Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 69

Тема. Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков.

Чередование [о] - [а], [е] - [и], [э] - [ы], [о], [е] с [и]; [г], [к], [x] - [ж], [ч], [ш] - [с], [ц], [с]

 

Цель:

· обучающая: объяснить закономерности чередования гласных [о] - [и], [е] - [и], [э] - [ы], [о], [е] с [и] и согласных звуков в корнях слов; формировать загальнопізнавальні умение находить слова с указанной орфограмою в текстах; совершенствовать орфографические и орфоэпические умения;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать особое отношение к родительскому дому, патриотические чувства.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис.

Межпредметные связи: язык, литература, украиноведение, устное народное творчество.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Лингвистический анализ текста

► Прочитайте текст. Определите основную мысль. Подберите заголовок. Что он отражает: тему или основную мысль?

ХАТО МОЯ, РОДНАЯ ХАТО!

Хата моя, родная родительская хато! Ты выплываешь из туманной дали прошлых лет и стоишь передо мной белым видивом, словно облачко среди буйного цветения вишен.

Каким теплом и ласковым семейным уютом, какой добротой и материнской лаской веет от тебя, родная хато!

Первые воспоминания о дом - словно розовый рассвет детства. У потолка у тебя над головой, под дубовым тесаным волоком засохшие полевые цветы. К балке на крюке прикреплена веревочками вербова колыбель. Мать напевает колыбельную песню про котика-вуркотика...

Из родительского дома началось познание мира. Солнечное сніп'я лилось через окна, и от того на стенах выигрывали розгаптовані цветами полотенца, распростерли крылья, словно петушки. Красные гроздья калины аж горели в дозрілій великолепии. Золотистые кисточки хмеля свисали с полотенец до самого стола и пахли хлебом. А может, то шел дух от хлеба, которые мама испекла в печи на капустном листе и положила на столе, накрыв белой скатертью...

Родная родительская хато! Всем лучшим, что есть в моей душе, благодарю тебе. Ты научила меня с детства уважать старших, чтить отца и мать, быть терпеливым, честным и трудолюбивым. Родная моя хато! Давно я ушел от твоего порога. И где бы я не был, под которыми высокими крышами не жил, никогда не забуду твоей крыши. Ибо разве может порядочный сын забыть свою мать, свой дом, в котором впервые взглянул на мир?

Будь благословенна, моя хато! (По И. Цюпою)

Беседа

► Чем люди украшали свои жилища?

► 3 чего была сделана колыбель?

► На чем выпекали лепешки?

► Выясните по толковому словарю значение подчеркнутых слов: гроздь, вышивать, сволок.

► Объясните точки и знак вопроса в конце предложения,

► Выпишите из текста выделенные слова. Подберите к ним однокоренные. Объясните, какое явление вы наблюдаете. Назовите звуки, которые чередуются, и запишите их парами рядом с теми словами, в которых произошло чередование.

Исследования-наблюдения

► Проанализируйте таблицу. Определите, какие случаи чередования вам уже знакомы (из предыдущего упражнения).

 

Самые распространенные случаи чередования звуков

 

Условия дежурства

Примеры

Гласные

В закрытых и открытых складах [е], [о] // [и]

конь - ко-ня;

ка-минь - ка-ме-ня;

В немногих глагольных корнях [е] // [ы], если далее следует суффикс-а-

беру - собирать;

тереть - стирать

В немногих глагольных корнях [о] // [а], если далее следует суффикс-а-

мочь - помогать;

клонитися - кланяться

В немногих глагольных корнях [е] // [и]

мести - выметать

Согласные

[г] // [ж] // [с]

лед - льдина - на кризисе

[к] // [ч] // [ц]

женщина - женский - женщине

[x]// [ш]// [с]

горох - горошек - в горохе

[г] // [ж]

мочь - могу

[т] // [ч]

катить - качу

[с] // [ш]

просить - прошу

[ст] // ш [шч]

пустить - пущу

[д] // [дж]

сажать - сажаю

[зд] // [ждж]

ездить - езжу

К губных согласных при чередовании прилагается |л']:

[б] // [бл'], [п] // [пл'], [м] // [мл'], [в] // [вл ] [ф] // [фл']

любить - люблю,

купить - куплю,

понимать - понимаю,

ловить - ловлю,

графити - графлю

 

Запомните исключения! Полотенце, ружье, подсолнечник, сердешный (в значении «бедный»), дворушний, мирошник, прошлогодний.

► Определите значение выделенных слов-исключений с толковым словарем.

Не происходит чередование

В глагольных корнях [о] чередуется с [а]:

произнести - произносить

вырастить - выращивать

простить - прощать

установить - устанавливать

[о], [е] не переходит в [и]:

1) В группах-ор-, -ер-, -ов - между согласными: волк - волка, шелк - шелка;

2) в группах с повноголоссям-оро-, -оло-, -ере-: огород, мороз, пыль, берег, зелень, через;

3) когда [о], [е] вставные или выпадающие: земля - земель, сказка сказок, ветер - ветра.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Классификация языковых единиц

► Подберите однокоренные слова, выясните случаи чередования. Подчеркните карандашом орфограми.

Воля, рука, гнать, муха, драть, работа, Ольга, ломив, глаз, друг, печь, радости, стелить, река, осень, украсить, наука, летать, схватить, корень, птица, плести, уважение, ухо, беречь, случится.

Орфографический практикум

► Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверьте правильность написанного по орфографічним словарем.

Зб..рати, вып..палачи, г..ь, замир..рати, ву..ко, шк..льный, щ..ка,к..ня, Льв.., л..ду, подп..рати, в ру..и, торг..свободный.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Распределительный диктант

► Прослушайте слова. Запишите их в две колонки, распределив так: 1) слова, в которых происходит чередование гласных; 2) слова, в которых происходит чередование согласных.

Печь - выпекать, кожух в кожухе, катить - катать, берег - побережье, нести - носить, клонити - кланяться, свекровь - свекрушин, мести - подметать, брести - бродить, гнать - гонять, деру - задирать, воля - свободен, женщина - женин, нога - ноге, движение - в движении.

Игра «Кто больше?»

Вариант 1

К словам лететь и плести подбираются однокоренные слова. Происходит чередование звуков?

Вариант 2

К словам гнать, мочь подбираются однокоренные слова. Происходит чередование звуков?

Беседа

► Для чего необходимо знать различные случаи дежурств?

► Какие вы знаете виды чередования гласных звуков? Сформулируйте правила.

► Какие вы знаете виды чередования согласных звуков?

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: опишите свой дом. Передайте в произведении те ощущения, которые она у вас вызывает.

► Выучите скороговорку Наша верба найкорчукуватіша.