ТЕМА II «БЕРЕЧЬ МИР - ВОКРУГ И В СЕБЕ»
УРОК 13 Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.
Тема. Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека.
Цель: определить, что такое эмоции, чувства; в чем сила нравственных чувств; учиться культуре чувств.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; ученическую тетрадь; аудиозапись произведения Л. Ван Бетховена «Симфония № 3» («Героическая»); картина Ф. Решетникова «Опять двойка!», В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Эпиграф: «Хорошие чувства, эмоциональная культура - признак человечности» (В. Сухомлинский).
Высказывания: «Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью, лжеца - словом правды» (буддийская мудрость).
«Ничто: ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и правдиво нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей» (К. Ушинский).
Ключевые понятия: эмоции; чувства; моральные чувства.
Тип урока: интегрированный.
Структура урока
I. Вступительная часть.
1. Поздравления.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Мотивация учебной деятельности.
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
II. Основная часть.
1. Что такое эмоции.
2. В чем сила нравственных чувств.
3. Как научиться культуры чувств.
III. Заключительная часть.
Выводы.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Поздравления.
Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы говорили
о том, что означает фраза «искусство владеть собой». Каким нужно быть, чтобы владеть собой? (Спокойным, сдержанным, уравновешенным, рассудительным, доброжелательным, хладнокровным, терпеливым, выдержанным, таким, кто умеет преодолевать себя, волевым.)
• Какие правила советует выполнять К. Ушинский, чтобы управлять своими чувствами? Назовите восемь правил. (Дети называют.)
• Дайте совет другу, как сдержать свои чувства. (Посчитать до 10 с закрытыми глазами или же, как советует йога, три раза вдохнуть и выдохнуть; никогда не принимай решение сгоряча: выложи все на бумаге, а утром решишь, нужно это высказывать.)
• Как избежать стресса? (Можно походить по этажам или просто пройтись; покататься на велосипеде; потанцевать, попеть; сделать генеральную уборку в комнате; отправиться на природу; просто послушать музыку, поиграть с домашним животным).
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Вы на сегодня должны были выполнить тест. Что нового о себе вы узнали благодаря тесту? (Ответы детей.)
Объясните термины «познание»; «самопознание»; «самооценка»; «самосовершенствование».
Проверка письменного домашнего задания по теме «Почему важно научиться управлять собой».
1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.
Есть моральной человек, который в одних ситуациях учтивая и вежливая, а в других - грубая и извращенная? (Вариант Б. Нет.)
Есть умение затаивать раздражение, недовольство, злость проявлением воспитанности? (Вариант А. Так.)
С. Умеют изображены на рисунке герои управлять собой? (Вариант Б. Нет.)
4. Впиши в клеточки понятие, о котором идет речь.
Умение оценить свои достоинства и недостатки. (Самооценка.)
5-6. Впиши в таблицу примеры собственных добродетелей и пороков. (Индивидуальная ответ ученика.)
7-8. Подбери 3-5 признаков, присущих уравновешенной (умеренной) человеку.
Уравновешенная (умеренная) человек, (сдержанная, рассудительная, добропорядочная, тактичная, хладнокровная, доброжелательная, терпеливая).
9-10. Прокомментируй ситуацию с представленными вопросами.
Владеют белочки искусством управлять собой? Почему? (Нет. Тот, кто умеет владеть собой, никогда не полезет в драку, а попытается все проблемы решить спокойно, словами и убеждением.)
Считаешь ли несдержанность проявлением невоспитанности? Почему? (Так, несдержанность можно назвать проявлением невоспитанности, поскольку несдержанность - показатель того, что человек сам себя не уважает, слушает лишь свои эмоции).
11-12. Докажи, что в представленном высказывании немецкого писателя 20 века. Лиона Фейхтвангера речь идет о искусство управлять собой: «Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык на привязи».
(Индивидуальная ответ ученика.)
3. Мотивация учебной деятельности.
Звучит симфония Л. Бетховена.
Учитель. Незадолго до Первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на айсберг и затонул.
В первые же минуты катастрофы оказалось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на судне.
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, вечерами давал концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли.
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые сыпались на него буквально с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость...
Смертельно ранен «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обреченных вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонущем корабле.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величественно, заглушая шум воды, которая заполняла каюты корабля, заглушая страдания людей, погибали на нем. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Учитель. Подумайте, дети, какой же силой должна обладать музыка, чтобы заглушить в сердцах людей ужас, страх близкой смерти, отчаяние, паническое состояние, злость? Как мы можем одним словом определить все те понятия, которые я перечислила? (Эмоции.)
