Урок № 14
Тема. Отдельные виды трапеций и их свойства
Цель: дополнить знания учащихся свойствами и признаками отдельных видов трапеций и добиться усвоения содержания изученных утверждений; сформировать умение воспроизводить изученные свойства и признаки отдельных видов трапеций, а также использовать их в осуществлении последовательных рассуждений при решении задач.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Наглядность и оборудование: конспект «Трапеция. Виды трапеции».
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
Традиционно для проверки усвоения учащимися содержания определений и свойств трапеции и ее отдельных видов проводится математический диктант.
Математический диктант
Вариант 1
1. Есть трапецией любой четырехугольник, в котором две параллельные стороны?
2. Стороны угла (нераскрывшегося) пересечены двумя параллельными прямыми. Который образовался четырехугольник?
3. В трапеции MNPK MN || PK.
а) Назовите основания и боковые стороны трапеции.
б) Чему равна сумма M +P?
в) может Ли выполняться равенство MN = РК?
г) может Ли выполняться равенство NP = MK? Ответ объясните.
д) Если NP = МК, то какими будут отрезки MP и NK?
Вариант 2
1. В четырехугольнике ABCD стороны АВ и CD не параллельны. Обязательно ли этот четырехугольник является трапецией?
2. Две параллельные прямые пересечены двумя прямыми, имеющими общую точку. Как называется четырехугольник, что образовался?
3. В трапеции ABKFBK не параллельная AF.
а) Назовите основания и боковые стороны трапеции.
б) Чему равна сумма A +F?
в) может Ли выполняться равенство A =F? Если да, то в каком случае?
г) может Ли выполняться равенство BF = АК? Если да, то в каком случае?
д) Если AF = ВК, то что можно сказать о куги В и F?
Правильность выполнения домашних упражнений достаточно проверить во время фронтальной беседы. Задача № 3 дает ученикам формулировки свойств биссектрис углов трапеции, прилежащих к боковой стороне, поэтому ее доведение следует обсудить, а опорный факт зафиксировать. (Решение этой задачи заранее за доской может выполнить сам учитель или поручить это одному из «сильных» учеников).
III. Формулировка цели и задач урока
Если на предыдущем уроке не были изучены все свойства рівнобічної трапеции (включая дополнительные свойства диагоналей, углов между диагоналями и основаниями т.п.), то для формулировки цели достаточно будет слов учителя о том, что равносторонняя трапеция, кроме указанных в тексте учебника свойств и признаки, имеет еще ряд интересных критериев, то есть свойств и обратных признаков; поэтому целью урока является изучение (т.е. ознакомления с содержанием, доведение и запоминания) этих дополнительных свойств и признаков, а также овладение способами их применения при решении задач.
IV. Актуализация опорных знаний
С целью сознательного понимания и дальнейшего усвоения учащимися содержания свойств и признаков рівнобічної трапеции следует активизировать знания и умения учащихся по определение трапеции и ее элементов на готовом изображении и за обозначением трапеции; определения отдельных видов трапеций; изученных свойств трапеции общего вида и отдельных видов трапеций; определения, свойств и признаков равнобедренного треугольника, прямоугольного треугольника, равностороннего треугольника.
Выполнение устных упражнений по готовым рисункам
1 |
|
Дано: ABCD - равносторонняя трапеция.
Доказать: А = D, B = C |
2 |
|
Дано: ABCD - равносторонняя трапеция.
Доказать: АС = BD |
3 |
|
Дано: ABCD - трапеция, ВК - биссектриса угла В, CM - биссектриса угла С
Доказать: СМВК |
4 |
|
ABCD - трапеция, СК = KD.
Доказать: ВС = DM |
5 |
|
Дано: АВСD - трапеция, АО = ОD.
Доказать: AB = DC |
6 |
|
Дано: ABCD - трапеция, ECD = 80°, CDЕ = 50°.
Найдите углы трапеции ABCD |
V. Дополнение знаний
План изучения нового материала
1. Свойство диагоналей рівнобічної трапеции. Признак рівнобічної трапеции по диагоналям (опорная задача).
2. Свойство углов, образованных диагоналями рівнобічної трапеции с ее основой. Признак рівнобічної трапеции с углами, образованными диагоналями с одной из основ (опорная задача).
3*. Свойство рівнобічної трапеции, диагональ которой является биссектрисой:
· острого угла;
· тупого угла.
4. Свойство отрезков, на которые делит большее основание высота рівнобічної трапеции, проведенная из вершины тупого куга.
@ Материал, вынесенный для изучения на уроке, отнесено к дополнительному материалу (или вообще может рассматриваться только на конкретном примере). Но автор считает, что с целью успешного изучения геометрии в средней школе знания названных свойств полезны для учеников (тем более, что доказательства этих утверждений являются достаточно простыми и опираются на материал, хорошо проработанный учащимися в 7 классе - признаки равенства треугольников и определение и признаки равнобедренного треугольника). Другое дело, изучение критериев рівнобічної трапеции. Если учащиеся имеют высокий уровень интеллектуальной активности, тогда им можно предложить выполнить доказательства этих утверждений самостоятельно. В других случаях уместно провести доведение названных утверждений в форме эвристической беседы (для экономии времени достаточно будет зафиксировать формулировки этих утверждений в тетрадях и не требовать от учащихся воспроизведения доведение) или организовать работу в малых группах (каждая группа получает для доведения свойство) с последующей презентацией и фиксацией в тетрадях учащихся формулировок утверждений.
VI. Формирование первичных умений
Выполнение устных упражнений
Найдите х, у (рис. 1).
VII. Усвоение умений и навыков
Выполнение письменных упражнений
1. Найдите углы:
а) рівнобічної трапеции, если разность двух его противоположных углов равна 80°;
б) прямоугольной трапеции, диагональ которой является биссектрисой тупого угла и образует с меньшей боковой стороной угол 35°.
2. Меньшая основа рівнобічної трапеции равно боковой стороне, а диагонали перпендикулярны к боковым сторонам. Найдите углы трапеции.
3. В трапеции ABCD точка О - точка пересечения диагоналей. Отрезки ОА и OD уровне. Докажите, что АВ = СD.
4. Высота рівнобічної трапеции, проведенная из вершины тупого угла, делит большее основание трапеции на отрезки длиной 3 см и 11 см. Найдите основания трапеции.
5. Диагональ рівнобічної трапеции образует с основанием угол 32°, а ее боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции.
VIII. Итоги урока
Ошибки допустили в изображении трапеции на рис. 2?
IX. Домашнее задание
Изучить содержание определений, свойств и признаков трапеции.
Решить задачи.
1. Найдите углы прямоугольной трапеции, если отношение наибольшего и наименьшего из них равно 3 : 2.
2. Диагональ рівнобедреної трапеции является биссектрисой ее тупого угла. Найдите периметр трапеции, если ее основания равны 5 см и 10 см. Повторить свойство катета, лежащего против угла 30°.