9 КЛАСС
ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ. РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ
Одним из направлений работы учителя географии является организация группового обучения учащихся и обучение в паре как средства углубления географических знаний. Основное значение групповой технологии заключается в групповом общении, где происходит совместное решение поставленных проблем, в развитии коммуникативных способностей учащихся. В этот момент начинается процесс абсолютно сознательного обучения, у детей возникает чувство общности и коллективности в классе, а ощущение скованности и страха исчезает. Работая в группе или в паре, ученики учатся говорить, рассуждать, принимать решения, выслушивать мнение собеседников, корректно вести себя друг с другом.
Главные особенности такой работы:
• учитель определяет задачи для каждого ученика;
• ученик отвечает на вопрос, опираясь на собственную базу знаний, в течение 2-3 мин. он вспоминает и записывает все, что знает;
• происходит обсуждение в паре - количество знаний удваивается;
• группа состоит из четырех-шести учеников, в которой вопрос обсуждается и дорабатывается.
Главное отличие такой формы работы заключается в том, что стимулируется деятельность каждого ученика, который высказывает свое мнение и сопоставляет ее с мнением другого, дополняет, настаивает на ней, то есть не является сторонним наблюдателем.
Результаты группового метода обучения:
• улучшается запоминание;
• активизируется познавательный интерес;
• стимулируется процесс обучения;
• развивается умение логично и аргументировано излагать материал;
• развиваются навыки коллективного общения.
Правила работы в группах:
1. Один говорит - все слушают.
2. Высказываются все члены группы последовательно.
3. Оратор выражает свою мысль четко, кратко.
4. Ни одна речь не критикуется.
5. Группа выбирает спикера для выступления перед классом.
Важно, чтобы состав группы менялся; необходимо научить детей ценить время; важно, чтобы от группы выступал не только самый активный или наиболее осведомлен ученик, но и другие пробовали свои силы в выступлениях.
Цель: сформировать знания учащихся об особенностях транспортного комплекса; определить роль и значение транспорта и транспортных узлов в хозяйстве страны; усвоить основные понятия по данной теме; развивать навыки и умения работать с учебником, дополнительной литературой, материалами прессы; систематизировать исследуемый материал в виде таблиц; воспитывать у учащихся правила этики общения, стремление расширять свой кругозор.
оборудование: карта «Транспорт Украины», электронный атлас, учебник, раздаточный материал, задания на карточках.
Интерактивные методы: «Пресс», «Микрофон», «Круг идей», работа в группах, ролевая игра.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Всем желаю хорошего настроения, творческого труда, взаимопонимания, хорошего общения. Дети, улыбнитесь гостям, друг другу, соберитесь с мыслями, будьте внимательны на уроке, активны, дружелюбны. Делайте выводы, сравнивайте, не бойтесь ошибиться, высказывая свои мысли.
Девиз урока:
То, что я слышу, я забываю,
То, что я вижу, я помню,
То, что я делаю, я понимаю.
II. Мотивация учебной деятельности
Интересная информация. Зачитываю новинку из прессы. «В Украине, на Сумщине, это уже третий маршрут, по которому идет комфортабельный автобус на рельсах, способен развивать скорость до 120 км в час. Автобус польского производства способен перевозить одновременно 169 пассажиров.
195-километровую расстояние от Сум до Харькова автобус будет преодолевать чуть больше чем за 3 часа».
Как вы уже поняли, темой сегодняшнего урока является «Транспорт» (общая характеристика: виды транспорта, узлы, коридоры).
Ваша задача: усвоить особенности транспортного комплекса, определить особенности каждого вида транспорта, отраслевой состав, основные понятия этой темы.
Приобрести знаний вам поможет электронный атлас, учебник, материалы прессы, словарь-справочник, план изучения темы.
Я предлагаю использовать известные вам интерактивные технологии «Пресс», «Круг идей», работу в группах, ролевую игру.
III. Актуализация опорных знаний
Модель «Микрофон» (Говорит тот, у кого в руках микрофон.)
- Дайте определение народнохозяйственного комплекса. (Взаимосвязанные предприятия и организации, производящие определенную продукцию и средства для жизни людей.)
- Назовите составные части сферы материального производства. (Материальное производство (производственная сфера) занимается созданием материальных благ человечества. К ней относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, лесное хозяйство, рыболовство.)
- Назовите отрасль материального производства, которую мы еще не изучали. (Транспорт.)
- Почему транспорт относится к материальной сфере производства? (Транспортные средства: машины, автобусы, самолеты, корабли, поезда... есть материальными благами.)
