География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УРОК ГЕОГРАФИИ, КОТОРОГО ЖДУТ
Сборка нестандартных уроков

9 КЛАСС

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА УКРАИНЫ

 

Цель: сформировать у учащихся понятие об электроэнергетике страны как составная часть топливно-энергетического комплекса; познакомить с различными типами электростанций, с принципами их действия, географией размещения, характеру воздействия на окружающую среду; продолжать формировать умение работать с атласом и контурными картами, анализировать статистический материал; воспитывать желание быть настоящими хозяевами страны; определять по поводу дальнейшего развития определенного типа электростанций, исходя из потребностей национально-хозяйственного комплекса, и влияния электростанций на окружающую среду; воспитывать бережливость в использовании электроэнергии и экологическую культуру.

Оборудование: карта «Топливно-энергетический комплекс Украины», «Электроэнергетика», контурные карты, атласы, графики производства электроэнергии с 1980-2003 гг., таблица «Днепрогэс», фильмы «Электроэнергетика», «Авария на ЧАЭС», плакат «Я + действия», карточки-задания группам, инструктивно-технологические карты каждому ученику.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Земля - не наша рабыня, а мать.

Солнце - не отчим, а родной отец,

Леса - наши братья, реки - сестры.

Дожди, ветры, снега - хорошие гости.

А мы на своей планете - мудрые хозяева.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Действительно, как нашему молодому Украинскому государству нужны мудрые хозяева. Ее недра богаты разнообразными природными ресурсами, ее населяет талантливый и трудолюбивый народ. Итак, Украина имеет все возможности для того, чтобы стать высокоразвитой в экономическом и социальном плане государством. Основная надежда построения такого государства на вас - молодежь. Поэтому вам нужно уже со школьной скамьи учиться мыслить по-новому, экономично, эффективно, учитывая влияние человека на природу, быть разумными хозяевами нашего дома. Но помните, что «разум - это способность использовать силы окружающего мира без разрушения этого мира» (братья Стругацкие).

 

III. Объявление темы и цели

Учитель. Сегодня на уроке мы попробуем направить наш ум на решение важных для нашей страны проблем, а именно - развитие электроэнергетики. Что вы хотите узнать из этой темы, чего ожидаете от урока. Прошу озвучить свои ожидания в воображаемый микрофон, начиная с незаконченного предложения «Я ожидаю от сегодняшнего урока...» (Ответы учащихся)

Я рассчитываю, что вы проявите себя на уроке в следующих действиях:

1. Хотел бы рассказать.

2. Учебник учит.

3. Я исследователь.

4. Карта заговорила.

5. Работаю в группе.

6. Мои достижения.

7. Оценка урока.

В конце урока мы сможем дать ответ на следующий проблемный вопрос: «Какую стратегию развития электроэнергетики Украины вы можете предложить?»

У каждого из вас на парте есть инструктивно-технологическая карта ученика, с которым вы будете работать в течение урока.

 

ИV. Актуализация опорных знаний

1. Вопрос. Что такое ТЭК?

2. Задачи. На доске и в инструктивных картах нарисовано большое гроздь ТЭК, левая часть которого представляет топливную промышленность, а права - электроэнергетику. Обе части очень тесно связаны между собой и образуют межотраслевой комплекс. Вспомните, что вы знаете про топливную промышленность, и заполните левую часть грозди.

- Какие отрасли входят в топливной промышленности?

- Покажите на карте и запишите в гроздь основные бассейны добычи каменного и бурого угля.

3. Беседа

- Украина обеспечена углем? На сколько процентов? (≈ 95 %)

- На сколько лет при современном его добычи хватит Украине угля? (≈ 460 г.)

- Какие основные районы добычи нефти вы знаете?

- На сколько процентов обеспечен НВК нефтью?(≈ 7 %)

- На сколько хватит разведанной нефти за современного добычи? (≈ 25 г.)

- Какие крупнейшие месторождения нефти вы знаете?

- Покажите на карте основные нефтеперерабатывающие заводы.

- Откуда Украина импортирует нефть?

- Покажите и запишите основные районы добычи газа?

- На сколько процентов НВК Украины обеспечен газом? (≈ 22 %)

- На сколько лет хватит газа Украине? (≈ 35 г.)

- Откуда Украина импортирует газ?

- Где добывают торф?

4. Задачи. Закончите предложения:

1) Природные ресурсы за исчерпаемостью разделяют на.

2) К исчерпывающих невосполнимых належать. ресурсы.

3) К неисчерпаемым природным ресурсам относятся.

 

V. Вивчення нового материала

1. Беседа

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «электроэнергетика»?

 

 

- Представьте себе такую необычную ситуацию: на планете исчезла энергия. Какие могут быть последствия такого события? (Вывод. Жизнь без энергии невозможно.)

2. Просмотр фильма «Электроэнергетика Украины»

Беседа

- Что такое электроэнергетика?

