География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 1. Способы изображения Земли

 

Урок 14. Изображение неровностей земной поверхности

 

Цель: сформировать у учащихся элементарные знания о горизонтали как наиболее точный способ изображения неровностей суши, научить учащихся за плоским изображением горизонталей представлять рельеф местности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, план местности, учебник, модель бугра, чертежные принадлежности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Каким будет расстояние на местности, если на глобусе масштабом 1 : 50 000 000 она равна 8 см.

2. Расстояние между двумя островами 2 500 км. Какой она будет на глобусе, масштаб которого 1 : 50 000 000?

3. На карте, масштаб которой 1 : 200 000, расстояние между двумя объектами 20 см. Какой она будет на карте масштабом 1 : 4 000 000?

4. Определите масштаб плана, если лес площадью 20 га на нем занимает:

а) 20 см2; б) 80 см2; в) 40 см2; г) 100 см2.

5. Определите числовые масштабы карт, если известно, что 1 см2 на карте соответствует на местности 1 га, 100 га, 10 000 км2.

6. Определите численный масштаб карты, если расстояние между двумя объектами на ней длиной 10 см соответствует расстоянию на местности:

а) 5 000 км; б) 300 км; в) 8 000 км; г) 4 000 км.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

 

ИV. Изучение нового материала

Земная поверхность очень неровная. На ней встречаются равнинные участки, холмы, овраги и горы. Все формы земной поверхности называются рельефом.

Чтобы изобразить на плане, например, горб, надо измерить его высоту. Измеряют расстояние по вертикали от подошвы до вершины с помощью нивелира.

Нивелир - самый простой прибор, который представляет собой деревянную рейку длиной 1 м с визгом и служит для измерения расстояний по вертикали.

С помощью нивелира определяют, насколько вершина холма выше подошву, то есть его относительную высоту.

Работа со словарем. Относительной высотой называют превышение по вертикали одной точки земной поверхности над другой.

С одной стороны подошва бугра может быть выше, с другой ниже. Через это относительная высота вершины холма неодинаково с разных сторон,

то есть вершина бугра может иметь несколько относительных высот. Поэтому на планах местности обозначают не относительную, а абсолютную высоту.

Работа со словарем. Абсолютной высотой называется превышение точки земной поверхности по вертикали над уровнем моря, высоту которого принимают за 0 метров.

На планах и картах абсолютные высоты местности обозначают точкой, возле которой ставят число. Оно означает высоту места над уровнем моря в метрах. Такое числовое обозначение называется отметкой высот. Рельеф любой территории обозначают с помощью горизонталей. Горизонтали - условные линии на плане, соединяющие точки с одинаковыми абсолютными высотами.

Задачи. Определить высоты холмов.

 

 

 

Если горизонтали расположены близко друг от друга, то склон крутой, когда же расстояние между ними большое - склон пологий. Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталей, называются бергштрихами. Они показывают, в каком направлении склон снижается.

Работа с планом

1. Определите абсолютную высоту источника.

2. Какова абсолютная высота холма, на котором стоит ветряк? Из его склонов крутой, а пологий?

3. Вы идете от моста через реку до поселка. Опишите свой путь, укажите его направление и расстояние.

4. Направление течения ручья? Какова его длина?

5. Опишите берега реки. Чем они отличаются друг от друга?

6. Почтальон ехал из поселка к дому лесника на велосипеде. В каком направлении (туда или обратно) ему будет легче ехать? Почему?

7. С какой стороны проще подойти к озеру? Почему?

8. Вы уходите от поселка к ветряку. Какой путь (туда или обратно) легче?

Работа с картой

• Как сказывается рельеф на карте?

• Есть ли на карте горизонтали? Отметки высот?

• Через какое количество метров проведены горизонтали на карте?

• Как по цвету можно определить высоту или глубину территории?

• Что такое шкала высот и глубин?

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Беседа

• Что такое рельеф?

• Что представляет собой нивелир?

• Что такое относительная высота? Чем она отличается от абсолютной?

• Чем отличается изображение возвышенности от изображения впадины?

Задачи. Нарисовать холм:

а) высотой 150 м, горизонтали проведены через 15 г, северо-восточный склон - пологий, западный - крутой;

б) западный склон холма (высота 177 м) крутой, у подножья восточного склона находится колодец;

в) на крутом северном склоне холма высотой 109 м вырублен лес, а на пологом южном склоне - луга;

г) на юго-западном склоне холма высотой 203 м стоит дуб, а на западном склоне виднеется вырублен лес, на севере стоит ветряк;

д) северо-восточный склон пологий (высота 107 м), у его подножия - луга, а западный склон - крутой и покрыт кустарниками.

Тест (устно)

1. Горизонтали - это...

а) точки с одинаковыми высотами;

б) линии, соединяющие точки с одинаковыми абсолютными высотами;

в) линии, соединяющие точки с одинаковыми относительными высотами;

г) линии, обозначающие местность.

2. Относительная высота - это.

а) высота, которая показывает, насколько одна точка выше другой;

б) высота точки над уровнем Мирового океана;

в) высота точки над уровнем Балтийского моря;

г) высота одной точки относительно другой.

3. Прибор для измерения абсолютной высоты:

а) компас; б) нивелир; в) дальномер; г) циркуль; д) транспортир.

7. По рисунку определить:

а) склон пологий, а крутой;

б) в каком направлении от точки А растет отдельное дерево?

 

 

8. Работа с физической картой мира.

I-й вариант

а) Определите абсолютные высоты Амазонской низменности, Тибета, Альп, полуострова Лабрадор, острова Новая Гвинея;

б) Определите средние и наибольшие высоты Альп, Гималаев, Кавказа, Урала;

в) Назовите самую высокую точку Африки, Северной и Южной Америки, Австралии;

г) Определите абсолютные глубины Балтийского, Японского, Черного морей;

д) Сравните глубины Берінґового и Черного морей. Какое из них является более глубоким? Насколько?

есть) Определите, как изменяется глубина Тихого океана у берегов Северной Америки, Северного Ледовитого океана, у берегов Евразии.

II-й вариант

а) какой город расположен выше: Бразилиа или Буэнос-Айрес, Вашингтон или Мехико, Тегеран или Дели, Париж или Лондон?

б) Сравните абсолютные высоты территорий, на которых размещены озера Чад и Виктория, водопады Виктория и Ниагарский;

в) Какие моря перестали бы существовать, если бы уровень Мирового океана снизился на 200 м?

г) Как бы изменилась высота пика Коммунизма, вулкана Ключевская Сопка, горы Эльбрус, если бы уровень Мирового океана увеличился на 10 м?

д) изменился бы уровень Балтийского моря, если бы уровень Мирового океана понизился на 100 м? Изменилась бы при этом глубина Каспийского моря? Охотского моря?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Подготовиться к итоговому уроку по теме.