География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ГЕОГРАФИИ
7 класс

Раздел II

МАТЕРИКИ

 

Урок № 18 (вариант А)

Тема. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. ЗАПАДНОАФРИКАНСКИЕ РАЗЛОМЫ ЗЕМНОЙ КОРЫ. РЕЛЬЕФ МАТЕРИКА: РАВНИНЫ, ГОРЫ, ПЛОСКОГОРЬЯ.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

Цель: сформировать у учащихся знания о современный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки, историю развития и формирования рельефа материка; раскрыть закономерности распространения основных форм рельефа и полезных ископаемых.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта Африки, карта строения земной коры, атласы, контурные карты, электронный атлас ИПТ.

Опорные и базовые понятия: основные формы рельефа, платформа, область складчатости, полезные ископаемые, горст, грабен, тектонический разлом, Пангея, Гондвана, равнина, гора, рифтовая зона.

Географическая номенклатура: Атласские горы, нагорья Ахаґґар, Тибести, плато Дарфур, Эфиопское нагорье, Восточноафриканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро, Драконовы горы, Капские горы.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Организационный момент

Прием «Интеллектуальная разминка»

Беседа

• Охарактеризуйте по плану географическое положение Африки.

• Как происходило исследование и освоение материка.

• Назовите самых известных исследователей. Расскажите о них.

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Прием «Да-нет»

Учитель вспоминает понятия, связанные с темой (например, литосферная плита, движения плит, рифтовая зона, вулканизм, рельеф и др.), а ученики находят ответ, задавая наводящие вопросы, отвечать на которые следует только «да» или «нет».

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Прием «Привлекательная цель»

Учитель, суммирующие знания учащихся, замечает, что Африка - это один из самых высоких материков мира. Почему Африку считают кладовою человечества?

 

IV. Изучение нового материала

1. Прием «Учебный мозговой штурм»

Детям предлагается за 5 мин., работая с картой «Строение земной коры», определить, что лежит в основе материка Африка. Выяснить, как строение земной коры материка повлияла на рельеф.

2. Прием «Творческая лаборатория» (работа по рядам)

Каждый ряд находит определенную форму рельефа в атласе (горы, равнины), называет их и объясняет процесс образования.

Вместе с учителем определяют деление материка на Высокую и Низкую Африку, обсуждают образования Восточноафриканской рифтовой зоны и вулканы Килиманджаро, Кения и др.

3. Прием «Удивляй»

Несколько учеников, заранее подготовившись, рассказывают интересные истории открытия и использования полезных ископаемых Африки.

Заполняя таблицу, выясняют закономерности распространения полезных ископаемых.

 

Группа полезных ископаемых

В каких породах залегают

Вид полезных ископаемых

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление изученного материала

Прием «Лови ошибку картографа»

Ученик (учитель) показывает и называет горы, равнины, вулканы Африки, иногда намеренно допуская ошибки. Учащиеся выражают свое согласие или несогласие.

 

VИ. Итог урока

Ученики подводят итоги самостоятельно, отвечая на вопросы: что нового об Африке узнали на уроке?

Прием «Вызываю ассоциации»

Дети по очереди называют и проговаривают те понятия и названия, которые возникли при слове «Африка». После этого, не глядя в атлас, наносят основные формы рельефа и полезные ископаемые на контурную карту.

 

VII. Домашнее задание

• Проработать текст параграфа.

• Доделать таблицу.

• Исправить ошибки в контурной карте.

 

Дополнительный материал к уроку

• На севере Африки под песками Сахары размещены значительные залежи нефти и природного газа. Часть месторождений этого сырья уже освоено. Добытую нефть и природный газ по трубопроводам подают к портам Средиземного моря. В Африке сосредоточены 1/10 запасов нефти и почти треть мировых запасов фосфатов.

• На континенте было найдено крупнейшие алмазы мира, в частности «Куллинан», масса которого 621,2 г.