Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел И. РАСТЕНИЯ

 

Тема 1. Строение и жизнедеятельность растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)

 

УРОК 14

Тема. Ответ растений на раздражение

 

Авторы вводят в содержание урока данные понятия и термины для лучшего понимания учителем логики развертывания материала. Целесообразность изучения их учащимися определяет учитель в зависимости от их уровня познавательных возможностей. Для школьников с низким и средним уровнем учебных достижений достаточно остановиться на существенных признаках понятия и его проявлениях.

Цель. Сформировать у учащихся представление о способности растений, как и животных, отвечать на раздражение.

Основные понятия и термины: тропізми, настії, нутації.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (объяснительная, контрольно-оценочная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: комнатные растения, тянутся к свету, изображения растений (фасоли, винограда, шиповника, насекомоядных), фотографии, иллюстрирующие движения растений (сосна, соцветия цикория, одуванчик), таблица “Видоизменения побегов”.

Тип урока: комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока.

 

 

Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

15

5.

Обобщение и систематизация изученного.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

1

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Игровой интерактивный прием

Ученики класса формируют четыре группы. На четырех листах бумаги нужно написать названия сред обитания растений: наземно-воздушную, водную, почву, организм как среда обитания. С каждой группы по одному представителю выходят ученики и выбирают себе карточку (названия среды они не видят). Ученики возвращаются к своей группе и за две минуты им надо написать как можно больше представителей растений, которые растут в соответствующем среде обитания. Выполнив это задание, группы обмениваются карточками и проверяют правильность написанного. Учащиеся сдают листы учителю, и по каждому растению учитель организует беседу, в процессе которой учащиеся должны назвать особенности приспособления растения к определенной среде обитания.

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ. Каждый из вас знает, что животные, птицы, человек двигаются. В отличие от животных, большинство растений ведут прикрепленный образ жизни, потому что они не имеют органов чувств, нервов и мышц. Но, несмотря на это, растениям присущи специфические ответы на раздражения, которые мы воспринимаем как движения. Если вы наблюдательны, то видели неоднократно, что комнатные растения, которые находятся на подоконнике, возвращают побег и листья к солнцу. Также деревья, растущие на склоне, расположены не перпендикулярно к склону, а в направлении от центра Земли.

Эти и другие движения растений мы и будем рассматривать на сегодняшнем уроке.

 

План

1. Раздражимость и движение организмов.

2. Формы проявления раздражимости у растений:

а) тропізми;

б) настії;

в) нутації.

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

1. Раздражимость и движение организмов

1. Пояснительная беседа. Что такое раздражимость? Раздражимость - это общая биологическая способность клеток и организмов реагировать (отвечать) на воздействие факторов внешней среды. Эта специфическое свойство живых клеток обусловливается и тесно связана с чувствительностью к действию того или иного фактора. Раздражимость является одной из основных признаков жизни.

Как организм может отвечать на раздражение? Основными формами проявления раздражимости организмов есть разного типа двигательные реакции, которые осуществляются целым организмом или отдельными его частями. Очевидно, только с помощью движения организм или орган может целесообразно изменить положения, оптимизировать размещение своих частей, избегая воздействия неблагоприятных факторов, или, наоборот, эффективно использовать благоприятное действие факторов.

Наиболее распространенными двигательными реакциями растений на изменение условий среды является тропізми, настії и нутації.

2. Формы проявления раздражимости у растений. Тропізми

2. Рассказ. Термин “тропизм” заимствованный из греческого языка. Он означает “поворот” или “направление”. Тропізми - это изменения положения органов закрепленных в грунте растений на одностороннее влияние фактора окружающей среды - света, силы тяжести, воды, химических веществ, механической травмы и т.д. В зависимости от характера раздражителя (свет, сила тяжести, ощупь, химические вещества, вода, электрический ток, ранения) движения растений называют соответственно фото-, гео-, гпигмо-, гидро-, электро-, термо - и травмотропізмами. Характер ответной реакции может быть различным: органы могут возвращаться к источнику раздражения и от него (в противоположную сторону). Рассмотрим проявления фототропизм и в и геотропізмів.

