Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Раздел 5

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ОСНОВЫ И ФУНКЦИИ

 

5.2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

На основе реально разработанных планов можно достичь положительных результатов предпринимательской деятельности; наладить взаимодействие между структурными подразделениями предприятий, между предприятием и его партнерами по бизнесу. На базе системы планов формируются другие звенья менеджмента, состоят управленческие отношения. Поэтому базовой функцией менеджмента является планирование. На это нужно обратить внимание, потому что роль планирования на многих предприятиях сейчас недооценивается. Распространена недальновидная мысль, что планирование - пережиток социализма. На самом деле планирование на фирмах существовало задолго до появления на исторической арене социалистической системы хозяйствования.

Планирование - это процесс подготовки к изменений и преодоления неопределенности через формирование будущих вариантов действий. Оно обусловлено необходимостью рационального распределения и использования ресурсов, адаптацией к изменениям в окружающей среде.

Результатом планирования является план, т.е. система мероприятий, направленных на достижение намеченных предприятием целей.

Процесс планирования предпринимательской деятельности фирмы состоит из нескольких этапов:

• прогнозирование, т.е. разработки рыночной стратегии фирмы на перспективный период;

• формирование на базе прогноза общих задач и установление сроков их выполнения и определение ресурсного обеспечения;

• конкретизации сроков выполнения плана (корректировка плана);

• составление бюджетов;

• конкретизации плана и распространение его на низовые звенья.

Одним из важных моментов планирования является выбор оптимального

варианта развития предприятия. Практика управления показывает, что все варианты являются разными модификациями нескольких основополагающих стратегий. Эффективность их применения зависит от условий внутренней и внешней среды. До таких базовых стратегий относятся:

• стратегия ограниченного роста. Применяется в отраслях со стабильной технологией, цели развития устанавливаются от достигнутого уровня и корректируются в зависимости от условий. Если состояние фирмы удовлетворительное, то это дает основания придерживаться в перспективе ранее выбранной стратегии, что снижает риск;

• стратегия роста. Чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях и их технологии быстро изменяются. Характеризуется значительным повышением уровня развития по сравнению с достигнутым, сочетается с инновационной политикой фирмы;

• стратегия сокращения. Целесообразная в случае постоянного ухудшения основных показателей предпринимательской деятельности, отсутствии положительной реакции на поліваріантні мероприятия, направленные на изменение ситуации;

• комбинированная стратегия. Самая благоприятная для крупных предпринимательских структур, которые функционируют одновременно в нескольких отраслях. Заключается в сочетании имеющихся стратегий в зависимости от новых рыночных возможностей.

Для того чтобы видеть реальную программу своего развития, которая опирается прежде всего на собственные ресурсы, отечественные менеджеры должны положить в основу всей своей деятельности проблему стратегического управления. Накопленный отечественный опыт свидетельствует, что чаще всего стратегии отечественных предприятий формулируются как пути эволюционного развития за счет повышения качества предлагаемого рынку продукта; уменьшение затрат на производство; маркетинговых усилий; совершенствование процессов и т.д. (с помощью метода постепенного наращивания конкурентоспособности предприятия). Они очень напоминают традиционные планы перспективного развития дореформенного периода, когда фактор конкуренции вообще не врахувався. Сейчас такой путь нецелесообразен.

Учитывая это приемлемым вариантами стратегий для украинских управленцев на широком рынке будет лидерство по себестоимости и широкая дифференциация, а на узком - сосредоточение на проблемах снижения себестоимости и дифференциации продукции.

Что же касается базовых стратегий, то они дают возможность корректировать содержание плана и деятельности фирмы, разрабатывать общую концепцию ее развития. Наиболее обобщенной формой планирования в условиях рынка является бизнес-план. Он представляет собой плановый документ, который содержит описание всех основных аспекты будущего коммерческого проекта и дает возможность получить информацию для заинтересованных лиц вне предприятием. Особенно важную роль играет составление бизнес-плана для получения кредитов в коммерческих банках; обоснование предложений по приватизации государственных предприятий; разработка коммерческих проектов создания новых форм предпринимательства, частных фирм; привлечение иностранных инвестиций.

Бизнес-план состоит из нескольких разделов. Во-первых, он должен содержать анализ проблем, перед которыми фирма может столкнуться в будущем, и предложения о способах их решения. Наличие бизнес-план помогает предпринимателям изучать емкость и перспективы развития будущих рынков и оценить затраты на изготовление и реализацию нужной этом рыночные продукции, соизмерить их с возможными ценами реализации для определение потенциальной доходности предпринимательской деятельности. Важно также выявить ожидаемые проблемы. Разработка системы оценочных показателей эффективности собственной деятельности предприятия позволяет минимизировать риск, связанный с воплощением этого коммерческого проекта.