- Какие виды транспорта развиты в Украине? (Автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, электронный, городской (трамваи, троллейбусы, метрополитен))
- Можно ли, по вашему мнению, с помощью одного вида транспорта решить проблемы связи между различными территориями и предприятиями? (Конечно, нельзя решить проблемы с помощью одного вида транспорта, ведь существуют разные типы дорог, различные природные объекты, которые надо преодолевать, различные виды грузов, различные материалы для перевозки.)
Транспорт (от латинского transporto - «переношу», «перемещаю», «перевожу») в общем смысле перемещение людей и грузов.
Следует подчеркнуть, что транспорт - отрасль материального производства. Она обеспечивает связи между населенными пунктами, городами, районами, занимается перевозкой пассажиров и грузов.
Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, что обеспечивает производственные и непроизводственные потребности других отраслей и населения во всех видах перевозок. Это его главное назначение.
Транспорт образно называют «кровеносной системой» экономики. Основной задачей транспортной отрасли является обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в перевозках.
ИV. изучение нового материала
1. Работа со словарем
- Дети, у вас на столе лежит словарь-справочник. Для изучения сегодняшней темы вам нужно запомнить некоторые понятия. Обратимся к словарю.
- Что представляет собой транспортная система? (Совокупность всех видов транспорта, связанных между собой с целью удовлетворения потребностей населения и государства в перевозках пассажиров и грузов.)
- Что называется транзитом? (Перевозки грузов из одного района в другой через территорию третьего.)
- Что называется транспортным узлом? (Населенный пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.)
- Что называется каботажем? (Плавание морских судов между портами одного государства.)
Далее мы будем работать с учебником, атласом. Объяснение всех незнакомых слов из темы вы сможете самостоятельно найти в этом словаре.
2. Работа с учебником в группах (П. О. Масляк «Экономическая и социальная география Украины»)
Объединившись в группы, проработайте текст учебника «Транспорт и его роль в хозяйстве страны». Приготовьте ответы на вопросы, которые есть на ваших карточках. В тетрадях составьте план презентации своего вопроса.
1-я группа - Роль транспорта в формировании территориальной структуры хозяйства.
2 группа - Что такое транспортный узел? Каковы его особенности?
3-я группа - Значение транспорта для экономики Украины.
4-я группа - Международное значение транспорта Украины.
(Презентация исследований)
Вывод
3. Работа с картой, электронным атласом
Работа в малых группах (по 2 ученика)
Откройте электронный атлас, карту «Транспорт». Внимательно посмотрите на условные знаки в левом нижнем углу, которыми обозначены транспортные пути.
- Как вы охарактеризуете транспортную сеть Украины?
(Украина характеризуется достаточно густой транспортной сетью. Карта показывает нам автомобильные пути, пути железнодорожного транспорта, магистральные трубопроводы, водные пути, морские, речные порты, аэропорты.)
- Давайте попробуем назвать условия, которые способствуют созданию густой транспортной сети на территории Украины.
(Благоприятными условиями для создания густой транспортной сети является равнинность территории Украины, наличие речной сети, умеренно-континентальный климат, выгодное географическое положение.)
- Пользуясь текстом электронного атласа, дайте характеристику отдельным видам транспорта.
1. Железнодорожный транспорт.
2. Автомобильный транспорт.
3. Трубопроводный транспорт.
4. Морской транспорт.
5. Речной транспорт.
6. Воздушный транспорт.
Метод «Пресс»
На ваших столах лежат карточки № 2 и № 3. Ознакомьтесь с заданиями и выполните их. Подготовьте спикера, который выскажет мнение вашей группы по решению проблемы.
(Работа в группах проводится параллельно.)
Карточка № 2
Обоснуйте, каким видом транспорта целесообразнее перевозить такие грузы (учитывайте маршрут и расстояние).
1. Ранние овощи из Каховки (Херсонская обл.) до Киева.
2. Каменный уголь из Антрацита (Луганская обл.) до Днепродзержинска.
3. Пшеницу из Измаила (Одесская обл.) к Турции.
4. Сталь из Мариуполя в Великобритании.
Обозначьте на контурной карте пути перевозок.
(Спикеры высказывают свое мнение, начиная со слов:
Я считаю, что...
поскольку... таким образом...
итак, мы исследовали...
Карточка № 3
Охарактеризуйте транспортный узел Одессы по плану:
1. Географическое положение.
2. Однородный или комплексный узел.
3. Какие виды транспорта приходят в Одессу?
4. Значение Одесского транспортного узла.
Карточка № 4
Пользуясь текстом в электронном атласе, составьте отраслевую структуру транспорта.