Фототропизм

3. Рассказ с элементами беседы.

Вариант 1. (Для учащихся с низким и средним уровнем познавательных возможностей.)

Фототропізми - это специфические ростове движения растений и их органов на одностороннее действие света.

В природных условиях на открытой местности фототропизм, как правило, четко не проявляется, поскольку, кроме прямых солнечных лучей на растение действует сравнительно сильное рассеянный свет небосвода и облаков. При односторонней действия света (на поляне, возле зданий, в комнате, под кроной дерева и т.п.) фототропизм отдельных побегов, даже всей надземной части, проявляется особенно четко. Растения будто тянутся к свету (растения на подоконнике, соцветия подсолнечника, листья на побегах) (демонстрации проявлений движения растений на действие света, комнатных рослым, что тянутся к свету).

Вариант 2. Для углубленного изучению. Среди факторов, которые вызывают движения растений, свет был, бесспорно, самым первым, на действие которого человек в первую очередь обратила внимание. Еще в древних литературных источниках были описаны изменения положения органов растений, которые назвали геліотропними. “Гелиос” в переводе с греческого языка означает “Солнце”, а “геліотропний” - “направленный к Солнцу”. Греческий философ Теофраст (371-286 г. до н. э.), которого считают основоположником научной ботаники, вспоминал, например, в своих произведениях, что почти все листья направлены своими верхними частями к Солнцу. Был известен и геліотропізм некоторых цветков. Так, римский ученый Варрон (116 - 27 гг. до н. э.) отмечал, что цветки, которых называют геліотропними, утром направляют свои головки в сторону восходящего Солнца, и в течение дня поворачиваются за ним вплоть до заката. Вам хорошо известный пример такой цветки. Какой это цветок? Это - подсолнечник. Позже выяснили, что такие движения влечет и искусственное освещение, поэтому термин “геліотропізм” заменили на “фототропизм” (движения растения под действием света). Из органов растения в наибольшей степени характеризуются положительным фототропізмом молодые побеги. Корни же никак не реагируют на источник света. Подумайте, с чем это связано.

Геотропизм - это реакция отдельных органов растения на одностороннее действие силы земного притяжения. Различают три типа такой реакции (геотропізму): 1) когда растение растет вертикально вниз; 2) когда направление движения противоположное, то есть вверх; 3) когда орган пытается занять горизонтальное положение. (Демонстрация фотографии сосны, таблицы “Видоизменения побегов”.) Попробуйте найти примеры этих реакций. Примеры этих типов геотропізму: 1) главные стержневые корни растений растут вертикально вниз; 2) ветви первого порядка древесных растений, стебли однодольных, а также черешки листьев многих растений растут вверх (противоположно действию силы тяжести); 3) много корневищ, боковые корни, боковые ветви ели, корневые волоски растут горизонтально.

Интересные проявления движений растений на действие силы притяжения можно наблюдать в хвойных растений. Например, если одламати верхушку сосны, то верхние ветки, которые росли параллельно земле, начинают расти кверху.

Настії

4. Рассказ сопровождается демонстрацией фотографий и изображений растений, для которых характерны фото - и термонастії. Настії, как и тропізми - это изменения положений органов прикрепленных растений на действие раздражителей, не имеющих определенного направления, а воздействуют диффузно и равномерно с разных сторон. Видов настой, как и тропізмів, очень много и называются они, как и тропізми, в зависимости от названия раздражителя. Рассмотрим самые известные примеры настой, которые вы могли наблюдать в повседневной жизни.

Наверное, вы замечали, что цветки не всегда выглядят одинаково. В природных условиях в солнечные и теплые дни они в основном открытые, а в пасмурные и холодные - наоборот, преимущественно закрыты. Как свидетельствуют эксперименты, такие разнообразные состояния цветков обусловленные колебаниями интенсивности освещения. Речь идет о фотонастії, которые наиболее ярко проявляются в открывании и закрывании цветков. (Демонстрация соцветий цикория, одуванчика.)

