География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 1. Способы изображения Земли

 

Урок 13. Карты, разнообразные способы картографического изображения. Классификация карт

 

Практическая работа № 4. Определение масштабов планов и карт по данным о расстоянии на местности и отрезками на карте, соответствующие этим расстояниям

Цель: продолжить формировать знания учащихся о географические карты, дать представление о картографические проекции, познакомить с классификацией карт, научить пользоваться масштабами во время определения расстояний, выяснить, какие виды условных знаков используют на физических картах.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта мира, атласы, учебник, структурно-логические схемы, чертежные принадлежности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Географический диктант

Распределите приведенные характеристики (ответы разместить в два столбика)

И - план II - карта

1) Чертеж небольшого участка поверхности Земли.

2) Чертеж участка поверхности Земли, где показаны материки и страны.

3) Масштаб мал.

4) На чертеже почти все объекты даются в масштабе.

5) Стороны горизонта определяют по меридианам и параллелями.

6) Масштаб большой.

7) Направление на север - вверх, юг - вниз, на восток - направо, на запад - налево.

8) Масштаб 1 : 100.

9) Учитывается кривизна поверхности Земли.

10) Масштаб 1 : 10 000 000.

11) Не учитывается кривизна поверхности Земли.

12) На чертеже города обозначаются кружочками.

(И - план: 1, 4, 6, 7, 8, 11, II - карта: 2, 3, 5, 9, 10, 12).

2. Практические упражнения (первая выполняется всеми учениками, а другие - тремя учениками на доске)

1) Изобразите отрезками в масштабах 1 : 2 000, 1 : 10 000, 1 : 20 000 расстояние на местности составляет 200 м.

2) Коля договорился с Ваней пойти на рыбалку к одному из живописных озер возле г. Ветлуги. Ваня рассказал Николаю, как идти, чтобы попасть прямо на озеро. Коля прошел от точки поворота до озера расстояние 475 м, а на карте, которую он взял с собой, было обозначено три озера. До какого озера он подошел, если до одного из них расстояние на карте 26 мм, ко второму - 24 мм, а к третьему - 19 мм? Карта имеет масштаб 1 : 25 000 (До третьего)

3) Мальчику необходимо пройти от села Ельце к дому лесника. На его карте это расстояние составляет 84 мм, но и часть карты, где было указано масштаб, оторвалась. Мальчик позвонил товарищу, который определил по своей карте расстояние от деревни до дома лесника в 105 мм. Его карта имела масштаб 1 : 20 000. Масштаб карты мальчика? (1 : 25 000)

4) С северо-запада на юго-восток через местность проходит шоссе, по обе стороны которого расположено небольшое село. На севере - колодец. За 2 км на юг от села начинается хвойный лес, который тянется на восток от реки. В 3 км на северо-восток от села шоссе пересекает реку. Она течет с юго-востока и поворачивает на север. Через реку построен деревянный мост. Ниже моста по течению реки вдоль левого берега тянется обрыв, а вдоль правого - песок. В 3 км западнее от левого берега лежит озеро, северный берег которого заболоченный. Между рекой и озером - луга. По обе стороны шоссе - кустарники. Нарисуйте план местности.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

• Какие виды изображения местности используют для изображения больших территорий?

• Используя атлас, определите в каких масштабах выполнено карты.

Итак, сегодня мы поговорим о разнообразии карт.

 

IV. Изучение нового материала

Карта - уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, созданное на определенной математической основе.

Вопрос. Какие древнейшие карты вы знаете?

Какие территории было изображено на карте Эратосфена, Птолемея?

«Карта есть «альфа и омега» (начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой заканчивается»,- сказал Николай Николаевич Баранский.

Задачи. Используя учебник, расскажите об истории создания карты. Какие карты называются портоланами?

На современных картах учитывается шарообразности Земли, однако полностью отобразить форму нашей планеты на них нельзя. Потому что невозможно развернуть поверхность шара без разрывов и складок.

