Тема 3. Управление инновационной
деятельностью предприятия
3.6. Организация инноваций
Понятие «организация инноваций»
характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных личностей и
автономных групп сотрудников, ориентированных на достижение некоторых целей по
образованию и реализации в социально-культурной, научно-технической, производственной,
экономической сферах деятельности людей инновации того или иного вида направленности,
разной степени новизны и сложности, практической ценности и эффективности
путем совместных и скоординированных действий. При этом инновационная деятельность
характеризуется динамизмом, высокими темпами морального устаревания полученных
результатов и соответственно появлением и реализацией все новых инноваций.
Организацию инноваций можно
рассматривать с различных позиций, в частности, как:
1) Внутреннее упорядочение той или
другой системы и согласованное взаимодействие частей.
2) Совокупность процессов или действий,
направленных на создание и совершенство взаимосвязей между частями целого.
3) Объединение людей, совместно
реализуют ту или иную программу и достигающих определенных целей, действуя на основе
установленных правил и процедур.
Успешное внедрение
научно-технических новшеств с указанными параметрами и сроками
обеспечивается соответствующей организацией процесса внедрения на всех стадиях
цикла «исследование - производство - эксплуатация». Основными задачами
внедрение результатов НИОКР являются:
• обеспечение процессов внедрения
прогнозов, комплексных программ, перспективных и текущих планов, оперативного управления;
• сбалансированность планов новой
техники с планами капитального строительства, поставок оборудования и материалов;
• выбор таких организационных форм
внедрение, которые наиболее соответствуют решаемым задачам;
• достижение рациональных соотношений
производственных мощностей;
• рациональное использование научных,
конструкторских, проектных, технологических, испытательных и производственных
мощностей;
• развитие и повышение эффективности
работы экспериментальных участков, исследовательских производств и исследовательских
баз;
• использование современных экономических
отношений участников разработки, соблюдения сторонами договорных обязательств;
• кадровое обеспечение процессов
внедрения;
• широкая реклама научных инноваций
в предполагаемых сферах использования;
• создание сети сервисного
обслуживание новых интеллектуальных продуктов у потребителя.
Использование традиционных и новых
форм организации внедрения инноваций определяют возможность, масштаб и срок
внедрение, а также технический, экономический и социальный эффект от инновации.
Основные термины и понятия:
инновационная политика предприятия, планирование инноваций, стратегическое
планирование, стратегия, организация инноваций.
Вопросы к разделу 3:
1) Назовите
составляющие элементы инновационной политики предприятия;
2) Особенности инновационной
политики;
3) Охарактеризуйте порядок
разработка инновационной политики;
4) Укажите основные принципы
планирование инноваций;
5) Классификация типов
инновационной стратегии по X. Фрименом.