Низовые группы в организациях несут ответственность за отдельные виды продукции; в пределах этих групп личный успех определяется умением работать на стыке различных функциональных процессов, с специалистами разных профилей.

Первые шаги деятельности предпринимательских структур в Украине свидетельствуют о том, что деятельность менеджеров имеет такие положительные черты, как стремление работать с коллективом, демократизм в общении и решении производственных вопросов, взаимопомощь и взаимодействие и т.д. В то же время первые шаги становления рыночной экономики сопровождаются многими негативами. В этих условиях главной задачей является построение системы управления на основе систематического менеджмента, который был характерен для периода формирования рыночных отношений, крупных промышленных, строительных, транспортных, торговых предприятий и организаций.

Продуктивная деятельность этих предприятий требовала постоянного руководства работниками со стороны уволенных менеджеров и определенного аппарата управления. В то же время управленческая деятельность могла дать положительные результаты только при условии расширенной организации труда. Но через то, что на предыдущих этапах развития этих предприятий организация труда была несовершенной, то ей необходимо уделять первоочередное внимание. Движущей силой в построении управление на основе систематического менеджмента будут предпринимательские интересы. При этом следует использовать достижения научной мысли в сфере менеджмента, эволюцию которой показано на рис. 5.1.

 

 

Рис. 5.1. Эволюция управленческой мысли

 

В частности для решения практических вопросов менеджмента нужно использовать достижения школы научного управления-административной, человеческих отношений, поведенческой, количественного подхода; процессный подход, который понимает управление как совокупность непрерывной серии взаимосвязанных управленческих решений; системный подход, который считает каждое предприятие совокупностью взаимосвязанных элементов (люди, структура, технология, задачи), ориентированных на достижение различных целей в условиях, которые постоянно изменяются, за то что возможность применения различных методов, приемов, форм менеджмента определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным будет тот, который больше всего соответствует конкретной ситуации. Предприниматели должны при этом исходить из целесообразности и возможности применения в своей практической деятельности тех или других подходов, учитывая в то же время на эффективность.

Важнейшим механизмом управления эффективностью является обратная связь, с помощью которого организация приспосабливается к меняющимся условиям. С помощью этих процессов активно отслеживают не только менеджмент организации, но и различные заинтересованные внешние и внутренние группы. Они создают определенную экономическую и социальную среду, в пределах которого находятся возможности повышения эффективности, а также факторы ее спада.

Пути и способы повышения эффективности компания определяет в соответствии с целью стратегического развития и ситуационных особенностей ее функционирования. Значительное положительное влияние на эффективность предпринимательской деятельности имеет повседневное применение системы мероприятий, направленных на использование достижений современного менеджмента. Среди них особое значение имеют:

• выбор нового ассортимента продукции;

• широкое применение маркетинга;

• соответствие продукции современным стандартам качества за счет проведения сертификации;

• создание современных систем финансового менеджмента на основе модернизации бухгалтерского учета, финансового анализа и управления затратами;

• формирование адекватной рыночным требованиям сбытовой сети;

• подготовка специалистов по управлению в соответствии с современными требованиями и направлениями менеджмента.

Опыт передовых компаний мира показывает, что они добиваются успеха, радикально изменяя базу конкуренции: идут на риск; разрушают сложившиеся нормы и правила; используют нетрадиционные методы завоевания рынка. Революционные изменения в сформированное среду зачастую вносят новые компании, проявляют гибкость и адаптивность к новым условиям и готовы учиться всему, что приносит успех. Но формированию эффективных стратегий в условиях Украины мешают стереотипы поведения, в том числе преимущественная ориентация на достижение краткосрочных целей, неприятие риска и инициативы и т.д.

Существенным моментом является также ниже по сравнению с западным меркам уровень знаний, искусства и опыта управленческого персонала. Это сказывается на этапах разработки и реализации стратегии, когда разрабатываются программы, определяются сроки и стоимость проведения каждой из них, составляются планы оперативной работы, вытекающие из программ стратегического развития. Важным этапом становится разработка комплекса методов реализации стратегии развития организации, органическими составляющими которых является изменение организационных форм, организации труда и производства, систем менеджмента и управление человеческими ресурсами и знаниями.

Основной недостаток управления отечественными предприятиями заключается в недооценке значения привлечения к реализации стратегии широкого круга руководителей и специалистов: руководитель разрабатывает стратегию, издает директивы и инструкции по ее реализации, очень напоминает командную экономику. Для устранения этого недостатка необходимо настраивать всю систему организационных, психологических и экономических отношений на коллективную работу, в результатах которой должен быть заинтересован весь коллектив. Это требует от руководителя нового мышления, мужества и веры в людей, радикальной изменения стиля управления.

Кроме этого, нужно активизировать разработки в сфере организационной культуры и лидерства, предполагает ориентацию на достижение общей цели (совпадение личных планов сотрудников с миссией организации), профессионализм и уровень компетентности в достижении высоких показателей и вовлечение всего персонала в решение задач. Необходимость учет потенциала работников и его максимального использования требует пересмотра роли руководителей и практического использования разработок по теории лидерства.

Решение вопроса о виде структуры управления предприятием, ее построение или модификации - это процесс адаптации к внешних условий и внутренних факторов развития организации.

Организационная структура управления строится согласно цели и стратегии развития предприятия, разработка и утверждение которых является начальным этапом внесения изменений в организацию управления.

Процессный подход к построению структур управления предполагает ориентацию на структуры органического типа, характеризуются такими чертами, как ориентация на проблемы, снижение до минимума иерархии, полицентризме и смена лидеров в зависимости от решаемых проблем, временное закрепление функций, высокий уровень горизонтальной интеграции, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность, самодисциплину, развитие и самоорганизацию персонала.

Наиболее ярко этот тип структуры выраженный в бригадной (групповой) форме, принципы формирования которой практически вполне меняют основы командно-контрольных структур управления. Для структур этого типа характерны такие признаки: автономная работа; самостоятельное принятие решений и координация действий по горизонтали; гибкие связи; привлечение к группе представителей различных профессий, имеющих жизненный опыт и культуру. Создание групповых форм ведет к сокращению аппарата управления в среднем звене, повышение квалификации и заинтересованности в развитии внутрифирменных рыночно-экономических отношений. Результат - увеличение потенциала и отдачи человеческих ресурсов, сконцентрированных в организации.

Традиционные представления об управлении персоналом с помощью указаний разрушаются в условиях рыночной экономики. Решающим фактором эффективного подъема экономики предприятий и страны в целом становится потенциал рабочего коллектива.

Радикальное изменение структур управления связана с перестройкой всех структур и элементов системы. Ее надо приводить в соответствие с детально разработанной программы, привлекая к принятию и реализации решений максимально возможное количество работников.