Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 17 (вариант Б)
Тема. АФРИКА. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИКА, ЭЛЕМЕНТЫ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОСВОЕНИЕ АФРИКИ
Цель: сформировать у учащихся первичные навыки составления характеристики географического положения материка; систематизировать знания учащихся об основных этапах истории исследования Африки; углубить практические навыки учащихся самостоятельно определять географические координаты, измерять расстояние на карте с масштабом и градусной сеткой.
Оборудование: физическая карта мира (полушарий), физическая карта Африки, пейзажи материка, портреты исследователей и путешественников, диафильмы или слайды, атласы, учебники.
Тип урока: изучение нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Беседа
• Назовите материки и океаны. Покажите их на карте мира.
• Как вы считаете, почему изучение курса географии материков и океанов началось с океанов?
• Что вам известно об Африке?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
С малых лет мы помним те замечательные сказки Корнея Ивановича Чуковского, из которых можно узнать, что в Африке акулы, гориллы и крокодилы. Но с течением времени начинаешь понимать, что таинственность материка не исчерпывается наличием этих животных. Поэтому сегодня вы начинаете увеличивать знания об Африке уже с научной точки зрения и узнаете о том, что она не только земля обезьян и крокодилов. На этом удивительном континенте отсутствует обычный для европейцев разделение на зиму и лето, вокруг экватора растут вечнозеленые леса, а рядом с ними можно увидеть многолетние снега, через крупнейшую пустыню мира протекает самая длинная река. Найдите в учебнике типовой план изучения материка, который мы будем использовать при изучении Африки и других материков. Первый пункт этого плана - географическое положение.
Географическое положение дает общее представление об особенностях природных условий, объясняет природные процессы. Поэтому на сегодняшнем уроке мы будем составлять характеристику географического положения Африки, одновременно знакомясь с историей исследования материка.
IV. Изучение нового материала
Учитель. Как выглядит Африка там, где она граничит с Европой? Вот что написал человек, который видел это собственными глазами: «Ґібралтарська скала поднимается на четыреста двадцать метров. Она стоит как страж над бездной, которая соединяет Средиземное море с океаном. Далеко по другую сторону пролива в Африке видно гору Джебель-Муса 800 м высотой. Вот это и есть те Столпы, которые, по легенде, насыпал Геркулес, прорывая выход к океану. Серая, голая, обмережена морщинами скала почти отвесная. Обратите внимание на конфигурацию материка: его северная часть значительно более массивная, чем южная. Африка расположена одновременно во всех четырех полушариях планеты: Северной, Южной, Западной, Восточной. Крайней северной точкой материка является мыс Рас-Енґела, крайней южной - мыс Игольный. Северная и южная части Африки удаленные от экватора примерно одинаково, поскольку он пересекает материк почти посередине. Вот почему природа Африки к северу от экватора словно повторяет природу материка на юг от него, словно отражает ее. Крайняя западная точка - мыс Альмади восточная - Рас-Хафун.
Задачи. Определите широту и долготу крайних точек Африки.
Учитель. Африка омывается с запада и юга - Атлантическим океаном, с севера - Средиземным морем, с востока и юга - Индийским океаном, а с востока - Красным морем. В целом влияние океанов на природу материка ограничен и ощущается в основном на побережьях. Объясняется это, в частности, незначительной расчлененностью береговой линии. Единственная большая затока - Ґвінейська, есть только один крупный остров - Мадагаскар, отделяется от материка Мозамбіцькою проливом, и один крупный полуостров - Сомали. На природу материка существенно влияют морские течения. От Европы Африку отделяет Ґібралтарська пролив, а от Азии - Суэцкий канал.
Задачи. Определите протяженность материка по экватору и нулевому меридиану.
Учитель. Труднодоступность берегов, отсутствие уютных бухт, опасные порожистые реки, огромные пустыни и непроходимые заболоченные леса препятствовали проникновению в глубь континента. Первые представления об очертаниях Африки люди получили в 1498 г. благодаря плаванию португальца Васко да Гама. Проникнуть во внутренние районы Африки удалось английскому исследователю Давиду Лівінґстону. Ливингстон впервые исследовал ранее неизвестные реки и озера внутренних районов материка. Расширил и углубил знания о Центральную Африку также английский исследователь Генри Стэнли. Уже в наше время океанологические исследования у берегов Африки проводил выдающийся французский естествоиспытатель Жак Ив Кусто.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Беседа
• В чем заключаются особенности географического положения Африки?
• Назовите крайние точки материка.
• Воды каких океанов, морей, заливов омывают Африку?
• Назовите исследователей Африки.
VI. Итог урока
Заключительное слово учителя
• Африка - второй по величине территории материк Земли.
• Экватор пересекает Африку почти посередине, что обусловливает своеобразную сходство природных условий северной и южной частей материка.
• Близкое расположение Африки до Европы и Азии способствовало возникновению тесных связей между континентами и обусловило колонизации материка.
VII. Домашнее задание
• Найти дополнительный материал о природе материка.
• Проработать материал учебника.
• Составить кроссворд по изученной географической номенклатуры.
Дополнительный материал к уроку
• Крупнейшим из метеоритов, найденных на поверхности Земли, является метеорит Гоба. Он был обнаружен в 1920 г. в Намибии (Африка) вблизи поселка Гоба-Уэст. Это огромный монолит из железа с примесью никеля 3 м длиной и 2,5 м в ширину. Вес его - около 60 т.
• В африканской стране Нигерии разговаривают на 513 языках и диалектах.
• Эратосфен (ок. 275-194 гг. до н. э.) - один из наиболее різносто - ронніх ученых античности. Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии, географии и математике, однако он успешно трудился и в области филологии, поэзии, музыки и философии, за что современники дали ему прозвище Пентатл, то есть Многоборец. Другое его прозвище, Бета, т.е. «второй», видимо, также не содержит ничего уничижительного: им желали показать, что во всех науках Эратосфен достигает высшего, но превосходного результата. Эратосфен родился в Африке, в Кирені. Учился сначала в Александрии, а затем в Афинах у известных наставников - поэта Каллімаха, грамматика Лісанія, а также философов - стоика Ariston и платоніка Аркесилая. Вероятно, именно благодаря такой широкой образовании и разнообразия интересов бл. 245 г. до н. э. Эратосфен получил от Птолемея III Евергета приглашение вернуться в Александрию, чтобы стать воспитателем наследника престола и возглавить Александрийскую библиотеку. Эратосфен принял это предложение и занимал должность библиотекаря вплоть до своей кончины. Однако самым известным достижением Эратосфена в области географии был изобретенный им способ измерения размеров Земли, изложению которого посвящен трактат «Об измерении Земли». Метод основывался на одновременном измерении высоты Солнца в момент летнего солнцестояния в Сиєні (на юге Египта) и в Александрии, что лежит примерно на одном меридиане. Полученный результат замечательный - диаметр Земли, рассчитан Ератосфеном, всего лишь на 80 км меньше, чем фактический полярный диаметр. В этой же работе были рассмотрены и астрономические задачи, такие, как оценка размера Солнца и Луны и расстояния до них, солнечные и лунные затмения и продолжительность дня в зависимости от географической широты.