ТЕМА II «БЕРЕЧЬ МИР - ВОКРУГ И В СЕБЕ»
УРОК 14 Как стать развитым человеком.
Тема. Как стать развитым человеком.
Цель: выяснить, какого человека считают развитой, какие занятия развивают человека, обсудить, как можно сделать свой досуг содержательным и интересным.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; ученическую тетрадь.
Эпиграф: «Единственное искусство быть счастливым - сознавать, что счастье в твоих руках» (Ж. Ж. Руссо, французский философ).
Высказывания: «Ни дня наши, ни жизнь не могут быть благородные и святые, если мы проводим их, ничего не делая. Никогда не вернешь потерянного времени, никогда не исправишь сделанного зла» (Дж. Раскин, ученый).
«Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь» (А. Лекейн, известный эксперт по оптимальному использованию времени, автор книги «Время - деньги»).
«Образование - это не подготовка к жизни, это и есть жизнь» (Дж. Девей, американский философ, психолог). «Просыпаясь утром, спроси себя: “Что я должен сделать?” Вечером, прежде чем заснуть: “Что я сделал?” (Пифагор, греческий ученый).
Ключевые понятия: задатки; одаренность; развитие; способность; талант.
Тип урока: интегрированный.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1. Человека считают развитой.
2. Какие занятия развивают человека.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Добрый день, дети. На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.
• Что же такое эмоции? (Эмоции - проявление человеком своего отношения к миру и людям. Переживания человека под влиянием внешних и внутренних раздражителей. Эмоции определяют, как человек воспринимает окружающий мир.)
• Какую роль играют эмоции в жизни человека? (Роль внутренних регуляторов поведения. Они влияют на поступки людей, делают жизнь людей интересным.)
• Что такое чувства? (Эмоции, вызванные конкретными душевными переживаниями. Эмоции, которые сопровождают оценку определенных общественных явлений, проявление волнения, душевного вдохновения.)
• На какие виды ученые разделяют чувства? (Интеллектуальные (познавательные); эстетические и нравственные (этические).)
• Приведите примеры интеллектуальных и эстетических чувств. (Интеллектуальные (познавательные) чувства: любознательность, чувство догадки, удивления, сомнения, удивление, чувство жажды познания, поиска. Эстетические: наслаждение, неприятие, чувство гармоничности, красоты; восторг.)
• Что мы понимаем под моральными чувствами? (Моральные чувства - такие движения человеческой души, которые не позволяют человеку быть равнодушным к несчастьям других людей, страны, заставляют ее искать возможность помочь, улучшить жизнь людей вокруг, всего общества, совершать соответствующие поступки.
Нравственные чувства формируются в процессе воспитания человека. В их основе лежит знание норм поведения, требований морали. Они характеризуют определенное отношение человека к окружающим, регулирующих поведение человека, определяют его поступки. К таким чувствам относятся: сострадание; совесть; стыд; искренность; милосердие и т.д. К этому же виду чувств также относятся чувство товарищества, дружбы, раскаяние, обязанности и т.д.)
• В чем сила искусства? (Искусство влияет, прежде всего, на чувства людей, в этом - его сила! Особой силой обладает музыка.)
• Видели ли вы, как спортсмен - победитель международных соревнований, стоя на высшей ступени пьедестала почета, плачет, слушая гимн
своей страны, который звучит в его честь? Что это за слезы, какими чувствами они вызваны? (Чувством гордости, радости, торжества, ликования, счастья.) Спортсмен горд за себя как представителя своей страны. Звучание гимна всегда вызывает в людях чувство патриотизма, гордости.
• Кто написал гимн Украины? (М. Вербицкий и П. Чубинский.)
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Вы сегодня читали отрывок из книги русского педагога С. Соловейчика «Учение с увлечением». Пробовали ли вы учить урок так, как советует писатель? Попробуйте учить все уроки в течение двух недель. А сейчас мы проверим домашнее задание в рабочей тетради.
Проверка письменного домашнего задания по теме «Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека».
1-2. Какие эмоции переживают герои рисунков? (А. Радость, веселье, счастье; Б. Возмущение, гнев.)
3-4. Подбери к слову «чувство» 5-7 родственных. Подумайте, что между ними общего.
Чувства - ... (ощущение, эмоция, прикосновение, впечатление, настроение, страсть).
