Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 3. Музыкальные образы в литературных произведениях

Урок 12

Тема урока. Дводольний размер, сильная и слабая доля. Работа над песней "Все это нужно мне".

Слушание: В. Моцарт "Фантазия ре минор" и рассказы К. Паустовского "Старый повар"

 

Цель урока: закрепить с детьми понятие «размер» на музыкальных фразах, развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке, тесно связанной с литературой.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, фонограммы, портрет В. А. Моцарта, таблицы.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие. Объявляю тему урока.

2. Распевки следует начать с:

а) упражнения на плавное голосоведение и цепное дыхание;

б) пение мажорного и минорного звукорядов;

 

image34

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Во всех музыкальных произведениях мы ощущаем ритмичную пульсацию долей. В каждом такте есть сильная доля, которая определяет начало такта и на него падает главное ударение (акцент) и слабая судьба такие в - это судьба, на которую не падает ударение. В дводольному размере верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя - длительность судьбы. Тактовая черта ставится перед первой наголошеною судьбой. Записывается размер возле скрипичного ключа. Посмотрите на упражнение, которая написана на доске:

Размер упражнения?

- Что он означает?

- Кто пойдет к доске и обозначит сильную долю?

- Назовите ноты упражнения и их продолжительность.

Настройка. Сольфеджування упражнения вместе с учителем, а затем самостоятельно.

 

 

III. Работу над песней начинаю с повторения первого куплета. Прежде всего, важно, чтобы дети постоянно чувствовали красоту двоголосного пения в сравнении с единогласным. Слежу за правильностью дыхания, округленістю звука, выразительностью произношения слов. Обрабатываю песню на всех куплетах, осуществляю опроса (по 3-4 ученика у доски). Практикую пение “по рядам” на лучшее исполнение данного куплета песни.

 

IV. Одним из кульминационных моментов урока по эмоциональной насыщенностью литературных и музыкальных образов станет чтение рассказа К. Паустовского “Старый повар” и слушания «Фантазии ре минор» В. А. Моцарта.

Поскольку произведение Небольшое по объему, то его следует послушать полностью. С обоих произведений составлена своеобразная литературно-музыкальная композиция: рассказ перемежоване фрагментами исполнение «Фантазии ре минор» Моцарта, соответственно содержанию.

Провожу беседу по вопросам:

1. Какую роль играет музыка в этом рассказе?

2. Как музыка могла рассказать старому повару о его молодость?

3. Действительно музыка помогла умирающему старцу пережить радость мнимой встречи со своей невестой?

4. Как писатель изображает значение музыки в жизни человека?

5. Какими средствами музыкальной выразительности воспользовался композитор в своем произведении?

6. Какие контрастные чувства и настроения вы услышали в этом музыкальном произведении?

 

V. Итог урока.