4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.
Учитель. Тема нашего урока сегодня - «Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека». Мы попробуем дать определение понятий «эмоции», «чувства»; выясним, в чем сила нравственных чувств; что означает «учиться культуры чувств».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Что такое эмоции.
Учитель. Посмотрите на странице 77 учебника, задание 1. Что объединяет людей, изображенных на фотографиях? (Эмоции, чувства).
А сейчас внимательно рассмотрите картину Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»
• Какие эмоции переживает мальчик на картине? (Он расстроен, ему стыдно перед мамой, обидно, что брат смеется с него.)
• Что вы можете сказать об эмоциях мамы? (Это отчаяние, ее взгляд полон упрека и усталости.)
• Как смотрит на брата девочка-шестиклассница? (С тревогой, неодобрением.)
• Какие эмоции выражает собака? (Собака радостно приветствует мальчика, но тот так расстроен, что даже не смотрит на своего верного друга.) Учитель. Человек не может оставаться равнодушным к миру, что вокруг нее. Чем отличается человек от робота? Вспомните фильм про Электроника. Почему ассистент профессора Мария была так удивлена тем, что Электроник плачет и смеется? (Ответы детей.)
Люди смогли разгадать загадки молнии и грома, вычислили расстояние до звезд, достигли Луны, но до сих пор не могут утверждать, что полностью познали самих себя. Одним из путей самопознания является изучение проблемы эмоций, до которой тысячи лет проявляли интерес представители самых разных профессий.
На странице 78 дано определение понятия «эмоции», прочитайте его и выпишите в словарь.
Эмоции - переживание человеком своего отношения к миру и людям. (Переживания человека под влиянием внешних и внутренних раздражителей.)
А сейчас прочитайте текст «Что такое эмоции» на странице 78 учебника и сделайте несколько выводов из прочитанного.
Выводы:
1. Первую информацию про те или иные вещи мы получаем благодаря эмоциям; они же определяют наше отношение к вещам в дальнейшем. То есть эмоции определяют, как человек воспринимает окружающий мир.
2. Эмоции играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения. Они влияют на поступки людей. Если вы занимаетесь любимым делом, то она будет выполнена намного лучше, чем та задача, которая вам не интересна.
• Какие вы знаете эмоции? Какие из них положительные, а какие отрицательные? (К положительным эмоциям относятся радость, уверенность, отсутствие страха, решительность, веселость, восторг, спокойствие и др. Негативные эмоции - страх, злость, печаль, недовольство, недоверчивость, отчаяние, грусть и другие - служат причиной различных заболеваний. Эти эмоции опасны для здоровья.)
• Какого цвета радость, на что она похожа?
• Какого цвета грусть? (Ответы детей.)
Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с положительных эмоций, хорошего настроения. Нужно, открыв утром глаза после сна, думать о приятном, надеяться, что день принесет успех.
Информация для учителя.
Древние китайцы признавали семь основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть и желание. Некоторые физиологи, работающие с животными, считают, что «чистых» эмоций только три: радость, страх и гнев.
Такие ограничения количества эмоциональных состояний, возможно, и удобны, поскольку обеспечивают возможность «охватить» предмет изучения, но приводят к упрощению чрезвычайно емкого понятия.
По И. Кантом, эмоции принято делить на стенические (от греческого «стенос» - сила), то есть тонизирующие, возбуждающие, такие, энергичную действие, и астенические (приставка «а» означает отрицание) - такие, что подавляют, тормозят активность человека, расслабляют, мешают преодолению трудностей, которые встречаются на пути к цели. К стенических относятся такие эмоции, как радость, злость, гнев, к астенических - тоска, тревога, благодушие.
И стенические и астенические эмоции могут быть положительными или отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.
Все разнообразие эмоций психологи, кроме того, условно делят на настроения, страсти и аффекты.
Настроение - эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, однако характеризуется относительной устойчивостью. Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, стимулирует его к активной деятельности, целью которой является удовлетворение совершенно определенных желаний.
Страсть к любимой работе позволяет человеку достичь в определенной области местами исключительных успехов и вызывает чувство удовлетворенности, счастья. В. Чкалов и Ю. Гагарин испытывали страсть к полетам. Всю жизнь Т. Эдисона и О. Попова обозначено страстью к техническому творчеству. Страстно трудились в науке М. Ломоносов и Л. Пастер, И. Мечников и И. Павлов, К. Циолковский и С. Королев.
