Тема 3. Управление инновационной
деятельностью предприятия
3.5. Методы управления выбором
инновационных стратегий
предприятия
Однако насколько быстро предприятие
сможет изменить стратегию, перейти от положения имитатора, что пользуется
чужими результатами технологического развития к наступательной стратегии,
основывается на творческих возможностях коллектива, во многом зависит от
политики руководства.
Единой, успешной для всех
предприятий модели инновационной стратегии не существует. Выбор стратегии зависит
от большого количества факторов, в т.ч. от рыночной позиции предприятия,
динамики ее изменения, производственного и технического потенциала предприятия, продукта
или услуг, производимых, состояния экономики, культурной среды и прочее.
Оценка выбранной стратегии
осуществляется в виде анализа того, насколько учтены факторы успеха при ее
формировании. Важным является вспомогательный анализ с целью определения соответствия
выбранной стратегии возможностям фирмы и требованиям внешней среды,
приемлемости риска, заложенного в стратегии (реалистичность предсказаний,
негативные последствия, насколько риск оправдан).
Выбор инновационной стратегии включает
такие этапы:
1) определяются базовые стратегии
развития и их инновационные составляющие;
2) разрабатываются и оцениваются
альтернативные инновационные стратегии;
3) осуществляются выбор и
обоснование инновационной стратегии, которой отдается предпочтение.
Инновационную стратегию развития
предприятия следует рассматривать на нескольких уровнях планирования и управления. Для ее
разработки применяют различные подходы. Так, на корпоративном уровне управления
целесообразно использовать, в основном SWOT
-анализ, на
бизнес-уровне -GAP-анализ, стратегическая модель Портера,
матрицу Бостонской консультативной группы, матрица „Мак-Кинси - Дженерал
Электрик”; на товарном уровне - в основном STP-анализ.
Инновационная стратегия не будет
действительно эффективной, если она не учитывает ситуации на предприятии, не создает
существенного преимущества над конкурентами и не обеспечивает развития предприятия в
долгосрочной перспективе. После выбора наиболее привлекательной инновационной
стратегии принимается решение о выделении ресурсов на разработку новых
проектов. Таким образом, при определении наиболее привлекательной инновационной
стратегии организации придерживаются определенных критериев, среди которых важнейшими
есть:
• соответствие возможностям и
угрозам внешней среды;
• соответствие целям организации и
совместимость с ее миссией;
• достижение конкурентных преимуществ за
счет использования сильных сторон фирмы и слабости конкурентов,
нейтрализации или компенсации слабых сторон и сильных сторон предприятия
(преимуществ) конкурентов;
• наличие необходимых ресурсов,
научного, технического, производственного, кадрового потенциалов;
• достижение баланса между всеми
структурными подразделениями фирмы;
• использование эффекта синергизма
инновационной деятельности как единой системы.