Бизнес-план - важный документ для банкиров и инвесторов, от которых предприятие планирует получить финансовые или технологические взносы для осуществления проекта, сотрудникам предприятия он помогает четко понять их перспективы, задачи, а предпринимателю и финансовом менеджеру - детально проанализировать собственные идеи, оценить их реалистичность и перспективность.

Бизнес-план состоит из двух частей: основной и резюме. Если основная часть содержит описание вида деятельности и товара (9 услуг), оценку отрасли, анализ рынка и рисков, план маркетинга, производства, финансов и инвестиций, организационный план и другие разделы, отражающие особенности деятельности предприятия, то резюме концентрирует основной содержание бизнес-плана и объясняет все преимущества этого проекта. В резюме приводятся характеристики экономических интересов инвесторов и кредиторов, даются ответы на вопрос об отдаче средств в случае успешной реализации проекта и о минимальные потери денег в случае неуспеха.

Существуют и несколько иные подходы к составление бизнес-плана, адаптированные к условиям Украины. Так, предлагается такая технология разработки инвестиционного проекта:

• идея проекта;

• предварительная экспертиза проекта;

• детальная экспертиза проекта;

• подготовка бизнес-плана;

• переговоры с инвестором;

• финансирование.

На этапе предварительной экспертизы определяется целесообразность разработки проекта, оценивается его жизнеспособность в условиях Украины. Формулируются стратегические планы предприятия, а также базовые и предельные величины, характеризующие инвестиционный проект, которые фактически выполняют роль критериев эффективности в процессе отбора проектов. Так, критерии финансовой эффективности и рисков проекта должны содержать показатели эффективности проекта и выражать отношение уровней этих показателей до величин альтернативных проектов.

Каждый эксперт в процессе экспертизы выбирает одну из предложенных ответов на каждый вопрос. В итоговом рейтинга проекта учитываются все его оценки. При этом для каждого эксперта выводится процент неопределенности, а предложенные им вопросы, можно изменять, дополнять или уточнять их весовые коэффициенты.

Если в результате предварительного анализа получен низкий рейтинг проекта, то от него откажется. И наоборот: если предварительная экспертиза показала высокий уровень проекта, то переходят к детальной его экспертизы.

В процессе реализации бизнес-планирование взаимоотношения предпринимателей и их партнеров строятся на договорных началах. Важно различать виды договоров, основные признаки каждого из них. Например, договор поставки отличается от договора купли-продажи по объектом договора, продолжительностью, характером взаимоотношений, структурой договорных связей.

Договор поставки определяет существенные условия взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности - наименование, количество, ассортимент поставленных изделий, срок действия договора, длительность, периоды поставок, общую сумму договора, цену товара, форму и порядок расчетов, юридические адреса участников договора, их реквизиты.

Иные имеющиеся формы хозяйственных связей могут осуществляться непосредственно, в форме прямых связей производителя и потребителя и в форме посредничества - товарной биржей, оптовыми торговыми заведениями и другими посредниками - участниками предпринимательской деятельности. Вся предварительно проделанная работа дает основания для разработки производственной программы.

При формировании производственной программы предприятия надо помнить, что этот процесс имеет два согласованы этапы, которые осуществляются в параллельно-последовательном порядке. Основой номенклатурно- ассортиментной стратегии фирмы, с позиции обновления новых видов продукции в производстве и появления их как товара на рынке, являются расчеты обоснования эффективности внедрения новой техники, плановые объемы производства и поставок. Этот традиционный подход должен дополняться учетом таких рыночных элементов, как конкуренция, спрос и предложение. В этих условиях ведущей формой современного менеджмента становится система маркетинга, что обеспечивает учет особенностей конъюнктуры рынка и организационной сегментации.

Сегментация рынка предполагает изучение рынка через разделение его на однородные группы потребителей по определенным критериями с учетом изменений спроса потребителей и технологии производства товара в течение его жизненного цикла. Организационная сегментация предполагает изучение действий предприятий-производителей (продуцентов) в условиях конкурентной среды. При этом формирование номенклатурно-ассортиментной программы требует учета общих и специфических критериев, влияния внешних (неконтролируемых) факторов. В свою очередь, предприниматель должен анализировать внутреннюю среду с целью получения информации о возможности развития технико-технологических процессов и деятельности предприятия на рынке. И в зависимости от полученных результатов формируется стратегический маркетинг как основа для составления программ, прогнозов на 2-5 лет, разрабатывается стратегия развития предприятия.