Аффекты - обычно кратковременные, но предельно яркие, бурные эмоциональные вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас и т.п.), состояния эмоционального возбуждения высшей степени. И. Кант сравнивал аффект с водой, которая прорвала дамбу, тогда как страсть, по его мнению, действует, как поток, который все глубже и глубже прокапывает свое ложе. (По книге А. Никифорова «Эмоции в нашей жизни».)
Учитель. Прочитайте притчу персидского поэта Саади «Ворона и попугай» в учебнике на странице 79. (Дети читают за лицами: автор, ворона, попугай.) Какие эмоции испытывали герои притчи? Почему у попугая, и у вороны было плохое настроение? Не напоминают ли они вам кого-нибудь? Мне эта притча напоминает мальчика и девочку, сидящих за одной партой и страдают, как и герои притчи. Что бы вы посоветовали героям? Чему учит притча? (Ответы детей нужно подвести к тому, что не следует портить настроение себе и окружающим, если вам кто не нравится. Следует попытаться найти в этом человеке что-нибудь хорошее и это хорошее начать уважать ее.)
Учитель. У многих из вас есть младшие братики и сестрички. На них достаточно посмотреть - и все эмоции понятны. Я сейчас прочитаю стихотворение про маленького мальчика, а вы попробуйте мимикой передать те эмоции, о которых я читаю.
Наш Саша случайно веселый,
когда друзья все в доме.
Наш Саша бывает сердит,
когда лоб его набитый.
Наш Саша грустный бывает,
когда игрушки не имеет.
Наш Саша, бывает, плачет,
когда кто-то отнимет мячик.
Наш Саша, случайно, хитрит,
когда фокусы мастерит.
А как его отругают -
он обижен стоит.
Как непривычное что-то увидит,
то недоумевает, однако.
А как чего испугается -
в кусты прячется.
Учитель предлагает детям выполнить упражнение «Сбрось усталость».
Упражнение «Сбрось усталость».
Стань, широко расставив ноги, чуть согни их в коленях, наклонись и свободно опусти руки, распрямив пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Покачайся в разные стороны. Резко трусни головой, ногами, телом. Ты сбросил усталость!
Учитель. Иногда эмоциональная разрядка достигается дорогой ценой и связана с опасностью. Притяжение убийцы к месту убийства общеизвестное. Опытные следователи, зная, что преступник не выдержит терзаний, не найдет другого способа успокоиться, пока не посетит места убийства, устраивают засады и разоблачают преступника.
Исповедь также не что иное, как неодолимая потребность разрядиться. Итак, обуздать, удержать накопленную эмоцию трудно. Это удается только людям с очень сильной волей. Поэтому и говорят: «На языке легче удержать горячий уголь, чем тайну». Ведь тайна - это тоже накопленная эмоция. О невозможности долго хранить тайну рассказывает древний миф.
«Фригийский царь Мидас предпочел игре на свирели бездарного Марсия, а не божественной игре Аполлона, за что был жестоко наказан богом: у него вдруг выросли ослиные уши. Мідасу пришлось прятать их под повязкой. Придворные вскоре, конечно, узнали о ослиные уши, но берегли тайну: за ее разглашение можно было лишиться головы. Один из приближенных все же не выдержал. Пошел в степь, набрел на источник, заросшее камышом, и, убедившись, что никого вокруг нет, закричал: “У царя Мидаса ослиные уши!” Так придворный, розрядившись, снял “тяжелый камень” с души. Прошло немного времени, пастух гнал стадо мимо то источник, срезал там очеретинку и сделал из нее свирель. Как же был удивлен пастух, когда свирель вместо обычных трелей запела: “У царя Мидаса ослиные уши”. Камышинка, оказывается, “подслушивала” тайну».
Учитель. При активных отрицательных эмоциях (вы провалились на экзамене, произошел спор с друзьями или родителями) или при пассивных (постоянная усталость, тревога, раздражение) и даже при чрезмерных положительных эмоциях очень важно каждому найти свои способы выходить из такого состояния, владеть собой, управлять своей психикой. Возможно, кому-то из вас пригодятся такие советы.
1) Тренируйтесь управлять своими мыслями и эмоциями не менее настойчиво, чем вы тренируете мышцы.
2) Точно так, как сама мысль о лимоне вызывает кислый привкус и слюноотделение, всякая другая мысль служит сигналом для каких-то реакций в организме. Подавайте нужны, хорошие сигналы.
3) Не гнітіть мрачными мыслями, не отдавайте себя им на растерзание, не усугубляйте их, как мы порой усиливаем зубная боль, снова и снова нажимая на больной зуб.
4) Если вы сконцентрировались на каких-то переживаниях, посмотрите на блестящий или яркий предмет, затем подумайте о чем-нибудь приятном, улыбнитесь.
