Раздел II
МАТЕРИКИ
Урок № 18 (вариант А)
Тема. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ. ЗАПАДНОАФРИКАНСКИЕ РАЗЛОМЫ ЗЕМНОЙ КОРЫ. РЕЛЬЕФ МАТЕРИКА: РАВНИНЫ, ГОРЫ, ПЛОСКОГОРЬЯ.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Цель: сформировать у учащихся знания о современный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки, историю развития и формирования рельефа материка; раскрыть закономерности распространения основных форм рельефа и полезных ископаемых.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта Африки, карта строения земной коры, атласы, контурные карты, электронный атлас ИПТ.
Опорные и базовые понятия: основные формы рельефа, платформа, область складчатости, полезные ископаемые, горст, грабен, тектонический разлом, Пангея, Гондвана, равнина, гора, рифтовая зона.
Географическая номенклатура: Атласские горы, нагорья Ахаґґар, Тибести, плато Дарфур, Эфиопское нагорье, Восточноафриканское плоскогорье, вулкан Килиманджаро, Драконовы горы, Капские горы.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Прием «Интеллектуальная разминка»
Беседа
• Охарактеризуйте по плану географическое положение Африки.
• Как происходило исследование и освоение материка.
• Назовите самых известных исследователей. Расскажите о них.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Прием «Да-нет»
Учитель вспоминает понятия, связанные с темой (например, литосферная плита, движения плит, рифтовая зона, вулканизм, рельеф и др.), а ученики находят ответ, задавая наводящие вопросы, отвечать на которые следует только «да» или «нет».
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Прием «Привлекательная цель»
Учитель, суммирующие знания учащихся, замечает, что Африка - это один из самых высоких материков мира. Почему Африку считают кладовою человечества?
IV. Изучение нового материала
1. Прием «Учебный мозговой штурм»
Детям предлагается за 5 мин., работая с картой «Строение земной коры», определить, что лежит в основе материка Африка. Выяснить, как строение земной коры материка повлияла на рельеф.
2. Прием «Творческая лаборатория» (работа по рядам)
Каждый ряд находит определенную форму рельефа в атласе (горы, равнины), называет их и объясняет процесс образования.
Вместе с учителем определяют деление материка на Высокую и Низкую Африку, обсуждают образования Восточноафриканской рифтовой зоны и вулканы Килиманджаро, Кения и др.
3. Прием «Удивляй»
Несколько учеников, заранее подготовившись, рассказывают интересные истории открытия и использования полезных ископаемых Африки.
Заполняя таблицу, выясняют закономерности распространения полезных ископаемых.
Группа полезных ископаемых |
В каких породах залегают |
Вид полезных ископаемых |
|
|
|
|
|
|
V. Закрепление изученного материала
Прием «Лови ошибку картографа»
Ученик (учитель) показывает и называет горы, равнины, вулканы Африки, иногда намеренно допуская ошибки. Учащиеся выражают свое согласие или несогласие.
VИ. Итог урока
Ученики подводят итоги самостоятельно, отвечая на вопросы: что нового об Африке узнали на уроке?
Прием «Вызываю ассоциации»
Дети по очереди называют и проговаривают те понятия и названия, которые возникли при слове «Африка». После этого, не глядя в атлас, наносят основные формы рельефа и полезные ископаемые на контурную карту.
VII. Домашнее задание
• Проработать текст параграфа.
• Доделать таблицу.
• Исправить ошибки в контурной карте.
Дополнительный материал к уроку
• На севере Африки под песками Сахары размещены значительные залежи нефти и природного газа. Часть месторождений этого сырья уже освоено. Добытую нефть и природный газ по трубопроводам подают к портам Средиземного моря. В Африке сосредоточены 1/10 запасов нефти и почти треть мировых запасов фосфатов.
• На континенте было найдено крупнейшие алмазы мира, в частности «Куллинан», масса которого 621,2 г.