Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 3. Музыкальные образы в литературных произведениях

Урок 13

Тема урока. Сольфеджування упражнения в дводольному размере 2/4. Разучивание песни В. Островского "Зимняя песенка".

Слушание музыки. Концерт № 23. В. А. Моцарта, рассказы В.Короленка "Слепой музыкант"

 

Цель урока: учить дальше детей сольфеджувати упражнения с тактуванням в дводольному размере; вокальные навыки; воспитывать интерес к музыке и литературе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, упражнения, баян, магнитофон, аудио-запись, портрет В. А. Моцарта.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

1) Упражнение на дикцию.

 

image36

 

2) Упражнение на расширение диапазона.

 

image38

 

III. Сольфеджування упражнения с тактуванням.

Беседа за вопросами:

- Для чего служит тактирование?

(Чтобы воспроизвести метр музыкального произведения, то есть показать сильную и слабую долю).

Размер имеет первую сильную долю, а вторую - спабку? (Размер 2/4).

- Посмотрите на упражнение (на доске), в которой я не поставила размера. Вы должны определить его самостоятельно.

 

 

- Сколько долей в каждом такте?

(Две четвертных).

- У всех тактах четвертные ноги?

(Нет, есть и восьмые, половинная).

- Почему размер называется 2/4?

(Потому что две восьмых равны одной четвертній).

- Давайте просольфеджуємо упражнение в ритме.

- А теперь настройка (пение звукоряда до мажор и тонического трезвучия) и просольфеджуємо упражнение, тактуючи на 2.

 

IV. Разучивание песни В.Островського стоит начать с детьми

1. Беседой:

- Осень понемногу сдает свои права и наступает зима. Это прекрасная пора года, когда падает снежок, все становится белым, даже деревья и дома. Вы любите эту пору года? (Ответы детей).

- Сегодня мы изучим с вами песню Владимира Островского „Зимняя песенка”.

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика прослушанного произведения.

- В яшму характере прозвучала песня?

- Что характерно для ее темпа?

(Песня прозвучала в темпе вальса).

- Что еще можно делать под эту мелодию?

(Танцевать).

- Как вы встречаете Новый год?

4. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом, обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию и артикуляцию.

 

Зимняя песенка

Слова и музыка В. Островского

 

image39

image40

 

2. Снегом покрылись тропинки,

Глаза радостные у малышей,

А снежинки, как пушинки,

К земле летят, летят.

Новый год идет к нам.

Радость он несет в наш класс.

Детям утешение, ибо дары

Уже давно ждут нас.

Детям утешение, ибо дары

Уже ждут нас.

 

3. В нашем зале елочка

Сияет красками украшений.

Мы желаем добра вам,

Искренне всех поздравляем вас.

Новый год - радость всем,

Счастьем полнится наш дом.

Пусть сбываются все мечты

Наши в новогодние дни.

Пусть сбываются все мечты

В новогодние дни.

 

V. Слушание музыки.

- Вы, дети, уже поняли, какое большое значение в раскрытии литературных образов имеет сочетание искусства слова и музыки. Такое единство помогает лучше раскрыть душевное состояние человека, его настроение, чувства.

- Сегодня вы послушаете повесть В. Короленко „Слепой музыкант”, в которой рассказывается о судьбе мальчика, который от рождения был слепым, то есть был обречен на постоянные страдания. И он пошел вместе с кобзарем путешествовать. Музыка и песня помогли парню, он стал великим пианистом, музыка „исцелила” его. Сейчас вы послушаете литературно-музыкальную композицию, созданную сочетанием этой повести и „Концерта для фортепиано с оркестром № 23» австрийского композитора В. А. Моцарта.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика прослушанного.

- Помогает ли музыка В. Моцарта лучше понять душевное состояние героя повести?

- Музыка в данном случае играет только роль сопровождения?

- Музыку можно здесь считать действующим лицом повести?

 

VI. Итог урока.