5) После неприятного разговора по возможности следует подвигаться: пройдитесь быстрым деловым шагом по коридору, поднимитесь с этажа на этаж. Если позволяет обстановка, выйдите на улицу, глубоко подышите.
6) в Течение учебного дня найдите 5 минут для себя. Сядьте удобно, расслабьтесь (поза кучера), закройте глаза, дайте мыслям свободно течь.
7) Вернувшись уставшими с учебы, какими бы вы не были голодными, не бросайтесь к плите или холодильнику. Умойтесь прохладной водой, наденьте домашние вещи, погасите свет, прилягте на тахту, закройте глаза. Представьте, что ваше тело погружается в теплый песок на берегу моря. Через 5 минут потянитесь и спокойно встаньте. Вы почувствуете себя намного бодрее.
Перед сном попробуйте почувствовать себя беззаботным ребенком, которая прожила хороший день и завтра ее ждет непременная радость.
(По материалам книги доктора С. Айрапетова «Здоровье, эмоции, красота».)
2. В чем сила нравственных чувств.
Учитель. Что же такое чувства и чем они отличаются от эмоций? Чувства - эмоции, вызванные конкретными душевными переживаниями; эмоции, сопровождающие оценку определенных общественных явлений, проявление волнения и душевного вдохновения.
Человек способен развивать свои чувства, открывая для себя новые формы их переживания. Примером может быть чувство любви. В зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности, исследователи условно делят все чувства на интеллектуальные (познавательные), эстетические и моральные (этические).
Интеллектуальные (познавательные) чувства: любознательность; чувство догадки, удивления, сомнения, удивление, чувство жажды познания, поиска.
Эстетические: наслаждение, неприятие, чувство гармоничности, красоты; восторг.
Моральные чувства - такие движения человеческой души, которые не позволяют человеку быть равнодушным к несчастьям других людей, страны, заставляют ее искать возможность помочь, улучшить жизнь людей
вокруг, всего общества, совершать соответствующие поступки.
Работа с учебником.
Прочитайте текст «В чем сила нравственных чувств» (с. 79-80). Нравственные чувства формируются в процессе воспитания человека. В их основе лежит знание норм поведения, требований морали. Они характеризуют определенное отношение человека к окружающим, регулирующих поведение человека, определяют его поступки. К таким чувствам относятся: сострадание, совесть, стыд, искренность, милосердие и др. К этому же виду чувствам относятся чувство товарищества, дружбы, долга и т.д.
Посмотрите на картину В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Мы восхищаемся героизмом солдата, силой, смелостью, упорством суворовском чудо-богатырей. Что нас привлекает в их виде? (Ни усталого, изможденного лица, хотя путь трудный и опасный.)
Какие чувства можно прочитать на лицах суворовском солдат? (Самоотверженность, гордость, чувство долга, любви к Родине, чувства солдатской дружбы и взаимопомощи. На многих лицах сияет улыбка.)
Прочитайте притчу древних иудеев «Покаяние». Какую ценность Бог считал самой (с. 80-81)? Почему? (Ответы детей.)
3. Как научиться культуры чувств.
Учитель. Каждый человек должен уметь владеть своими чувствами и эмоциями, то есть иметь культуру чувств. Неумение подавить в себе гнев, злость, страх, агрессию очень мешают в отношениях с людьми.
Работа с учебником.
Прочитайте текст «Как научиться культуры чувств» (с. 81).
Прочитайте, что нужно для того, чтобы научиться культуре чувств. («...Надо только открыться душой навстречу всему человеческому, что окружает нас, откликнуться».)
Дома вы прочитаете отрывок из романа Льва Толстого «Отрочество» и объясните устно высказывания: «Счастье - это когда тебя понимают»; «Никто не будет счастлив, если каждый не станет человеком, который понимает других людей, принимает их именно как других, с их собственной жизнью и собственными чувствами, которая умеет сочувствовать им, отзываться на их чувства». Также познакомитесь с отрывком из книги Симона Соловейчика «Учение с увлечением».
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Выводы.
• Что такое эмоции? Что мы понимаем под чувствами?
• Что лежит в основе культуры чувств? (Ответы детей.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Прочитать параграф (с. 77-84). Устно подготовить ответы на вопросы к отрывку из романа Л. Толстого «Отрочество».
Прочитать отрывок из книги С. Соловейчика «Учение с увлечением».
Изучить определение ключевых понятий урока.
Выполнить письменное задание в рабочей тетради по теме «Какую роль играют эмоции и чувства в жизни человека».