5-6. Или свойственная героям ситуации культура чувств?(Ситуация 1 - вариант Б. Нет.; ситуация 2 - вариант А. Так.)
7-8. Наведи примеры эмоций и чувств, которые тебе труднее унять.
Мне труднее унять. (гнев, обиду, чувство досады). 9-10. Прокомментируй изображенную украинским писателем И. Калинцом ситуацию (по сказке «Уличный музыкант») по представленным вопросами.
О какие моральные чувства рассказывается в этой истории? (О любви к ближнему, милосердие, сострадание, уважение, отзывчивость.)
Способны ли такие чувства изменить жизнь к лучшему? (Способны, поскольку эти чувства помогают человеку поверить в себя, стать сильнее.)
Что, по твоему мнению, необходимо сделать, чтобы люди чаще проявляли моральные чувства? (Людям необходимо научиться ставить себя на место другого человека, проявлять чуткость, милосердие, самосовершенствоваться.)
11-12. Обоснуй или спростуй крылатое выражение «Эмоции обогащают нашу жизнь». (Индивидуальная ответ ученика.)
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Как вы думаете, какого человека считают развитой? (Ответы учащихся.) В учебнике представлено такое определение: «Развит - который достиг умственной, духовной зрелости, стал духовно выше». Согласны ли вы с таким определением? (Ответы детей.)
Рассмотрите на странице 85 учебника картину М. Нестерова «Портрет Веры Ігнатівни Мухиной» и ответьте на вопросы к ней.
Информация для учителя.
Нестеров высоко ценил творчество Веры Мухиной. Ему по душе была скульптура «Рабочий и колхозница», созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражает романтическую направленность страны в будущее. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: «Она интересная, умная. Внешне имеет “свое лицо”, совершенно законченное, российское. Руки чешутся написать ее, она согласна». Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он был в восторге: «Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут побьет. Лицо горит. Не попадайся под руку: забьет! Такой ты мне и нужна». Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статичная большая фигура женщины, ее профессиональные жесты скупые, лицо спокойное и строгое. Зато фигура Борея - вся движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюс-концам. Впрочем, в покое Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Румянец волнения окрасил ее щеки. В выражении глаз - неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики. Краски портрета строгие. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамичное движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленный разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживила строгость колорита. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитэль. Тема урока сегодня звучит так: «Как стать развитым человеком». На уроке мы дадим определение понятий «задатки»; «одаренность»;
«развитие»; «развитый»; «способность»; «талант». А еще поговорим о том, какого человека считают развитой; какие занятия развивают человека.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Человека считают развитой.
Учитель. Когда художник Михаил Нестеров познакомился со скульптором Верой Мухиной, загорелся желанием написать ее портрет: «Она интересная, умная. Внешне имеет “свое лицо”, совершенно законченное, российское. Руки чешутся написать ее, она согласна».
Как вы думаете, считал художник скульптора В. Мухину интересным, развитым человеком? (Ответы детей.)
Прочитайте текст в задании 2 на странице 86 учебника и выпишите толкования основных понятий и терминов.
Задатки - врожденные, унаследованные зачатки каких-то черт, способностей или качеств.
Одаренность - совокупность задатков человека.
Развитие - процесс, в результате которого происходит изменение свойств чего - или кого-либо, переход от одного качественного состояния к другому.
Развиваться - становиться умственно, духовно выше, лучше, совершеннее, подниматься в чем-то на высший уровень. Развит - который достиг умственной, духовной зрелости, стал духовно выше.
Способность - естественный наклон к чему-либо, свойство, особенность, проявляющаяся в умении делать, осуществлять что-либо.
Учитель. Каждый человек от рождения обладает какими-то задатками. Склонности - это первый и наиболее ранний признак способности, что зарождается. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Итак, способности является сплав природного и приобретенного. Природные свойства, будучи врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда.
Важно отметить, что врожденности задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахив было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в этом случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование.
Можно сказать, что все врожденные задатки, но не все наследственные. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, к которому сами задатки входят лишь как предпосылка.
Работа с учебником.
• Прочитайте библейскую притчу о талантах из Евангелия от Матфея (с. 87).
• Почему хозяин наказал третьего слугу, несмотря на то, что тот сохранил его деньги?
• Что, по вашему мнению, означает выражение «зарыть талант в землю»?
• Может ли человек приумножить свои природные задатки? Что для этого нужно делать?
• Может ли человек потерять, потерять те задатки, которые у нее есть? Почему это может произойти?
