Урок 15.
Музыка зимних праздников
Цель урока: обогащать представления учащихся о виражальність и изобразительность музыки на примере произведений зимней тематики. Продолжить знакомить школьников с древними традициями зимних народных праздников и песнями, связанными с ними. Развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся, музыкальный слух, творческие способности. Вызвать познавательный интерес к фольклорному материалу, культурных традиций украинского народа, творчества украинских композиторов.
Ожидаемые результаты: учащиеся рассказывают о народные зимние праздники, обрядовые песни, связанные с ними, выразительно исполняют колядки и щедривки, понимают их содержание, выполняют в движении песни про зиму и Новый год, зимние танцы, игры, хороводы, ритмично двигаются под музыку.
Оборудование: _________________________________________
Тип урока: комбинированный, углубление темы.
Доминанты урока:
- зимние народные праздники;
- колядки, щедривки.
1. Организационный этап
1.1. Вход в класс под музыку.
1.2. Проверка присутствия учащихся:
количество по списку ___,
количество присутствующих на уроке ___,
отсутствующих ___.
1.3. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.4. Проверка готовности классного помещения к уроку.
2. Ориентировочный план урока
2.1. Вход в класс под звучание «Щедрика» в хоровом исполнении (обр. М. Леонтовича).
2.2. Беседа по теме урока.
2.3. Слушания украинской народной песни «Щедрик» в хоровой обработке М. Леонтовича.
2.4. Распевки. Начало песни «Щедрик».
2.5. Разучивание украинской щедривки «Ой сивая тая зозуленька» (или украинской народной песни «Ой кто, кто Николая любит»).
2.6. Выполнение изученных колядок и щедривок.
2.7. Просмотр видеоматериала (отрывок из мультфильма «Ночь перед Рождеством» или выступления фольклорных коллективов).
2.8. Слушание песни А. Мигай «Зимушка-зима».
2.9. Выполнение в движении изученных песен про зиму и Новый год.
2.10. Обобщение материала.
2.11. Выход из класса под звучание новогодних песен.
3. Актуализация опорных знаний
3.1. Распевки.
3.2. Исполнение знакомых учащимся колядок и щедривок.
3.3. Выполнение в движении изученных песен про зиму и Новый год; хороводов, игр, танцев.
4. Мотивация учебной деятельности
4.1. Сообщение темы урока.
4.2. Мотивационная беседа с учащимися.
- Какие зимние народные праздники вы знаете?
- Для чего нужно знать народные традиции, украинские обрядовые песни?
Мы изучаем фольклорные традиции, чтобы лучше понимать смысл народных обрядов и песен, стать настоящими украинцами, больше узнать о жизни нашего народа.
5. Этап усвоения новых знаний
5.1. Беседа с учащимися по теме урока.
5.2. Слушания «Щедрика» в хоровой обработке М. Леонтовича.
5.3. Разучивание украинской щедривки «Ой сивая тая зозуленька» (или украинской народной песни «Ой кто, кто Николая любит»).
5.4. Слушания щедривки «Ой сивая тая зозуленька» (или украинской народной песни «Ой кто, кто Николая любит») в исполнении фольклорных (детских) коллективов.
5.5. Просмотр видеоматериала (исполнение колядок и щедривок, отрывка из мультфильма «Ночь перед Рождеством» - колядки и щедривки).
5.6. Слушание песни А. Мигай «Зимушка-зима».
6. Обобщение и закрепление знаний
6.1. Какие зимние народные праздники знают ученики?
6.2. Какое настроение выражено в колядках?
6.3. Где можно услышать их исполнение?
6.4. Что ученики пожелают в собственной щедрівці своим родным и друзьям?
6.5. По желанию - задания в «Рабочей тетради по музыкальному искусству».
7. Подведение итогов урока
Обрядовые песни пришли к нам из глубокой древности. Они всегда играли важную роль в жизни украинцев. Знакомясь с фольклорным материалом, мы приобщаемся к основам украинской культуры, осознаем себя частицей своего народа.
8. Выход из класса
Под звучание зимних песен.