Зато оперативное управление предпринимательской деятельностью должен решать текущие вопросы, в частности определять ценовую политику, анализировать информацию об уменьшении (увеличении) объемов продаж, величину запасов сырья и т.д. На базе такого управления могут приниматься решение об изъятии той или иной продукции из оборота. Главная цель операционной системы - сохранение и привлечение потребителей. Для этого используются методы обеспечения конкурентоспособности - снижение издержек производства, которые должны быть ниже уровня затрат конкурентов.

Основными этапами проектирования операционной системы является проектирование изделий и процессов производства, определение производственных мощностей, мест их расположения, производственное проектирование и разработка производственных операций. Критерии проектирования и отбора оптимальных альтернативных вариантов должны учитывать жизненные циклы как продукции, продукции, так и производственных процессов.

Несмотря на объективную необходимость бизнес-планирования этим современным инструментом менеджмента пользуются далеко не все.

Ситуация с бизнес-планированием отражает недостаточный уровень маркетинговой деятельности на предприятиях: планы оторванные от реалий, скорее напоминают договоры о намерениях, а не программу действий. В частности, поиск новых заказов, заключение контрактов свидетельствуют, что отечественные бизнесмены не пытаются интенсивно выходить на новые рынки, расширять собственный бизнес на качественной основе.

Особенно остро вопросы внедрения современных форм менеджмента стоит на приватизированных предприятиях, где хранится значительное количество уровней управления, применяются методы жесткого управленческого контроля, а размеры административного аппарата не соответствуют уровню деловой активности. Переход на самостоятельную, инициативную деятельность предусматривает изменение управленческой парадигмы, внедрение операционной системы с соответствующей организационной структурой.

Рассматривая модели и методы подготовки решений, надо исходить из того, что модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности, то есть главной характеристикой модели является упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Экономическое моделирование применяется учитывая сложность проблем управления, разнообразие переменных составляющих менеджмента, трудности проведения эксперимента, ориентацию современных систем управления на стратегическое развитие.

Кроме базовых моделей выделяют модели науки управления. Так, теория игры направлена на выявление действий конкурента, моделирование оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Модель теории очередей или оптимального обслуживания, используется для определения оптимального количества каналов обслуживания в зависимости от потребности в них. Модель управления запасами используется для определения времени размещения заказов на ресурсы и массы готовой продукции на складах. Главная цель этой модели - сведение к минимуму негативного влияния накопления запасов, что сопровождается определенными затратами. Это в частности расходы на размещение заказов на хранение, потери, вызванные недостаточным уровнем запасов, и т.д. Модель линейного программирования применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

Имитационное моделирование означает процесс создания модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Если результаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствует о положительных результатах, менеджер может с высокой уверенностью вынести решение об осуществлении изменений в реальной системе.

Самым распространенным методом принятия решений является экономический анализ, который охватывает почти все методы оценки издержек и экономических преимуществ, а также относительной рентабельности деятельности предприятия. Типичная экономическая модель основана на анализе безубыточности, методе вынесения решений с определением точки, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, т.е. точки, в которой предприятие становится прибыльным. Нахождение точки безубыточности дает значительный эффект и объем полезной информации.

Сопоставляя величину точки безубыточности и оценка объема продаж, в идеале полученную методами анализа рынка, менеджер может рассчитать будущую доходность проекта, ориентировочный уровень риска.

Нужно обратить внимание на общую характеристика методов прогнозирования, в которых используется как накопленный в прошлом опыт, так и текущие предсказания относительно будущего с целью его определение. Результатом прогнозирования является представление о будущем, которое можно использовать как основу для планирования. Выделяют экономические прогнозы, прогнозы развития технологии, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, разнообразные рыночные прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование.

Существуют две типовые методы количественного прогнозирования - это анализ временных рядов (экстраполяция) и казуальное (причинно-следственное моделирование. Анализ временных строк - это проявление образцов и тенденций прошлого и пролонгации в будущее. Используется для оценки спроса на товары и услуги, оценки потребности в запасах, прогнозирования структуры сбыта, которая характеризуется сезонным колебаниям и т.д. Казуальное прогнозирования олицетворяет попытка спрогнозировать то, что произойдет в таких ситуациях, исследованием статистической зависимости между фактором, рассматривается, и другими переменными. Метод экспертных оценок - формализованный вариант метода коллективной мысли, процедура, позволяющая группе экспертов приходить к согласию. Каждый эксперт заполняет опросные листы по поводу проблемы, которая рассматривается, затем получает сводные ответы других экспертов (преимущественно, анонимных), а потом еще раз рассматривает свой прогноз.