Талант - 1. Мера веса, денежная единица в некоторых странах древнего мира. 2. Выдающиеся врожденные качества, особые природные данные.
Гений - высшая творческая способность.
Гениальность - высшая степень одаренности человека, достигшего значительных результатов одновременно во многих областях.
Учитель читает детям интересную информацию о гениальных личностей разных эпох.
Есть. Синицын, А. Синицына
Тайна творчества гениев
(фрагменты из книги)
В древности науку «двигали» гении, которые были одинаково сильны в разных областях знаний. Они славились разносторонней одаренностью. Примерами могут быть Платон, Аристотель. Платон занимался философией, математикой, этикой, космологией, проблемами общества, был писателем, поэтом, учителем. Аристотель - философ, физик, астроном, механик. Создал труды по этике, музыке.
Во времена Древнего Рима великий полководец Юлий Цезарь славился еще и разносторонностью своих дарований: он был дипломатом, юристом, оратором, поэтом, историком, филологом, математиком, архитектором.
Омар Хайям - арабский поэт, математик, философ, астролог, астроном. Некоторые исследователи называют его «универсальным гением».
Эпоха Возрождения выдвинула двух универсальных гениев: Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Леонардо да Винчи - гений, который оставил свой след и в науке, и в искусстве. Его замыслы в градостроительстве и инженерном деле казались в то время очень смелыми и необычными, а потому не были оценены. У Леонардо были идеи по созданию различных военных орудий: пушек, снарядов, мостов для переправ, орудий для морского боя и взрывчатых веществ. До нас дошли семь тысяч страниц с записями и рисунками Леонардо. Один из первых исследователей этих рукописей отмечал, что в них есть все - от физики, математики, механики и астрономии до истории и философии. Леонардо рисовал горизонтальный и вертикальный самолет, парашют и даже сделал попытку определить силу света в зависимости от расстояния. Его записи содержат впервые возникшие в человеческой мысли идеи о теории волновой природы света. Он обнаружил останки морских животных на высоких горах и тем самым хотел доказать идею о перемещения суши и моря. Занимаясь анатомией, сделал там ряд открытий. Но главным все же было его искусство живописи. Леонардо считал, что живописец - это обладатель всякого рода людей и вещей. Для него живопись была самым высоким деяниям человеческого гения, самым высоким из искусств.
Искусство скульптуры Микеланджело и его роспись свода Сикстинской капеллы считаются высоким достижением в истории человеческой культуры. Но кто он - этот универсальный гений всех времен и эпох: скульптор, художник, архитектор или поэт? Всюду он оставил бессмертные творения. На одной из площадей Рима возвышается знаменитый Собор Святого Петра, построенный по проекту архитектора Микеланджело, а его поэтический дар восхищает глубиной философской мысли и людей современной эпохи.
2. Какие занятия развивают человека.
Работа с учебником.
Прочитайте текст «Какие занятия развивают человека». Подумайте, есть ли у вас задатки, которые вы бы хотели развить?
Все возможности для этого вы используете? Поговорите дома об этом с родителями.
Учитель. Каждый разумный человек стремится к самосовершенствованию. Развитие собственной личности - важная составляющая нашей жизни. Ведь воспитание творческих способностей, добродетелей, совершенствование своего духовного мира приводит к тому, что человек становится мудрее, более нравственным и, конечно, богаче духовно. Стремление к совершенству делает красивой любую личность, потому что внутренняя красота намного ярче, чем внешняя.
Но работать над собой можно не только во время учебы или работы. Содержательным и полезным можно сделать и свой досуг.
Досуг - свободное от работы время.
• Как вы проводите досуг?
• Чем вы увлекаетесь, есть ли у вас хобби?
• Как ваше увлечение полезно влияет на развитие вашей личности?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Выводы.
Определите, что нужно человеку для развития задатков, превращение их в способности. (Дети обсуждают этот вопрос в парах.)
1) Своевременно выявить задатки (с помощью родителей).
2) Создать определенные условия для их развития.
3) Хотеть самому прилагать усилия к этому развитию.
4) Хорошие учителя.
5) Много работать.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать параграф (с. 85-90 учебника).
В задании 6 на страницах 89-90 учебника обратить внимание на то, в чем М. Гоголь видит значение труда.
Выполнить письменное задание в рабочей тетради по теме «Как стать развитым человеком».