Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 14

Тема. Общий знаменатель нескольких дробей. Возведение дробей к наименьшему общему знаменателю

 

Цель: на основе основного свойства дроби сформировать представление учащихся о содержании понятия возведение дробей к общему знаменателю, а также начать работу по выработке умений возводить дроби к наименьшему общему знаменателю.

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Ход урока

 

И. Проверка домашнего задания

Поскольку предыдущая тема проработана, то фронтальной проверки домашнего задания (ради экономии времени) на уроке можно не делать. Достаточно собрать тетради и проверить работы учеников.

 

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислите:

 

2. Найдите среди чисел равные и объясните: ; ; 1; ; ; ; ; ; 0,5; ; 0,4.

3. Найдите НСК чисел (рациональным способом): а) 4 и 8; б) 12 и 16; в) 12 и 11; г) 5; 10; 11.

4. Существует ли такое натуральное число, которое в произведении с числом 6 дало бы число: а) 18; б) 27; в) 3? Ответ обоснуйте.

 

III. Формирование знаний

@ На уроке надо рассмотреть два вопроса.

1. Что означает «возвести дробь к новому знаменателю»?

2. Как свести два (и более дробей) до наименьшего общего знаменателя?

Поэтому и изложение материала можно проводить традиционно, сначала рассмотрев пример на возведение дроби к новому знаменателю, а затем алгоритм возведения дробей к наименьшему общему знаменателю.

Результатом такой работы может быть конспект № 9.

 

Конспект 9

Возведение дробей к НСЗ

1. Возведение одного дроби к новому знаменателю:

надо свести к знаменателю с.

 

1) с : b = n - дополнительный множитель;

2) .

2. Возведение нескольких дробей к НСЗ (наименьший общий знаменатель):

1) найти НСК знаменателей → НСЗ;

2) разделить НСЗ на каждый знаменатель → дополнительный множитель;

3) числитель и знаменатель дроби умножить на дополнительный множитель

Пример

 свести к знаменателю 96.

Поскольку 96 : 4 = 24, то .

 

Пример

Свести и к НСЗ.

Поскольку НСК (5; 7) = 35, то НСЗ = 35.

35 : 5 = 7; 35 : 7 = 5,поэтому

;

 

IV. Формирование умений

@ Согласно схемы объяснения материала, решаем сначала упражнения на:

а) формирование умений возводить дробь к новому знаменателю;

б) формирование умений использовать алгоритм возведения нескольких дробей к НСЗ.

Решение упражнений

И уровень

Устные упражнения

Назовите дробь со знаменателем 16, который равен дроби: ; ; . (Для лучшего восприятия условие можно записать в виде равенства: )

Найдите НСК знаменателей дробей: a) и ; б) и ; в) и .

Лучше сначала просто найти НСЗ для данных дробей.

 

II, III уровни

Письменные упражнения

1. Сведите к знаменателю 48 дроби: ; ; ; ; ; .

2. Сведите к наименьшему общему знаменателю дроби: а) и ; б) и ; в) и ; г) и .

3. Сведите к наименьшему общему знаменателю дроби: а) , и б) , и в) , и .

Дополнительно целесообразно решить задачи на повторение алгоритмов сравнения дробей с одинаковыми знаменателями; сложение и вычитание, а также материала, связанного со смешанными числами.

Задача1. При каких значениях а неравенство правильная?

а) ; б) ; в) ; г) .

Задача 2. Домохозяйка приготовила 13 кг вишневого варенья и 15 кг клубничного. Вишневое она разлила поровну в 15 банок, а клубничное - в 17 банок. Сколько килограммов варенья каждого вида было в одной банке?

Задача 3. Найдите пропущенные буквы

 

 

Задача 4. Найдите пропущенные рисунки:

 

 

V. Итоги урока

Повторить усвоенные термины и понятия можно во время выполнения так называемого «немого диктанта»:

@Учитель заранее за доской готовит записи, содержащие преобразования, рассмотренные на уроке, и просто показывает объекты, название которого ученики должны были усвоить. Например:

 

 

VI. Домашнее задание

1. Сведите к знаменателю 36 дроби: ; ; ; ; ; .

2. Сведите к наименьшему общему знаменателю дроби: а) и ; б) и ; в) и ; г) и .

3. Сведите к наименьшему общему знаменателю дроби: а) , и б) , и в) , и .

4. Запишите неправильной дробью: , , .

5. Выполните действия: а) ; б) ; в) ; г) .