Обобщение мировой и отечественной практики свидетельствует, что менеджмент в предпринимательстве должен быть направлен на комбинацию двух главных факторов, которые определяют успех фирмы в конкурентно-рыночной среде: инновационную деятельность, научно-технические, экономические и организационные нововведения, взаимосогласованы, органично-соединены с соответствующей активностью маркетинговых исследований. Собственные разработки продукта имеют согласовываться с “распознаванием желаний клиента”, сервисными услугами, послепродажным обслуживанием, высокой готовностью к поставок, учетом особых пожеланий клиентов и гарантией качества. Это имеет гораздо большее значение, чем цена товара или услуг.

Инновации подталкивают к сокращению жизненного цикла продукта, т.е. времени от идеи до появления его на рынке. Параллельно сокращается и рыночный цикл продукта, что обусловливает необходимость сокращение срока окупаемости затрат за короткий период. Если исходить из предложенного некоторыми исследователями расчета, что срок жизни продукта на рынке в среднем в промышленности 5-7 лет, а доходы превышают расходы только с достижением фазы роста, то на получение прибыли остается максимум 3-4 года.

Выбор стратегии экономического рост возможен только при условиях изменения организационной структуры производства, создание небольших производственных единиц - модулей, то есть гибких подразделений, ускоряют инновационные процессы. Групповая динамика становится новой моделью организации, которая в наибольшей степени способствует инновациям. Активизация творческих усилий каждого работника, формирование инновационных групп - составляющие успеха фирмы.

Предпринимательская и инновационная деятельность должна быть организованной. Внедрение предпринимательского управление, по мнению многих исследователей, должно строиться на принципах:

• Благоприятность для нововведений на основе разработки определенной политики и ее методического обеспечения.

• Систематическое измерение эффективности действий фирмы.

• Осуществление последовательной политики относительно организационной структуры, кадров, менеджмента, оплаты труда, стимулирования и вознаграждений.

• Введение ограничения на то, что не является первоочередной потребностью.

Предпринимательская политика требует, чтобы нововведение не было привязано к чему-то существующему, оно должно быть выгодным для менеджеров, быть гарантом их занятости и благосостояния. Значение нововведения и его параметры должны быть определены. С этой целью составляют план инновационных мероприятий с разбивкой на конкретные задачи. Основным звеном в этом плане становится анализ продолжительности цикла существующих продуктов, услуг и т.п. (анализ производственно-хозяйственной деятельности фирмы, продуктов или услуг, технологий и рынков, определения инновационного разрыва и инновационной потребности). На этой основе рассчитывают финансовые ресурсы, кадры для предпринимательского управления.

Практика предпринимательства (методическое обеспечения) заключается в разработке соответствующей методики управления. Чаще всего - это использование ежемесячных отчетов, сравнение положительных и отрицательных аспектов, совещания с управления, на основе чего определяют способы совершенствования текущей предпринимательской и инновационной деятельности.

Оценка эффективности инновационной деятельности предусматривает обеспечение обратной связи между результатами и ожиданиям; критический анализ совокупности всех инновационных действий. После этого происходит сравнение общей эффективности инновационных мероприятий с поставленной целью, достигнутыми показателями на рынке и результатом всей производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности фирмы.

В то же время инновационное внедрение требует определенного обособления от основной деятельности в вопросах организации выполнения работ, их оценки, стимулирования и т.д. Поэтому целесообразно объединять управленческие структуры с предпринимательскими, а именно новаторство не должно приобретать характер диверсификации.

Итак, менеджмент в предпринимательстве, с учитывая устоявшиеся подходы к управлению, основное внимание сосредотачивает на трех аспектах развития фирмы, а именно:

• на непрерывных маркетинговых исследованиях рыночной среды; на разработке новых продуктов и технологий, формы увеличение удельного веса продукции фирмы на рынке; как можно лучшем удовлетворении потребностей потребителей;

• на активной инновационной деятельности фирмы, которая создает возможность постоянно обновлять продукцию, услуги и в отличие от традиционного реагирования на потребности рынка стимулировать спрос новейшими технологиями, продуктами и услугами, расширяя таким образом емкость рынка;

• на целенаправленной аналитической работе менеджеров по выявлению сильных и слабых характеристик как фирмы в целом, так и ее отдельных направлений деятельности.

• развитие взаємоузгоджений предпринимательского управления в единстве и взаимном дополнении указанных направлений деятельности является ведущей конструкцией механизма успеха фирмы на рынке, залогом ее конкурентоспособности.