География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ II

Земля на плане и карте

 

Тема 1. Способы изображения Земли

 

Урок 15. Способы изображения Земли (итоговый урок)

 

Цель: проверить знания и умение учащихся по теме, закрепить знания о условные знаки, способы изображения высот, выявить умение учащихся ориентироваться, выполнять простые чертежи планов местности; воспитывать чувство коллективизма.

Тип урока: проверки знаний, умений, навыков.

Оборудование: географические атласы, набор топографических знаков; альбомный лист, разделенный на квадраты, чертежные принадлежности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

В начале изучения темы сообщить о урок-соревнование, необходимость изготовить условные топографические знаки и специальный лист для проверки знаний условных знаков. Класс разделить на три группы (по количеству рядов). В каждой группе выбрать экспертов, которые будут подсчитывать количество баллов, полученных командой, проверять письменные задания.

Перед уроком на одной части доски написать задания и количество баллов, которые можно получить за выполнение задания.

Вторую часть доски разделить на три части (по количеству команд). Эксперт каждой команды заносит полученное количество баллов в соответствующей графы.

 

II. Мотивация учебной деятельности

 

III. Проверка осознания знаний

Географический диктант

1. Видимая часть земной поверхности.

2. Прибор для определения сторон горизонта.

3. Степень уменьшения или увеличения по сравнению с величиной объекта.

4. Чертеж, отображающий на плоскости в условных знаках и определенном масштабе местность.

5. В каком направлении от Киева находится Черное море?

6. В каком направлении от Киева находится Азовское море?

7. В каком направлении от Киева находится Каспийское море, если его азимут 135°?

8. По какому азимуту надо идти до предмета, размещенного на юге?

9. По какому азимуту ученик возвращаться из школы домой, если школа расположена по азимуту 0°?

Топографическая игра

Примечание. Учитель читает текст, а учащиеся на отдельных листах, разделенных на квадраты, ставят соответствующий топографический знак. Консультанты проверяют работу, проходя вдоль рядов. За правильный ответ ученик получает 1 балл, который добавляется к баллам команды.

Наш путь начинается от школы (квадрат 21). Идем по тропинке на север и подходим к карьеру. Западнее тропы лежат луга, на восток - кустарники. От карьера идем на северо-восток и попадаем в редколесье. Далее выходим к болоту, размещенного на востоке. На юго-востоке встречаем вырубленный лес и проходим на юг до колодца. На юго-западе размещен источник. Южнее источника видим камни и делаем там привал.

 

ИV. Использование знаний в стандартных и измененных условиях

Задачи урока

 

1. Назвать условные знаки

2 балла

2. Изобразить условные знаки

3 балла

3. Масштаб

3 балла

4. Виды масштабов

4 балла

5. Высота холма

5 баллов

6. Изображение рельефа

5 баллов

7. Определение масштаба

6 баллов

8. Азимут

6 баллов

9. Прочитать рассказ

7 баллов

10. Составить рассказ

10 баллов

11. Работа с планом местности

15 баллов

12. Составить план местности

20 баллов

Задание получает каждый ученик в зависимости от уровня усвоения темы. На подготовку ответа на 1-3 задания - 2 мин. Если ответ правильный, то на доске эксперты выставляют соответствующее количество баллов. Ученики, которые правильно ответили, могут помочь своим товарищам. Письменные задания передаются экспертам на проверку по мере выполнения. Отвечают команды по очереди.

Задача 1. Назвать условные знаки (учитель выдает командам карточки с условными топографическими знаками).

Задание 2. Изобразить условными топографическими знаками.

Команда 1. Сосновый лес; луг; река и направление течения; деревянный мост; кустарник.

Команда 2. Карьер; вырубленный лес; поле; лиственный лес; болото.

Команда 3. Источник; железная дорога; отдельное дерево; редколесья; школа.

Задача 3. Масштаб.

Команда 1. Какой масштаб крупнее:

а) в 1 см 200 м, в 1 см 700 м;

б) в 1 см 7 км, в 1 см 2 км?

Команда 2. Какой масштаб меньше:

а) в 1 см 20 м, в 1 см 10 м;

б) в 1 см 10 км, в 1 см 2 км?

