Урок 14
Тема. Заметка в газету. Обобщение знаний и умений по разделу «Текст»
Цель: проведя анализ текста, определить правила написания заметки в газеты и ее характерные особенности; учить писать и правильно оформлять письма, проводить подготовительную работу по составлению устного произведения; обобщить знания детей по теме «Текст»; развивать речевые умения учащихся, наблюдательность, аналитические умения, пополнять активный словарный запас учащихся; воспитывать уважение к людям, уважительное отношение к взрослым.
Оборудование: карточки со словарными словами.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
Индивидуальный опрос.
Несколько учеников зачитывают произведения, составленные за упражнением 53. Ученики высказывают свои впечатления относительно соблюдения структуры текстов.
- Что объединяет эти произведения? (Общая тема)
- Какова тема произведения?
- Какой тип текста?
- Из каких структурных частей состоят тексты-повествования и описания?
- Какова цель зачина (основной части, концовки)?
II. Актуализация и мотивация обучения
Устное коллективное выполнение упражнения 54.
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять такие тексты-заметки в газеты.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа-рассказ
Учитель демонстрирует ученикам газету, объясняет принцип ее построения, зачитывает одну из статей. Проводится анализ написания и оформления статьи.
2. Коллективное выполнение упражнения 55
Целесообразно предложить учащимся оформить свои работы на отдельных листах, которые они сдают «членам редколлегии», что их оформляют в классную газету.
3. Работа со словарным словом
- Закончите предложение одним словом.
Ежедневная газета - газета, которая издается ... (ежедневно).
Еженедельная газета - газета, которая издается ... (еженедельно).
- Подумайте, какие «ловушки» могут быть в словах еженедельно, ежедневно.
- Проверьте свои догадки по словарю на обложке учебника.
- Оправдались ли ваши предположения?
- Запишите эти слова в словарик, подчеркнув орфограми.
- Найдите слово, которое можно включить в эту группу слов. (Ежечасно)
- Запишите и его.
(Учитель прикрепляет на доску карточки со словарными словами.)
Игра «Спеши - запомни»
В течение 5-8 секунд ученики молча читают слова. Учитель снимает карточки и предлагает записать слова. Проверку следует осуществить путем взаємоперевірки.
- Кому удалось написать без ошибок? Молодцы! А кому не удалось записать - дома потренируйтесь.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Минутка чистопису
Лю ба Дорогая бабушка!
- Где можно использовать это обращение?
2. Игра «Поиск»
По материалу упражнения 56 учащиеся сравнивают заметку в газеты и письмо.
- Какие отличия в оформлении и составлении письма вы заметили?
- Попробуйте устно составить письмо. (Выслушать нескольких учеников.)
3. Работа со словарным словом
- Посмотрите на выделенное слово в упражнении 56.
- Что вы можете рассказать о его правописание?
- Где мы уже встречали такую орфограму?
- Вспомните эти слова.
- Внесите слово каждое утро к словничка.
- Выпишите предложение с этим словом и разберите его за членами предложения.
- Что интересного заметили?
4. Редактирование текста
Работа в парах за упражнением 58.
Проверка - презентация парой своего текста.
5. Развитие связной речи (упражнение 57)
- Обратите внимание на слова жебоніти и дзюркотіти. Что о них можете сказать? А для чего нужны в речи синонимы?
VI. Итог урока
1. Игра «Будь внимательным»
- Мы закончили работу над темой «Текст». Прочитайте вопросы на с. 30. На какие из них мы уже дали ответ на уроке? Кто может ответить на вопросы 6 и 7?
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Упражнение 59, повторить словарные слова, подготовиться к контрольной работе.