Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 71

Тема. Основные случаи чередования в - в, и - и

 

Цель:

· обучающая: объяснить закономерности чередования звуков как одну обусловило звучности украинского языка; формировать обще познавательные умение находить слова с указанной орфограмою в текстах; совершенствовать орфографические и орфоэпические умения;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к аналитическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать ответственность за сохранение культурных достояний украинского народа, его духовного наследия.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис.

Межпредметные связи: язык, литература, украиноведение, устное народное творчество.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

► Как вы понимаете понятие песня?

► Любите ли вы петь? Какие песни?

► Какое настроение создает вам песня?

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Создание ассоциативного куста. Работа в группах

► Подберите слова к понятию песня.

1-я группа - существительные;

2-я группа - прилагательные;

3-я группа - глаголы.

► Составьте с этими словами предложения с предлогом в (в).

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Самостоятельная работа с учебником

► Ознакомьтесь с правилами чередование звуков [в] - [в], [и] - [и]. Переведите их. Объясните, какую роль выполняют эти дежурства в речи.

Распределительный диктант

► Запишите слова, распределив их в две колонки: 1) слова, в которых чередование в с в возможно; 2) где его нет.

Утром, зимой, власть, указка, управа, влияние, впечатление, воображение, Урал, Уфа, вечером, урожай, внимание, уже, урок, вклад, условие, удача, уступ.

Объяснительный диктант

► Запишите предложение, объяснив закономерности чередования звуков [в] - [в], [и] - [и].

Вдоль черной стеной виструнчились сосны и шепчутся между собой. Холодный ветер находит тебя, в какую бы сторону ты не вернулся... Відлунюється в принишклому лесу звон колесных шин. Ходуном ходит из стороны в сторону виз, и кажется, что звезды на небе не стоят на одном месте (По Ю. Збанацкой).

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Игра «Кто больше?»

► Выпишите из текста слова, в которых происходят чередования звуков. Объясните их.

Лингвистический анализ

► Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя буквы.

И НАПУТСТВИЕ, И ОБЕРЕГИ

Кол..скова... Это слово (в, в) каждого из нас вызывает самые разнообразные ассоциации, волну т..пла (и, и) нежности. Но не каждый знает, как бы..гатощ..ных, мелодичных песен этого жанра фольклора создал народ. Они зародились(в, в) древности, когда человек верил (в, в) способность пожелания, выраженного (в, в) слове, (в, в)пливати на реальность. Именно поэтому (в, в) колыбельных так много добрых билбордов малышу.

Ребенка убаюкивают сон (и, и) дремота. Голуби и неизменный обитатель крестьянской избы - кот (в, в)сіляко заботятся о младенце. А песни, (в, в) которых кот проявляет определенный характер, способность и к хорошим, и к неблаговидным (в, в)поступков, направленные до первых проблем..сків сознании малыша. Колыбельные были интересными (и, и) обучающим (и, и) для детей старшеньких.

Есть среди колыбельных глубоко лирические произведения. (В, В) них (и и) призыва здорового сна, (и, и) об..реги от болезней, злых (в, в)поступков. Ребенок (в, в) звуках материнской песни слышала ее любовь (и, и) заботу. Колыбельная будто обнимала малыша, создавая действительно неповторимый мир детства, становясь началом понимания этого мира.

Колыбельных песен множество, но мало их знают сегодня. Поэтому важно сохранить эту красоту, чтобы дарить ее каждому ребенку, как залог счастливой судьбы (3 журнала).

► Прочитайте выразительно текст. Определите его стиль и тип речи.

► Что отражено в названии: тему или идею текста?

► Знаете ли вы колыбельные песни?

► Составьте план текста.

► Объясните значение слова фольклор.

► Обоснуйте орфограми, которые вы выбрали.

► На все правила чередования звуков [в] - [в], [и] - [и] в текстіє примеры?

► Запишите выделенные слова фонетической транскрипции.

► Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Определите строку, в котором на местах пропусков во всех случаях нужно вставить в.

1... вагоне,.. Ровно, ветер.., поле, птичка.. океане. 2. рыба., озере,.. Ялте, пылинка.., глазу,.. Одессе. 3. изображение., телевизоре, номер.. гостиницы, пальма.. оазисе. 4. ..вес ..дарник, ..выбрать свой, ..вертюра, ..побережья,..права..ладар.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

► Оцените свою работу на уроке,

► Довольны ли вы результатом?

► Что вам сегодня запомнилось?

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: попросите маму или бабушку спеть вам колыбельную. Запишите ее в тетрадь.