Урок 14.
Музыкальные картинки
Цель урока: показать связь музыки с жизнью. Познакомить учащихся с примерами воспроизведения в музыке образов природы. Подчеркнуть роль средств выразительности в создании музыкальных образов. Развивать у школьников эмоциональность, художественно-образное мышление, творческое воображение, совершенствовать певческие и слушательские навыки. Воспитывать любовь к природе, к искусству, учить понимать его язык.
Ожидаемые результаты: учащиеся приводят примеры отражения в музыке картин природы, объясняют, какими музыкальными средствами можно передать светлые и темные краски, выразить настроение человека от созерцания утренней или ночной природы. Учащиеся эмоционально воспринимают музыку, рассуждают о ней, интерпретируют музыкальные произведения, выразительно поют, ритмично двигаются под музыку.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- музыкальный образ;
- средства музыкальной выразительности.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под музыку украинского народного танца «Метелица».
2.2. Распевки. Украинская народная песня «Метелица» (стихи В. Верховинца, 1-й куплет).
2.3. Продолжение работы над песней «Зимушка» (муз. К. Мяскова).
2.4. Разучивание песни «Под Новый год» (муз. Б. Фильц) или «А мы все радуемся» (муз. Т. Димань).
2.5. Исполнение знакомых учащимся песен про зиму и Новый год.
2.6. Проведение музыкальной игры «Дед Мороз и дети» (муз. И. Кишка).
2.7. Слушание пьес М. Сильванского «Рассвет» и «Ночь на реке».
2.8. Обобщение материала.
2.9. Выход из класса под мелодию песни-игры «Дед Мороз и дети» (или по выбору учителя).
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Распевки.
3.2. Продолжение работы над песней «Зимушка» (муз. К. Мяскова).
3.3. Исполнение изученных песен про зиму и Новый год.
3.4. Проведение музыкальной игры «Дед Мороз и дети» (муз. И. Кишка).
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
- Какие виды искусства вы знаете?
Различные виды искусства (живопись, поэзия, музыка и т.д.) каждое по-своему отражают жизнь. Своими средствами выразительности они создают живописные, поэтические или музыкальные образы. На примере изображения в музыке картин природы учащиеся выяснят роль средств выразительности, научатся лучше понимать музыкальный язык.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа по теме урока.
5.2. Разучивание песни «Под Новый год» (муз. Б. Фильц) или «А мы все радуемся» (муз. Т. Димань).
5.3. Слушание пьес М. Сильванского «Рассвет» и «Ночь на реке».
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Какое впечатление произвела на учащихся музыка, что звучала на уроке?
- Какими средствами музыки можно передать светлые или темные краски?
Созерцание картин природы вызывает у человека определенные чувства и настроения, и именно их композитор стремится выразить в музыке. Язык музыки, как и язык живописи, очень выразительная, она может передавать «краски» - светлые, яркие или темные, приглушенные, может «рисовать» картины природы. Виражальне и изобразительное в музыке взаимосвязаны.
6.2. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Ученики учатся понимать язык искусства, чтобы стать его поклонниками.
8. Выход из класса
Под мелодию песни-игры «Дед Мороз и дети» (муз. И. Кишка) (или по выбору учителя).