Работа с атласом

Было создано много способов изображения шарообразной поверхности Земли на плоскости. Каждый из таких способов называется картографической проекцией. По способу использования вспомогательной поверхности проекции бывают:

 

Цилиндрические

Конические

Азимутальные

Точки земной поверхности переносятся на условный цилиндр

Точки земной поверхности переносятся на условный конус

Точки земной поверхности переносятся на плоскость

 

В зависимости от характера и размеров искажений проекции делятся на:

 

Равноугольные

Равновеликие

Произвольные

Без искажений углы, искажаются длины линий, площади (для прокладки маршрутов судов, самолетов)

Не искажают площадей, искаженные углы, формы (для определения размеров морей, материков)

Все виды искажений незначительные (для общего ознакомления с территорией)

 

Различные объекты на картах показывают с помощью условных знаков. Они могут быть выраженными в масштабе, а могут быть позамасштабнимы. Масштабные условные знаки передают истинные размеры объектов (контур леса, болота). Внемасштабные применяют для объектов, которые не выражены в масштабе (населенные пункты, месторождения полезных ископаемых, электростанции).

Способы изображения объектов на карте:

 

Значки

Линейные знаки

Знаки движения

Способ ареалов

Послойное раскрашивание

Полезные ископаемые

Дороги, реки, границы

Маршруты экспедиций, морские течения

Распространение определенных видов животных, растений

Неровности местности

 

Работа со словарем. Совокупность условных знаков карты с их объяснением называется легендой карты.

На картах изображают участки земной поверхности различных размеров. Существует определенная зависимость между размерами местности, показанной на карте, и масштабом. Для изображения большей площади нужен более мелкий масштаб.

Вопрос. Что такое масштаб? Какие виды масштаба вы знаете?

 

 

Работа с атласом. С помощью атласа приведите примеры разных по масштабу карт.

Задача

• Определить, к каким видам карт по масштабам относятся карты в масштабе:

а) 1 : 100 000; б) 1 : 25 000 000; в) 1 : 200 000; г) 1 : 75 000; д) 1 : 5 000.

• Определить масштабы планов, карт по данным:

а) 100 м на местности соответствуют 10 см на плане;

б) 700 км на местности соответствуют 20 см на карте.

Для определения длины объекта или расстояний между объектами на планах используют все виды масштабов. При определении расстояний по числовым и именованным масштабом нужно измерить расстояние на плане или карте линейкой или измерительным циркулем. Полученное число умножить на знаменатель численного или показатель именованного масштаба. Потом перевести это расстояние в метры или километры.

Работа с картой. Используя физическую карту Украины, определить расстояние между Киевом и Полтавой, Киевом и Луганском.

При определении расстояний на плане удобнее всего пользоваться линейным масштабом. Для этого нужно циркулем-измерителем измерить расстояние между двумя точками. Затем это расстояние перенести на линейный масштаб так, чтобы разброс циркуля вмещал целое число больших и малых делений.

Работа с планом местности. Используя план местности, определить расстояние от ветряка на высоте 151,8 до отдельного дерева на высоте 148,1.

Во время измерения длин кривых линий (реки, дороги, границы) применяют специальный прибор - курвиметр или обычную нитку.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Выполнение практической работы № 4

I-й вариант

1. Определить масштабы планов по данным:

а) 250 м на местности соответствуют 5 см на плане;

б) 4 см на плане соответствуют 80 м на местности.

2. Определить масштабы карт по данным:

а) 500 км на местности соответствуют 20 см на карте;

б) 3 см на карте соответствуют 7 500 км на местности.

3. На карте между двумя населенными пунктами 5,2 см. Какое расстояние в действительности, если масштаб карты 1 : 100 000?

4. Действительная расстояние улице 4 км, а на плане города она имеет длину 20 см. Которым является масштаб карты?

5. По физической карте определить расстояние между Киевом и Полтавой.

6. Найдите площадь сада прямоугольной формы, если на плане масштабом 1 : 10 000 он имеет длину 3 см, в ширину - 2 см.

 

II-й вариант

1. Определить масштабы планов по данным:

а) 25 м на местности соответствуют 5 см на плане;

б) 4 см на плане соответствуют 400 м на местности.

2. Определить масштабы карт по данным:

а) 500 км на местности соответствуют 5 см на карте;

б) 3 см на карте соответствуют 2 100 км на местности.

3. На карте между двумя населенными пунктами 7,2 см. Какое расстояние в действительности, если масштаб карты 1 : 100 000?

4. Действительная расстояние улице - 4 км, а на плане города она имеет длину 10 см. Которым является масштаб карты?

5. По физической карте определить расстояние между Одессой и Полтавой.

6. Найдите площадь леса прямоугольной формы, если на плане масштабом 1 : 20 000 он имеет длину 4 см, ширину - 2 см.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Доделать практическую работу № 4.