Карточка № 5
Пользуясь текстом в электронном атласе, составьте схему: «Функции транспорта в хозяйстве страны».
4. Презентация работ
- На доске два ученика составляют схемы.
- Раскрывается задания карточки № 2.
- Раскрывается задания карточки № 3.
- Специфика транспорта как отрасли хозяйства заключается в том, что он сам не производит продукцию, а участвует в ее создании, обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и перевозит готовые изделия потребителю.
- Транспорт Украины имеет проблемы, но и перспективы развития. Сегодня на урок мы пригласили министра транспорта, который сможет подробнее познакомить нас с проблемами и перспективами развития транспорта Украины.
Министр транспорта. Украина стремится занять подобающее место в мировом хозяйстве, а это невозможно без развития транспорта. В мировом транспорте происходят серьезные структурные изменения, связанные с новыми требованиями к средствам передвижения. Наиболее важные среди этих требований: высокое качество транспортного обслуживания, повышение эффективности перевозок, высокий уровень сохранности и скорости доставки грузов, комфортабельность и безопасность движения. Все большее значение приобретают такие факторы, как точность, надежность, доступность, плотность отправлений и т.д. Таким образом, на первый план выходит качество обслуживания.
Вопрос. Что вы можете сказать об изменениях структуры перевозок в транспортной системе?
Происходит интенсивное изменение структуры перевозок отдельными видами транспорта. К числу важнейших изменений можно отнести:
• резкое уменьшение перевозок пассажиров железной дорогой;
• повышение доли индивидуального автомобильного транспорта в пассажирообороте (превышает 60 %);
• повышение доли воздушного транспорта в пассажирообороте (равна доле железнодорожного транспорта);
• почти равные доли в грузообороте железнодорожного и автомобильного транспорта;
• рост доли трубопроводов в грузоперевозках (составляет 12 %);
• в то же время в мировом грузообороте сохраняет свои позиции морской транспорт, его доля составляет около 60 %.
Вопрос. В чем заключается особенность современной транспортной сети Европы? И обходит это Украину?
Особенностью современного этапа развития транспортной системы Европы является создание транспортных коридоров, Это необходимо для того, чтобы объединить несколько видов транспорта в случае перевозки грузов по территории нескольких стран. Намечено создание нескольких транспортных коридоров, часть из которых пройдет по территории Украины. Так, коридор № 9 имеет все шансы вскоре стать реальностью. Он пройдет через Ґельсінкі, Санкт-Петербург, Москву, Киев, Одессу и «пойдет» до Молдавии, Румынии, Болгарии, Греции, соединив Балтийское море с Черным. Это подтверждает устойчивость трансъевропейских путей сообщения, сформированных сотни лет назад, и в значительной степени повторяет путь «из варяг в греки».
5. Работа с материалами прессы
Готовясь к уроку, вы получили задание опережающего характера - проработать материалы прессы и приготовить сообщение о состоянии транспорта в Днепропетровской области.
(Сообщения СМИ)
6. Соціогеографічний практикум
- Какие виды транспорта встречаются в нашем населенном пункте?
- С помощью каких видов транспорта осуществляется связь нашего населенного пункта с другими селами, городами, районами?
- Удовлетворяет ли вас обслуживание транспортом?
«Круг идей»
- Чтобы вы сделали для улучшения обслуживания нашего села транспортом? Ваши предложения.
«Реклама» (Дети рекламируют выбранный вид транспорта.)
- А кто из вас мечтает выбрать профессию, связанную с транспортом?
- Какие вы знаете учебные заведения, где обучают профессиям, связанным с транспортом?
V. Закрепление и корректировка знаний
Игра «Домино»
VИ. Итог урока
Заключительное слово учителя
Сегодня мы ознакомились с общей характеристикой транспорта. Транспортная сеть Украины достаточно густая, чему способствует равнинный рельеф территории, умеренно-континентальный климат, высококвалифицированные кадры, научный потенциал. Большое значение в развитии транспорта имеет транзитное положение, что в будущем может укрепить экономику. Морской транспорт обеспечивает внешние связи Украины, транспортируя большое количество грузов.
Оценивания учебных достижений
VII. Домашнее задание
Проработать текст учебника «Транспорт».
Выучить конспект урока.
На контурную карту нанести транспортные узлы.
Приложение 1
План изучения темы «Транспорт Украины. роль транспорта в хозяйстве страны»
1. Название отрасли.
2. Значение транспорта.
3. Отраслевая структура.
4. Функции транспорта.
5. Транспорт нашего края.
