Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 3. Управление инновационной деятельностью предприятия

 

3.5. Методы управления выбором инновационных стратегий

предприятия

 

Однако насколько быстро предприятие сможет изменить стратегию, перейти от положения имитатора, что пользуется чужими результатами технологического развития к наступательной стратегии, основывается на творческих возможностях коллектива, во многом зависит от политики руководства.

Единой, успешной для всех предприятий модели инновационной стратегии не существует. Выбор стратегии зависит от большого количества факторов, в т.ч. от рыночной позиции предприятия, динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, продукта или услуг, производимых, состояния экономики, культурной среды и прочее.

Оценка выбранной стратегии осуществляется в виде анализа того, насколько учтены факторы успеха при ее формировании. Важным является вспомогательный анализ с целью определения соответствия выбранной стратегии возможностям фирмы и требованиям внешней среды, приемлемости риска, заложенного в стратегии (реалистичность предсказаний, негативные последствия, насколько риск оправдан).

Выбор инновационной стратегии включает такие этапы:

1) определяются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие;

2) разрабатываются и оцениваются альтернативные инновационные стратегии;

3) осуществляются выбор и обоснование инновационной стратегии, которой отдается предпочтение.

Инновационную стратегию развития предприятия следует рассматривать на нескольких уровнях планирования и управления. Для ее разработки применяют различные подходы. Так, на корпоративном уровне управления целесообразно использовать, в основном SWOT -анализ, на бизнес-уровне -GAP-анализ, стратегическая модель Портера, матрицу Бостонской консультативной группы, матрица „Мак-Кинси - Дженерал Электрик”; на товарном уровне - в основном STP-анализ.

Инновационная стратегия не будет действительно эффективной, если она не учитывает ситуации на предприятии, не создает существенного преимущества над конкурентами и не обеспечивает развития предприятия в долгосрочной перспективе. После выбора наиболее привлекательной инновационной стратегии принимается решение о выделении ресурсов на разработку новых проектов. Таким образом, при определении наиболее привлекательной инновационной стратегии организации придерживаются определенных критериев, среди которых важнейшими есть:

• соответствие возможностям и угрозам внешней среды;

• соответствие целям организации и совместимость с ее миссией;

• достижение конкурентных преимуществ за счет использования сильных сторон фирмы и слабости конкурентов, нейтрализации или компенсации слабых сторон и сильных сторон предприятия (преимуществ) конкурентов;

• наличие необходимых ресурсов, научного, технического, производственного, кадрового потенциалов;

• достижение баланса между всеми структурными подразделениями фирмы;

• использование эффекта синергизма инновационной деятельности как единой системы.