5 КЛАСС
Тема 3. Музыкальные образы в литературных произведениях
Урок 12
Тема урока. Дводольний размер, сильная и слабая доля. Работа над песней "Все это нужно мне".
Слушание: В. Моцарт "Фантазия ре минор" и рассказы К. Паустовского "Старый повар"
Цель урока: закрепить с детьми понятие «размер» на музыкальных фразах, развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке, тесно связанной с литературой.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фонограммы, портрет В. А. Моцарта, таблицы.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие. Объявляю тему урока.
2. Распевки следует начать с:
а) упражнения на плавное голосоведение и цепное дыхание;
б) пение мажорного и минорного звукорядов;
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Во всех музыкальных произведениях мы ощущаем ритмичную пульсацию долей. В каждом такте есть сильная доля, которая определяет начало такта и на него падает главное ударение (акцент) и слабая судьба такие в - это судьба, на которую не падает ударение. В дводольному размере верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя - длительность судьбы. Тактовая черта ставится перед первой наголошеною судьбой. Записывается размер возле скрипичного ключа. Посмотрите на упражнение, которая написана на доске:
Размер упражнения?
- Что он означает?
- Кто пойдет к доске и обозначит сильную долю?
- Назовите ноты упражнения и их продолжительность.
Настройка. Сольфеджування упражнения вместе с учителем, а затем самостоятельно.
III. Работу над песней начинаю с повторения первого куплета. Прежде всего, важно, чтобы дети постоянно чувствовали красоту двоголосного пения в сравнении с единогласным. Слежу за правильностью дыхания, округленістю звука, выразительностью произношения слов. Обрабатываю песню на всех куплетах, осуществляю опроса (по 3-4 ученика у доски). Практикую пение “по рядам” на лучшее исполнение данного куплета песни.
IV. Одним из кульминационных моментов урока по эмоциональной насыщенностью литературных и музыкальных образов станет чтение рассказа К. Паустовского “Старый повар” и слушания «Фантазии ре минор» В. А. Моцарта.
Поскольку произведение Небольшое по объему, то его следует послушать полностью. С обоих произведений составлена своеобразная литературно-музыкальная композиция: рассказ перемежоване фрагментами исполнение «Фантазии ре минор» Моцарта, соответственно содержанию.
Провожу беседу по вопросам:
1. Какую роль играет музыка в этом рассказе?
2. Как музыка могла рассказать старому повару о его молодость?
3. Действительно музыка помогла умирающему старцу пережить радость мнимой встречи со своей невестой?
4. Как писатель изображает значение музыки в жизни человека?
5. Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор в своем произведении?
6. Какие контрастные чувства и настроения вы услышали в этом музыкальном произведении?
V. Итог урока.