Приложение 2
Словарь-справочник к теме «Транспорт»
Грузооборот - показатель объема грузовой работы транспорта, исчисляется как произведение количества перевезенных грузов на расстояние перевозки.
Густота путей сообщения - показатель, определяющий длину путей сообщения в расчете на единицу площади территории страны.
Каботаж - плавание морских судов между портами одного государства (большой каботаж - между портами разных морей, малый каботаж - между портами одного моря).
Магистрали - важнейшие и лучше оснащены и загруженные дороги межгосударственного или внутригосударственного значения (железнодорожные, автомобильные).
Морской паром - вид транспорта, предназначенный для перевозки железнодорожных эшелонов, автомобильного транспорта, людей через море или пролив.
Пассажирооборот - показатель объема пассажирских перевозок транспорта на расстояние перевозки (определяется в пассажиро-километрах; на морском транспорте - в пассажиро-милях).
Пропускная способность транспортных путей - определяется максимальным количеством (поездов, судов, автомобилей), которую можно пропустить за определенный период определенного уровня технологической оснащенности. Например, двухпутная железная дорога за сутки пропускает 144 пары поездов.
Себестоимость перевозок - рассчитывается как затраты на перевозку единицы транспортной продукции. (Перевозка морем нефти в три раза, а древесины в пять раз дешевле, чем по железной дороге.)
Транзит - перевозка грузов из одного района в другой через территорию третьего.
Транзитный коридор - перевозки грузов из одного района в другой через территорию третьего.
Транзитные перевозки - перевозки пассажиров и грузов из одного пункта (страны) в другой (страну) через промежуточные пункты (страны, область); перевозка грузов без перегрузок на промежуточных пунктах.
Транспортная система - совокупность всех видов транспорта, связанных между собой с целью удовлетворения потребностей населения и государства в перевозках пассажиров и грузов. (Транспортные пункты, железнодорожные станции, аэропорты, транспортные узлы, речные магистрали.)
Транспортный узел - населенный пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.
Транспортный центр - небольшой населенный пункт, где сходятся две-три линии одного вида транспорта.
Фрахт - плата за перевозку груза морским транспортом.
Приложение 3
Отраслевая структура транспорта Украины
Приложение 4
(Работа в группах проводится параллельно.)
Катка № 1
Обоснуйте, каким видом транспорта целесообразнее перевозить такие грузы. (Учитывайте маршрут и расстояние.)
1. Ранние овощи из Каховки (Херсонская обл.) до Киева.
2. Каменный уголь из Антрацита (Луганская обл.) до Днепродзержинска.
3. Пшеницу из Измаила (Одесская обл.) к Турции.
4. Сталь из Мариуполя в Великобритании.
Обозначьте на контурной карте пути перевозок.
(Спикеры высказывают свое мнение, начиная со слов:
Я считаю, что...
поскольку... таким образом...
итак, мы исследовали...
Карточка № 2
Охарактеризуйте транспортный узел Одессы по плану:
1. Географическое положение.
2. Однородный или комплексный узел.
3. Какие виды транспорта ведут в Одессу?
4. Значение Одесского транспортного узла.
Обозначьте на контурной карте 5 крупнейших транспортных узлов Украины.
Карточка № 3
Пользуясь текстом в электронном атласе, составьте отраслевую структуру транспорта.
Карточка № 4
Пользуясь текстом в электронном атласе, составьте схему: «Функции транспорта в хозяйстве страны».
Приложение 5
Задания для работы в группах (по три-четыре ученика)
Роль транспорта (с. 190-191)
1. Проработав текст учебника, раскройте роль транспорта в формировании территориальной структуры хозяйства.
2. Составьте план характеристики роли транспорта.
Транспортные узлы (с. 191-192)
1. Проработав текст учебника, раскройте понятие «транспортный узел». Докажите значение транспортных узлов для экономики страны.
2. Составьте план презентации транспортного узла.
Значение транспорта (с. 192-193)
1. Проработав текст учебника, раскройте значение транспорта для формирования и развития хозяйства.
2. Составьте план доклада по вопросу.
Международное значение транспорта Украины (с. 192-193)
1. Проработав текст учебника, раскройте международное значение транспорта в Украине.
2. Составьте краткий план доклада.
Приложение 6
Задания для работы в малых группах (по два ученика)
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику железнодорожного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику воздушного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику автомобильного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику речного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику трубопроводного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику морского транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику электронного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику водного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику сухопутного транспорта.
Пользуясь в электронном атласе текстом и картой «Транспорт», дайте краткую характеристику авиационного транспорта.