Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 17 (вариант А)
Тема. АФРИКА. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИКА, ЭЛЕМЕНТЫ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОСВОЕНИЕ
Цель: раскрыть содержание, систематизировать и углубить знания о географическом положении материка; выяснить особенности положения Африки; дальнейшее совершенствование навыков работы с картами атласа и дополнительной литературой; способствовать дальнейшему развитию умений делать самостоятельные выводы, опираясь на изученный материал и собственный опыт; развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать уважение к природе планеты Земля.
Оборудование: атласы, учебники, физическая карта Африки, контурные карты, планы характеристики географического положения материка.
Тип урока: изучение нового материала.
Опорные и базовые понятия: материк, часть света, географическое положение, полушария, меридианы, параллели, Гондвана, части Мирового океана, составляющие береговой линии, площадь материка, экватор, нулевой меридиан, крайние точки, исследователи, Васко да Гама, Давид Ливингстон, Егор Ковалевский.
Номенклатура: океаны: Атлантический, Индийский; моря: Средиземное, Красное; заливы: Ґвінейська, Сидра, Аденский, Суэцкий канал; проливы: Баб-эль-Мандебский, Мозамбикский; острова: Мадагаскар, Канарские; полуостров Сомали, крайние точки: мыс Рас-Енґела, мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Прием «Вызывай ассоциации»
Учитель предлагает каждому из учеников выразить те ассоциации, которые возникли у них при слове «Африка» (жара, сухость, пустыня, слон и т.д.).
Учитель подчеркивает, что подобная работа будет проведена после изучения всей темы и ученики убедятся, насколько более сложными и совершенными станут их ассоциации.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Прием «Интеллектуальная разминка» (выполняется устно)
Детям предлагается вспомнить некоторые понятия:
• материк - это...
• часть мира - это...
• экватор - это...
• нулевой меридиан - это...
• географический пояс - это...
• полушарие - это...
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
1. Прием «Привлекательная цель»
Учитель рассказывает, что, изучая общую географию, учащиеся имели возможность познакомиться с большим участком суши, вторым после Евразии по площади материком - Африка.
Учащимся известно, что Африка - это не только материк, но и отдельная часть мира, крупнейший осколок древней Гондваны.
В переводе с греческого «Африкус» - «безморозный». Как случилось так, что этот материк получил такое название, как на это повлияло его положения на Земле, как люди изучали особенности географического положения материка - вы узнаете на сегодняшнем уроке.
2. Прием «Практичность теории»
Учитель доказывает, что базовые знания, которые получили учащиеся на прошлых уроках (а именно понятия, которые рассматривались во время «Интеллектуальной разминки»), помогут им самостоятельно освоить новый материал и использовать на практике теоретические знания в работе с атласом и контурной картой.
3. Прием «Отсроченная отгадка»
Ученикам предлагается кроме географического положения, вспомнив курс истории, подумать во время урока над вопросом: почему рассматривается только исследования Африки, а об открытии материка речь не ведется? Ответ обосновать.
Обсуждение вопроса проводится во время закрепления нового материала.
IV. Изучение нового материала
Формирование понятия «Географическое положение материка» (работа с атласом и планом характеристики географического положения материка).
1. Прием «Мозговой штурм»
Ученики, получив планы характеристики географического положения материка, должны выполнить самостоятельное задание по группам - проработать и изучить учебный материал, пользуясь базовыми знаниями, и объяснить другим выяснено по очереди.
Ученики, работая с атласом, выясняют, что Африка находится во всех четырех полушариях. Что кроме экватора и нулевого меридиана ее пересекают Северный и Южный тропики. Выясняют протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
Под руководством учителя определяют крайние точки Африки и наносят их на контурную карту.
Следующий этап - самостоятельная проработка вопроса относительно береговой линии, нанесение на контурную карту океанов и морей, омывающих материк; заливы, проливы, полуострова и острова, прилегающие к материку; течения окружающих.
2. Прием «Удивляй»
Учитель предлагает на физической карте Африки найти ту часть береговой линии, которая бы напоминала зуб. (Ученики находят полуостров Сомали. Учитель дополняет, что этот полуостров называют «Африканский зуб».)
3. Прием «Шпаргалка - домашняя заготовка»
Двое учеников, получив задание заранее, рассказывают, пользуясь опорной схемой, о исследования материка Африка.
• Давид Ливингстон, который отдал более 30-ти лет жизни изучению материка, который исследовал и описал множество географических объектов.
• Егор Ковалевский (украинец по происхождению) изучал реку Нил, открыл мощные россыпи золота.
• Вспоминают о других исследователей - Генри Стэнли, Васко да Гама.
4. Прием «Удивляй»
Учитель рассказывает об удивительном завещание Давида Лівінґстона, по которым сердце известного исследователя после его смерти должно быть предано земле в Африке.
V. Закрепление изученного материала
1. Прием «Разгадка проблемы»
После обсуждения исследования материка ученики выясняют, что об открытии Африки невозможно говорить потому, что ее считают «колыбелью человечества» вместе с Азией. Найти ответ помогает учитель.
2. Прием «Верю не верю»
Отвечая на вопрос «Верю или не верю?» учащиеся закрепляют полученные знания.
«Верите ли вы в то, что...»
• Африка - самый большой материк по площади (Не верю)?
• она крупнейший осколок Гондваны (Верю)?
• она лежит во всех полушариях (Верю)?
• ее омывают три океана (Не верю)?
• на севере ее омывает Красное море (Не верю)?
• Ґвінейська залив - крупнейшая в мире (Верю)?
• Мозамбикский пролив - самая длинная в мире (Верю)?
• Африку называют любимицей Солнца (Верю)?
• ее открыл Васко-да-Гама (Не верю)?
VI. Итог урока
Ученики пытаются отобрать наиболее удачные «пять предложений», которые по сути и являются выводами.
• Африка - это второй по площади материк и самый большой осколок Гондваны.
• Это «колыбель человечества», которую исследовали европейцы - Д. Ливингстон, Есть. Ковалевский, Г. Стенли.
• Она лежит во всех полушариях (северной, южной, западной, восточной).
• Имеет не очень расчлененную береговую линию.
• Омывается двумя океанами - Атлантическим и Индийским двумя морями - Средиземным и Красным; к ней примыкают Ґвінейська и Аденский заливы; Ґібралтарська и Баб-эль-Мандебский пролив; остров Мадагаскар, отделяется Мозамбіцькою проливом.
VII. Домашнее задание
• Проработать текст параграфа.
• Доработать работу в контурной карте.
• Изучить все географические объекты береговой линии Африки.
Дополнительный материал к уроку
Исследования не известной европейцам западной части береговой линии Африки продолжалось более 70 лет. Начало можно отнести к 1416 г., когда к берегам Марокко послали первую исследовательскую экспедицию, а окончание - 10 июня 1499 г., когда в устье Тежу вернулись корабли Васко да Гамы.