Команда 3. Какой масштаб крупнее:

а) в 1 см 40 км, в 1 см 20 км;

б) в 1 см 83 км, в 1 см 830 км?

Задача 4. Числовой масштаб выразить именуемым.

Команда 1. 1 : 200 000, 1 : 500 000 000.

Команда 2. 1 : 1 000 000, 1 : 25 000 000.

Команда 3. 1 : 9 000 000, 1 : 500 000 000.

Задание 5. Какова относительная высота холма? (Рисунки раздает учитель.)

Задание 6. Изображение рельефа горизонталями

Команда 1. Изобразите холм высотой 140 м, горизонтали проходят через 25 м, западный склон - пологий, а восточный - крутой.

Команда 2. Изобразите котловину глубиной 156 м, горизонтали проходят через 30 м, северный и северо-западный склон - крутые.

Команда 3. Изобразите горизонталями холм высотой 18 м, западный склон которого крутой, а восточный - пологий, горизонтали проведены через 3 м.

Задание 7. Определить масштаб плана.

Команда 1. Определить масштабы планов, если расстояние 1 км от школы до дома культуры составляет: а) 10 см; б) 20 см?

Команда 2. Определить масштабы планов, на которых расстояние в 4 км между двумя населенными пунктами составляет: а) 5 см; б) 10 см?

Команда 3. Определить масштабы планов, на которых улица длиной: а) 700 м - имеет длину 7 см; б) 2 км - 20 см?

Задача 8. Азимут.

Команда 1. Каким сторонам горизонта соответствует азимут: 135°, 202°, 270°, 225°?

В каком направлении от Полтавы размещены Карпаты?

Команда 2. Каким сторонам горизонта соответствует азимут: 45°, 315°, 360°, 112?

В каком направлении от Полтавы находится Крым?

Команда 3. Каким сторонам горизонта соответствуют азимуты: 22°, 90°, 0°, 180°?

В каком направлении от Полтавы находится Киев?

Задача 9. Прочитать рассказы, в которых слова заменены условными знаками.

Задача 10. Составить рассказ по плану местности (план выдает учитель).

Задача 11. Работа по плану местности в атласе.

Команда 1. Определить разницу высот школьной территории И озера.

Команда 2. Видно от железнодорожной станции территорию школы в поселке?

Команда 3. На сколько метров снижается уровень воды в реке от истока до устья?

Задача 12. Составить план местности.

Команда 1. Лесная дорога проходит с северо-востока на юго-запад, по обе стороны от нее расположен сосновый лес. На юг от дороги глиняный карьер, от него на юг и юго-запад - вырубленный лес. В 2 км к северу от карьера начинается село, через которое проходит шоссе в направлении с востока на запад, вдоль него - линия электропередач и связи. В 700 м на восток от села шоссе пересекает реку. Она течет с северо-востока и поворачивает на юг. Через реку построен деревянный мост. В 3 км восточнее от левого берега лежит озеро, южный берег которого оброс камышом. Между рекой и озером - луга. Масштаб: в 1 см 500 м.

Команда 2. В путешествие мы отправились по железной дороге, что идет на север, и от станции грунтовой дороге прошли 200 м на северной восток. Через редколесье, пройдя 300 м, мы подошли к смешанного леса, что расположен на северо-востоке, и далее 560 м шли вырубленным лесом на юг к дому лесника, где и смогли напиться воды из источника, который находится в 45 м на юго-восток от дома лесника. Далее пошли на юг кустарниками, пройдя 530 м, заметили на юге озеро с отличным пляжем, где и остановились. Масштаб: в 1 см 100 м.

Команда 3. Ученики отправились из школы в северо-восточном направлении и прошли 150 м до реки шириной 60 м, течет на юг. На пароме они перебрались на левый берег и прошли просекой в сосновый лес на восток 570 м до дома лесника, стоящий слева от просеки. Напились воды из колодца, который находится от дома с восточной стороны, и по грунтовой дороге прошли 300 м на северо-запад до поворота дороги почти на запад, от поворота прошли еще 520 м до карьера. Масштаб: в 1 см 100 м.

 

V. Итог урока