Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 8 классов

Урок № 14

Тема. Отдельные виды трапеций и их свойства

 

Цель: дополнить знания учащихся свойствами и признаками отдельных видов трапеций и добиться усвоения содержания изученных утверждений; сформировать умение воспроизводить изученные свойства и признаки отдельных видов трапеций, а также использовать их в осуществлении последовательных рассуждений при решении задач.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Наглядность и оборудование: конспект «Трапеция. Виды трапеции».

Ход урока

I. Организационный этап

 

II. Проверка домашнего задания

Традиционно для проверки усвоения учащимися содержания определений и свойств трапеции и ее отдельных видов проводится математический диктант.

Математический диктант

Вариант 1

1. Есть трапецией любой четырехугольник, в котором две параллельные стороны?

2. Стороны угла (нераскрывшегося) пересечены двумя параллельными прямыми. Который образовался четырехугольник?

3. В трапеции MNPK MN || PK.

а) Назовите основания и боковые стороны трапеции.

б) Чему равна сумма M +P?

в) может Ли выполняться равенство MN = РК?

г) может Ли выполняться равенство NP = MK? Ответ объясните.

д) Если NP = МК, то какими будут отрезки MP и NK?

Вариант 2

1. В четырехугольнике ABCD стороны АВ и CD не параллельны. Обязательно ли этот четырехугольник является трапецией?

2. Две параллельные прямые пересечены двумя прямыми, имеющими общую точку. Как называется четырехугольник, что образовался?

3. В трапеции ABKFBK не параллельная AF.

а) Назовите основания и боковые стороны трапеции.

б) Чему равна сумма A +F?

в) может Ли выполняться равенство A =F? Если да, то в каком случае?

г) может Ли выполняться равенство BF = АК? Если да, то в каком случае?

д) Если AF = ВК, то что можно сказать о куги В и F?

 

Правильность выполнения домашних упражнений достаточно проверить во время фронтальной беседы. Задача № 3 дает ученикам формулировки свойств биссектрис углов трапеции, прилежащих к боковой стороне, поэтому ее доведение следует обсудить, а опорный факт зафиксировать. (Решение этой задачи заранее за доской может выполнить сам учитель или поручить это одному из «сильных» учеников).

 

III. Формулировка цели и задач урока

Если на предыдущем уроке не были изучены все свойства рівнобічної трапеции (включая дополнительные свойства диагоналей, углов между диагоналями и основаниями т.п.), то для формулировки цели достаточно будет слов учителя о том, что равносторонняя трапеция, кроме указанных в тексте учебника свойств и признаки, имеет еще ряд интересных критериев, то есть свойств и обратных признаков; поэтому целью урока является изучение (т.е. ознакомления с содержанием, доведение и запоминания) этих дополнительных свойств и признаков, а также овладение способами их применения при решении задач.

 

IV. Актуализация опорных знаний

С целью сознательного понимания и дальнейшего усвоения учащимися содержания свойств и признаков рівнобічної трапеции следует активизировать знания и умения учащихся по определение трапеции и ее элементов на готовом изображении и за обозначением трапеции; определения отдельных видов трапеций; изученных свойств трапеции общего вида и отдельных видов трапеций; определения, свойств и признаков равнобедренного треугольника, прямоугольного треугольника, равностороннего треугольника.

Выполнение устных упражнений по готовым рисункам

 

1

Дано: ABCD - равносторонняя трапеция.

Доказать: А = D, B = C

2

Дано: ABCD - равносторонняя трапеция.

Доказать: АС = BD

3

Дано: ABCD - трапеция, ВК - биссектриса угла В, CM - биссектриса угла С

Доказать: СМВК

4

ABCD - трапеция, СК = KD.

Доказать: ВС = DM

5

Дано: АВСD - трапеция, АО = ОD.

Доказать: AB = DC

6

Дано: ABCD - трапеция, ECD = 80°, CDЕ = 50°.

Найдите углы трапеции ABCD

 

V. Дополнение знаний

План изучения нового материала

1. Свойство диагоналей рівнобічної трапеции. Признак рівнобічної трапеции по диагоналям (опорная задача).

2. Свойство углов, образованных диагоналями рівнобічної трапеции с ее основой. Признак рівнобічної трапеции с углами, образованными диагоналями с одной из основ (опорная задача).

3*. Свойство рівнобічної трапеции, диагональ которой является биссектрисой:

· острого угла;

· тупого угла.

4. Свойство отрезков, на которые делит большее основание высота рівнобічної трапеции, проведенная из вершины тупого куга.

@ Материал, вынесенный для изучения на уроке, отнесено к дополнительному материалу (или вообще может рассматриваться только на конкретном примере). Но автор считает, что с целью успешного изучения геометрии в средней школе знания названных свойств полезны для учеников (тем более, что доказательства этих утверждений являются достаточно простыми и опираются на материал, хорошо проработанный учащимися в 7 классе - признаки равенства треугольников и определение и признаки равнобедренного треугольника). Другое дело, изучение критериев рівнобічної трапеции. Если учащиеся имеют высокий уровень интеллектуальной активности, тогда им можно предложить выполнить доказательства этих утверждений самостоятельно. В других случаях уместно провести доведение названных утверждений в форме эвристической беседы (для экономии времени достаточно будет зафиксировать формулировки этих утверждений в тетрадях и не требовать от учащихся воспроизведения доведение) или организовать работу в малых группах (каждая группа получает для доведения свойство) с последующей презентацией и фиксацией в тетрадях учащихся формулировок утверждений.

 

VI. Формирование первичных умений

Выполнение устных упражнений

Найдите х, у (рис. 1).

 

 

VII. Усвоение умений и навыков

Выполнение письменных упражнений

1. Найдите углы:

а) рівнобічної трапеции, если разность двух его противоположных углов равна 80°;

б) прямоугольной трапеции, диагональ которой является биссектрисой тупого угла и образует с меньшей боковой стороной угол 35°.

2. Меньшая основа рівнобічної трапеции равно боковой стороне, а диагонали перпендикулярны к боковым сторонам. Найдите углы трапеции.

3. В трапеции ABCD точка О - точка пересечения диагоналей. Отрезки ОА и OD уровне. Докажите, что АВ = СD.

4. Высота рівнобічної трапеции, проведенная из вершины тупого угла, делит большее основание трапеции на отрезки длиной 3 см и 11 см. Найдите основания трапеции.

5. Диагональ рівнобічної трапеции образует с основанием угол 32°, а ее боковая сторона равна меньшему основанию. Найдите углы трапеции.

 

VIII. Итоги урока

Ошибки допустили в изображении трапеции на рис. 2?

 

 

IX. Домашнее задание

Изучить содержание определений, свойств и признаков трапеции.

Решить задачи.

1. Найдите углы прямоугольной трапеции, если отношение наибольшего и наименьшего из них равно 3 : 2.

2. Диагональ рівнобедреної трапеции является биссектрисой ее тупого угла. Найдите периметр трапеции, если ее основания равны 5 см и 10 см. Повторить свойство катета, лежащего против угла 30°.