- На какие отрасли делится электроэнергетика зависимости от типов электростанций, где вырабатывается электроэнергия?

3. Задачи. Запишите названия отраслей в правую часть грозди.

4. Рассказ учителя

Как давно в Украине возникла эта отрасль?

Энергетическое хозяйство Украины принадлежит к старейшим в стране. Первое упоминание об использовании энергии рек датируется 1292 г. В Киеве в 1890 г. начала работать первая электрическая станция общего пользования, что освещала городской театр и Крещатик. В начале ХХ в. вырабатывали ток небольшие тепловые электростанции. Крупные ТЭС и ГЭС начали становиться в строй в 20-30 гг. и после войны.

Электроэнергетика как составная часть ТЭК страны объединяет все процессы производства, передачи и трансформации электроэнергии. Она является стержнем материально-технической базы страны. Вместе с машиностроением и химической промышленностью электроэнергетика относится к отраслям авангардной тройки, которые являются основой хозяйства каждой страны и двигателями НТП.

Одна из специфических особенностей электроэнергетики заключается в том, что ее продукция в отличие от продукции других отраслей промышленности не может накапливаться для последующего использования: производство электроэнергии в каждый момент времени должно соответствовать размерам потребления. Основная часть электроэнергии используется для промышленных нужд.

Украина имеет достаточно высокий показатель выработки электроэнергии на одного жителя: ≈ 4000 кВт ∙ ч.

5. Работа в малых группах

Задачи. Зная отраслевой состав электроэнергетики, определите принцип действия каждого типа электростанций, на что они ориентируются при размещении, положительные и отрицательные моменты использования различных типов электростанций и представьте выполненную работу для всего класса.

Каждая из четырех групп имеет карточки, где указано, на какие вопросы отвечает группа, и источники информации. Для работы в группах дается 6 минут, для представления - 5 минут.

Темы для выполнения задания

Группа 1. Характеристика тепловой электроэнергетики (ТЭС)

Группа 2. Характеристика атомной энергетики (АЭС)

Группа 3. Характеристика гидроэнергетики (ГЭС)

Группа 4. Характеристика альтернативных электростанций

Образец карточки

Задачи. Подготовьте сообщение для класса (В работе над задачей руководствоваться таблицей.)

 

№ п/п

Пункты плана

Источник информации

Ответственный

Максимальное количество баллов

Полученные баллы

1

Принцип действия (схема)

Учебник, дополнительная информация

Инженер-технолог

2

 

2

Ориентация

Учебник, атлас

Географ

2

 

3

География размещения (крупнейшие электростанции)

Учебник, атлас

Картограф

2

 

4

«+» и «-» использования, решение относительно дальнейшего использования

Опережающее задание (в виде плаката)

Эксперт из министерства окружающей среды

4

 

 

Первые три подпункта заполните в общей схеме ТЭК в инструктивных карточках, принцип действия можно представить в виде схемы на доске или отдельном листе, пункт 4 выполните в виде схемы на плакате.

Во время представления работы одной группой другие участники слушают, оценивают, делают записи в грозди, во время раскрытия вопроса „География размещения» наносят крупнейшие ТЭС, АЭС, ГЭС, ВЭС, СЭС на контурную карту с помощью условных знаков.

6. Практическая работа № 7

Тема. Составление круговой диаграммы производства электроэнергии различными видами электростанций в 1998 и 2006 гг.

Задачи. Проанализируйте таблицу и заполните ее.

 

Электростанции

Доля от общего производства, %

Величина сектора диаграммы, в градусах

Условные обозначения

1998 г.

2006 г.

1998 г.

2006 г.

ТЭС

47,3

46,3

 

 

 

ГЭС

9,2

6,7

 

 

 

АЭС

43,5

47,0

 

 

 

 

• Сколько процентов электроэнергии вырабатывают ТЭС? (46,3 %)

• Как изменилось производство по сравнению с 1998 г.? (Сократилось)

• Как вы думаете, почему?

• Сколько процентов электроэнергии производили в 2006 г. АЭС? (47,0 %)

• Как изменилось производство? (Выросло)

• Почему?

• Сколько электроэнергии вырабатывают ГЭС? (6,7 %)

• Почему в таблице нет процентов показателей электроэнергии ВЭС и СЭС?

7. Рассказ учителя

Динамика производства электроэнергии

В течение многих десятилетий производство электроэнергии различными типами электростанций менялось. В 1980 г. в Украине произведено 298,6 млрд. кВт ∙ ч. К 2000 г. объем производства сокращался до 171,4 млрд. кВт ∙ ч, в 2001г. вырос до 173 млрд. кВттод.

Чтобы увидеть эти изменения, обратимся к графику производства электроэнергии.

