Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 70

Тема. Чередование [о] - [е] после [ж], [ч], [ш]; [ы] - [и] после [ж], [ч], [ш], [шч] и [г], [к], [x] в корнях слов

 

Цель:

· обучающая: объяснить закономерности чередования гласных после шипящих и задньоязикових звуков в корнях слов; формировать обще-познавательные умение находить слова с предложенной орфограмою в текстах; совершенствовать орфографические и орфоэпические умения;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать внимательное отношение к родному языку.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, фразеология, морфология,синтаксис.

Межпредметные связи: язык, литература, украиноведение, устное народное творчество.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Орфоэпическая минутка (слова записаны на доске)

► Произнесите хором слова, правильно их подчеркивая. Перепишите слова в тетрадь, поставив правильное ударение.

Напиток, столяр, ценник, отразить, нести, придешь, придет, приду, который, сельскохозяйственный, цыган, ирис (растение).

Работа по карточкам (2 ученика)

Карточка 1

► К слов с [о] подберите их формы или однокоренные слова с [а].

Помощь, победить, ломить, выскочить, захватить, катиться.

Карточка 2

► К слов с [е] подберите их формы или однокоренные слова с [и]. Беречь, врать, чесать, шептать, плести.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа с таблицей

► Проанализируйте таблицу. Расскажите о закономерности чередования [о] - [е] после [ж], [ч],[ш] и [й].

 

Чередование [о] - [э] после шипящих и [и]

 

Условия дежурства

Примеры

Пишем в

После ж, ч, ш и и перед твердым согласным, а также перед составами с а, о, у, и ы (которое происходит от древнего [ы]). Но: сохраняет е, если согласный [ч] в следующем составе в давние времена был мягким

пчела, домик, вечера, женатый, мужчина, почему-то, черный, шестой, щока.Але: ложечка (в древней языку [ложечка], как теперь в российский ложечка), байка, лієчка-лієчок и под.

Пишем е

После ж, ч, ш и и перед мягкими согласными, а также перед составами с е и ы (которое происходит от древнего [и])

Ужин, вишен, источник, женить, ніженька, пшеница, ученик, четвертый, щемить.

В наречиях типа враждебно, горячее. Но:творчески, законодательно, хищно

После ж, ч, ш и и перед мягким согласным:

в существительных женского рода III склонения в суффиксе-ост (и)

безкрайості, свежести (как в вечности, радости)

в Д. в. и М. и. единственного числа некоторых существительных

пчеле, пшене (согласно пчела, пшено)

в окончаниях Г. в. и 0. в. падежей прилагательных, местоимений и числительных женского рода

безкрайої, горячей, первой, нашей (в соответствии с безбрежного, нашего, второй, где в закономерный)

в производных образованиях

темнеть, чернеть (ибо вечер, черный)

 

Исключения из правил: жерло, пещера, красный, очередь, чепурной, черствый, щедрый, Черкассы.

 

Объяснение алгоритма

 

 

 

Наблюдения над языковым материалом

► Объясните написание [е] - [о] после букв, обозначающих шипящие согласные и [и]. Выясните, в каких словах дежурство не соответствует правилам.

Черешня, вечерницы, краснеть, краешек, Черновцы, возбуждение, честность, черепица, чемпион, чемодан, щемить, желтый, длинный, пшено, уточка.

Комментируемое письмо

► Запишите слова, объясняя правописание гласного.

Сколько, кипело, кольцо, горняк, кошка, щетка, конец.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Исследования-анализ

► Выпишите из пословиц слова, в которых происходит чередование согласных и гласных звуков.

1. Вкусное, хоть на собак вылей. 2. Сопя, как кузнечный мех. 3. Поет, как муха в кувшине. 4. Стоит, как на ножах. 5. Помощник, как коню заяц. 6. Подгоняй коня овсом, а не кнутом. 7. Волна одна одну нагоняет.

► Прокомментируйте значение поговорок. С одной составьте предложение. Проверь себя

► Перепишите, вставляя пропущенные буквы ыи и.

1. Можно все на св..е..б..рати сыну,..брать нельзя т..лькы Родину (В. Симоненко). 2. Г..рськіверш..ны утопали в облаках (В. Кучер). 3. Любит он такие ночи без веч..ные, и эту тишину, и какую-то таинственного..сть, гармонию во всей пр..роде. 4. Снежная вода еще пахла острой св..же..стю, как первые подснежники (О. Гончар). 5. Под звездами тр..вожними каждую ночь я слышу взгляд предков на себе (Д. Павлычко).

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

► Перед составом с какими гласными пишется е после шипящих и и?

► Перед составом с какими гласными пишется ыпосле шипящих и и?

► Почему в слове книжечка - книжечек мы пишем букву е?

► Объясните правописание слова щегол.

Физкультминутка

Столяры-молодцы,

Тешуть столики и стулья.

Пилочками чики-чики,

Молотками туки-туки.

Чик-тук-туки, чик-тук-туки,

У нас к труду способные руки.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

► Продолжите предложения.

Я узнал, что... . Я понял, что... . Я запомнил, что... .

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: придумайте сказочную историю, чтобы объяснить, почему звуки начали чередоваться.

► Выучите скороговорку Туман в траве стерег стадо, Не даст стадо на растерзание.