5 КЛАСС
Тема 3. Музыкальные образы в литературных произведениях
Урок 14
Тема урока. Гамма до мажор. Тоническое трезвучие. Работа над "Зимней песенкой". Слушание музыки. "До, ре, ми" из кинофильма "Звуки музыки" Р. Роджерса
Цель урока: закрепить с детьми понятие „гамма”, „звукоряд” уметь определять тоническое трезвучие и спеть в данной тональности; развивать ладо-тональный слух и вокально-хоровые навыки; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, баян, таблица.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
- Дети, давайте споем с вами звукоряд с тонікою.
- Что такое тоника?
(Это первая ступень лада). (Дети поют звукоряд „ до мажор.").
- Вспомните, между какими нотами в до мажоре полутон?
(Ми - фа, си - до).
- Если в звукоряде степени строя идут по порядку - от нижней тоники к верхней, такой звукоряд называется гаммой.
- Назовите устойчивые ступени.
(И. III, V).
- Споем их.
- Звуки, построенные на устойчивых ступенях образуют тоническое трезвучие.
- А теперь споем такое упражнение (написана на доске).
- Обратите внимание на построение мелодии. Она в основном построена на устойчивых ступенях.
- Просольфеджуємо упражнение, тактуючи в размере 2/4.
III. Работу над песней стоит продолжать, особенно обратить
а) внимание на темп и динамику при исполнении.
б) повторение изученных песен „Все это нужно мне” А. Житкевича.
IV. Слушание музыки можно начать с пения попевка „До, ре, ми”, который учащиеся изучали в 4-м классе.
- Помните, дети, что это песенка из кинофильма?
- Вы обратили внимание, смотря фильмы, какое значение имеет музыка в кино. В некоторых кинофильмах она выступает действующим лицом. Музыку к к/ф „Звуки музыки” написал Г. Роджерс.
- Послушайте краткое содержание фильма. Молодая няня попадает в многодетную семью, с которой не могли справиться никакие воспитатели. Дети были очень озорные, их было семь, как нот. Но сдружила их с новой няней музыка, потому что все они любили петь, имели прекрасные голоса. Воспитательница придумывала для детей интересные попевки, песенки, которые строились из нескольких звуков. В фильме так много музыки, что она стала главным действующим лицом. Так вот послушайте знакомую вам песенку и сравните со своим пением.
V. Итог урока.