5 КЛАСС
Тема 3. Музыкальные образы в литературных произведениях
Урок 13
Тема урока. Сольфеджування упражнения в дводольному размере 2/4. Разучивание песни В. Островского "Зимняя песенка".
Слушание музыки. Концерт № 23. В. А. Моцарта, рассказы В.Короленка "Слепой музыкант"
Цель урока: учить дальше детей сольфеджувати упражнения с тактуванням в дводольному размере; вокальные навыки; воспитывать интерес к музыке и литературе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, упражнения, баян, магнитофон, аудио-запись, портрет В. А. Моцарта.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1) Упражнение на дикцию.
2) Упражнение на расширение диапазона.
III. Сольфеджування упражнения с тактуванням.
Беседа за вопросами:
- Для чего служит тактирование?
(Чтобы воспроизвести метр музыкального произведения, то есть показать сильную и слабую долю).
Размер имеет первую сильную долю, а вторую - спабку? (Размер 2/4).
- Посмотрите на упражнение (на доске), в которой я не поставила размера. Вы должны определить его самостоятельно.
- Сколько долей в каждом такте?
(Две четвертных).
- У всех тактах четвертные ноги?
(Нет, есть и восьмые, половинная).
- Почему размер называется 2/4?
(Потому что две восьмых равны одной четвертній).
- Давайте просольфеджуємо упражнение в ритме.
- А теперь настройка (пение звукоряда до мажор и тонического трезвучия) и просольфеджуємо упражнение, тактуючи на 2.
IV. Разучивание песни В.Островського стоит начать с детьми
1. Беседой:
- Осень понемногу сдает свои права и наступает зима. Это прекрасная пора года, когда падает снежок, все становится белым, даже деревья и дома. Вы любите эту пору года? (Ответы детей).
- Сегодня мы изучим с вами песню Владимира Островского „Зимняя песенка”.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного произведения.
- В яшму характере прозвучала песня?
- Что характерно для ее темпа?
(Песня прозвучала в темпе вальса).
- Что еще можно делать под эту мелодию?
(Танцевать).
- Как вы встречаете Новый год?
4. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом, обращаю внимание на чистоту интонирования, дикцию и артикуляцию.
Зимняя песенка
Слова и музыка В. Островского
2. Снегом покрылись тропинки,
Глаза радостные у малышей,
А снежинки, как пушинки,
К земле летят, летят.
Новый год идет к нам.
Радость он несет в наш класс.
Детям утешение, ибо дары
Уже давно ждут нас.
Детям утешение, ибо дары
Уже ждут нас.
3. В нашем зале елочка
Сияет красками украшений.
Мы желаем добра вам,
Искренне всех поздравляем вас.
Новый год - радость всем,
Счастьем полнится наш дом.
Пусть сбываются все мечты
Наши в новогодние дни.
Пусть сбываются все мечты
В новогодние дни.
V. Слушание музыки.
- Вы, дети, уже поняли, какое большое значение в раскрытии литературных образов имеет сочетание искусства слова и музыки. Такое единство помогает лучше раскрыть душевное состояние человека, его настроение, чувства.
- Сегодня вы послушаете повесть В. Короленко „Слепой музыкант”, в которой рассказывается о судьбе мальчика, который от рождения был слепым, то есть был обречен на постоянные страдания. И он пошел вместе с кобзарем путешествовать. Музыка и песня помогли парню, он стал великим пианистом, музыка „исцелила” его. Сейчас вы послушаете литературно-музыкальную композицию, созданную сочетанием этой повести и „Концерта для фортепиано с оркестром № 23» австрийского композитора В. А. Моцарта.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Помогает ли музыка В. Моцарта лучше понять душевное состояние героя повести?
- Музыка в данном случае играет только роль сопровождения?
- Музыку можно здесь считать действующим лицом повести?
VI. Итог урока.