 

 

С 70-х годов выработка электроэнергии на ТЭС уменьшилось в связи с введением в действие пяти АЭС. Значение ГЭС также начало падать в общем производстве электроэнергии. Однако в последнее время на фоне общего падения объемов производства электроэнергии доля АЭС выросла за определенную стабильность в работе на протяжении 90-х годов.

8. рассказ учителя

(Ученики параллельно работают с атласом.)

Понятие о энергосистему

В Украине создано единую энергосистему, которая соединила линиями электропередач высокого напряжения почти все крупные и средние электростанции. Ее формирование завершилось в начале 90-х годов, когда она охватила всю территорию государства.

Энергосистема дает возможность бесперебойно обеспечить электроэнергией потребителей, даже если местная электростанция временно не работает из-за профилактический ремонт.

Создано сверхмощную ЛЭП «Донбасс-Винница-Янтарь», которая проходит через Закарпатье в Венгрию. Вторая линия ЛЭП соединяет Хмельницкую АЭС с польским городом Жешувом. По ним Украина передает за границу часть производимой электроэнергии.

Итак, Украина имеет мощную электроэнергетику, которая переживает пока что значительные проблемы, связанные с недостаточным снабжением топлива, загрязнением окружающей среды, устаревшими технологиями, необходимостью повышения эффективности использования имеющихся природных ресурсов. В 2015 г. заканчивается срок действия АЭС Украины. Министерство энергетики уже разрабатывает пути дальнейшего развития отрасли. Планирует постепенное закрытие АЭС, но сначала хочет продлить срок действия некоторых из них, перед тем остановив на капитальный ремонт.

Это настоящее электроэнергетики Украины. Каково ее будущее?

 

VІ. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Проблемный вопрос. Какую стратегию развития электроэнергетики Украины вы можете предложить? Какие электростанции вы бы закрыли и какие новые построили? Почему?

Выскажите свое мнение по технологии ПРЕСС.

1. «Я считаю, что.»

2. «Так.»

3. Пример (примеры или факты, которые усиливают мнение).

4. Выводы: «Итак, я считаю.»

 

VII. Итог урока

Учитель. Можно помогать росту производства электроэнергии, увеличивая строительство тех или иных электростанций. При этом будет углубляться негативное влияние человека на природу, будут вичерпуватись минеральные ресурсы.

Но лучший путь - это энергосбережение.

Энергосбережения - внедрение новых технологий, требующих меньших затрат энергии. Оно должно быть основным направлением дальнейшего развития народного хозяйства.

По расчетам ученых, снижение удельной энергоемкости национального дохода Украины вдвое сохранит потребление энергии. И это задача вполне реальная.

Например, в США благодаря большому вниманию, которое было уделено энергосбережению после нефтяного кризиса 1973 г., потребление энергоресурсов за десять лет после кризиса уменьшилось на несколько процентов по сравнению с уровнем 1973 г., валовой общественный продукт страны за этот период вырос на 25 %.

Мы имеем огромные резервы для экономии. Так, в большинстве стран мира на освещение расходуется 13 % производимой электроэнергии. А в Украине в полтора раза больше. Причина в том, что у нас преобладают очень неэкономные источники света - лампы накаливания, которые превращают в свет лишь 5-8 % энергии. В развитых странах преобладают люминесцентные лампы, полезная отдача - 20-30 %.

Чрезвычайно много энергии потребляет наша бытовая техника. Если бы отечественные телевизоры, стиральные машины, пылесосы и т.д имели такие же показатели, как лучшие образцы мировой бытовой техники, экономия электроэнергии была бы такая, что Украина смогла бы отказаться от АЭС на своей территории.

Мы имеем чрезвычайно неэффективную, энергоемкую и матеріаломістку промышленность. Например, для получения 1 т цемента мы тратим 274 кг условного топлива, а японцы - 142 кг. Удельные затраты энергии в черной металлургии в Японии на 20-30 % ниже, чем у нас, за счет внедрения передовых технологий, таких, как непрерывная разливка стали, сухое тушение кокса, утилизация тепла газов доменных печей. Эти технологии были разработаны в нас. Японцы приобрели лицензии на их применение и имеют с этого немалую выгоду, а в отечественной металлургии они почти не внедрены.

Вопрос. Как мы можем экономить энергию? (Ответы учащихся)

Учитель. Другой аспект проблемы - морально-этический. Наше расточительное отношение к энергетических и материальных ресурсов во многом вызвано отношением к природе и ее богатствам как к чему-то такому, что предназначено удовлетворять наши потребности и прихоти. Много кто весь смысл своей жизни видит в погоне на новыми «благами».

Помните! Никакая экономия ресурсов и энергии не поможет, если человек не осознает необходимость самоограничение материальных потребностей и удовлетворение взамен духовных потребностей, запросов, достойных имени Homo sapiens.

Сбылись ли ожидания?

Оценивание учащихся.

 

VIII. Домашнее задание