Фотонастії наблюдаются и в листков. Например, кислица опускает листья вечером и поднимает утром.

Колебания температуры также могут вызвать настії листочков околоцветника (чашелистики и лепестки) цветков многих растений. Если внести цветы известных декоративных растений, например, крокусов, подснежников или тюльпанов с прохладной улицы до теплой комнаты, цветки при повышении температуры раскрываются. Если раскрытые цветки вновь положить в прохладное место, например в холодильник, то они закроются.

Дополнительная информация. Есть движения, связанные с наличием в окружении растения химических веществ - хемонастії. Такие движения характерные, в частности, растениям, которые питаются животными. Насекомые и другие мелкие животные служат этим растениям дополнительным источником Азота, который чрезвычайно важен для роста растений.

Возможно, вы видели фантастический фильм “Адела еще не ужинала”, снятого по произведению чешского писателя Брдешки. Один барон вырастил Аделу - растение, которое ест животных, и намерен отомстить своему учителю, который в школе провалил его на экзамене по одной из естественных наук. Первой жертвой растения стала собака графа.

И только детектив смог определить причину исчезновения зверя. Возникает вопрос: а может ли подобная растение съесть человека?

Растений, способных питаться животные, в мире известно около 400 видов. Все они имеют соответствующие приспособления. Непентес, который растет на Калимантане, образует кувшины объемом до четырех литров, но даже в такие великие творения чаще всего попадают лишь насекомые. То есть нам с вами не надо волноваться относительно того, может нас съесть хищное растение или нет.

Нутації

Под нутаціями понимают способность растений в круговых или маятникоподібних движений. Лучше всего такие движения выражены в верхушек стеблей и усиков вьющихся растений. Эти растения способны подниматься вверх с помощью какой-либо опоры. Такие растения называются лазающими, или лианами. Среди них по способу прикрепления различают вьющиеся, цепкие и растения, которые вплетаются (демонстрация изображений фасоли, винограда, шиповника).

5. Работа учебником. Обработка фрагмента соответствующей статьи и работа с рисунками.

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

1. Выполнение заданий практикума.

А) Дополните текст словами и словосочетаниями из представленного перечня.

Маятникообразные, одностороннее влияние фактора окружающей среды, диффузно и равномерно с разных сторон.

Самыми распространенными двигательными реакциями в растений на изменение условий среды является: 1) изменения положения органов закрепленных в грунте растений на______________________ - света, силы тяжести, воды, химических веществ, механической травмы и т.п.; 2) изменения положений органов прикрепленных растений на действие раздражителей, не имеющих определенного направления, а влияют______________; 3) способность растений к круговых и________________________ движений.

Б) Соедините стрелками проявление движения растений и источник раздражимости.

 

Рост корней вниз

Сила притяжения

Раскрытие лепестков цветков при усилении освещения

 

Рост корневищ в горизонтальном направлении

Одностороннее освещение

Раскрытие цветков при повышении температуры

 

Рост побегов вверх

Равномерное освещение

Поворот к свету растений на подоконнике

 

 

Температура

 

В) Выберите и подчеркните растения, которые способны к круговых или маятникоподібних движений. Дания ответ на поданное ниже вопросы.

Плющ, калина, одуванчик, вьюнок полевой, хмель, сосна, фасоль, горох, тыква, яблоня.

В чем проявляется их движение в отношении растений-соседей или какой-либо опоры? (Они оплетаются или цепляются).

2. Контрольно-оценочная беседа.

Что такое раздражимость? Что может быть источником раздражения? Как источники раздражения могут влиять на растение и другие организмы? (Односторонне или равномерно). Какие двигательные реакции растений на изменение условий среды являются наиболее распространенными? (Реакции на одностороннее влияние, на равномерное воздействие, круговые или маятникообразные движения). Приведите примеры двигательных реакций организма на одностороннее воздействие света, силы тяжести; на равномерное влияние силы, температуры. Приведите примеры растений, которые совершают круговые или маятникообразные движения.

 

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, ответить на вопросы после параграфа. Подготовиться к тематической аттестации.