Раздел И. РАСТЕНИЯ
Тема 1. Строение и жизнедеятельность
растений (на примере покрыто-семенной дводольної растения)
УРОК 13
Тема. Среды обитания растений.
Связи растений с другими компонентами экосистем
Цель. Продолжить формировать понятие
о среде обитания растений, их характеристику и способы приспособления
растений к определенным условиям среды.
Основные понятия и термины:
наземно-воздушную, водную среды, почва, организм как среда обитания,
факторы живой и неживой природы, цепи питания продуценты, консументи,
редуценти, фотосинтез.
Оборудование: рисунки организмов
(тимофеевка, пырей, ежа, кузнечик, заяц, воробей, орел, волк, бактерии,
омела, кувшины желтые, береза повислая, петров крест).
Методы и методические приемы: словесные
(беседа (подготовительная), объяснение, рассказ с элементами беседы); наглядные
(демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая
беседа).
Тип урока: применение знаний, умений
и навыков (семинар с использованием групповой работы).
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин
|
1.
Организационный момент.
|
1
|
2.
Сообщение темы, цели и задач урока.
|
|
Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
3.
Корректирующая часть (проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных
знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического
задача).
|
10
|
4.
Обучающая часть (осознание содержания и последовательности применения
развивающих заданий и упражнений и практических действий; самостоятельное выполнение учащимися
задания под контролем и с помощью учителя).
|
19
|
5.
Контролирующая часть (отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы).
|
9
|
6.
Итоги урока, аргументация оценок.
|
1
|
7.
Домашнее задание.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Объяснение. Сегодня на уроке вы
будете работать группами. Задания для каждой группы одинаковые. Во время выполнения
задач корректирующей и навчаючої части вы можете пользоваться учебниками,
справочной литературой и помощью учителя. Задачи контролирующей части
каждый будет выполнять индивидуально (три уровня сложности).
3. Корректирующая часть. (Проверка
домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений,
необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания).
1. Подготовительная беседа. Вопросы для
обсуждение в группах:
Вспомните из курса природоведения:
Что такое экосистема? Приведите примеры экосистем. На какие группы разделяют
экосистемы? (Естественные и искусственные). Приведите примеры компонентов живой и неживой
природы, которые входят в состав любой экосистемы. Какие три группы организмов
различают в каждой экосистеме? Дайте определения продуцента, консументам и
редуцентам. Каково их значение в экосистемах? Что такое цепь питания? Наведите
пример.
2. Выполнение заданий практикума по
последующим обсуждением.
Задача 1. Зачеркните лишние слова,
оставив связанные между собой понятия.
Конкуренция, потребители, экосистема,
дыхание, производители, разрушители.
Задание 2. Выберите правильную
ответ.
1. Организмы, образующие
биогеоценоз и состоят из производителей органического вещества (автотрофных организмов),
называются:
а) продуцентами;
б) редуцентами;
в) консументами.
2. Потребителей живой органической
вещества называют:
а) продуцентами;
б) редуцентами;
в) консументами.
3. Разрушители органических остатков -
преимущественно микроорганизмы, которые разлагают органические вещества до простых
минеральных соединений, называются:
а) продуцентами;
б) консументами;
в) редуцентами.
4. Цепью питания называют:
а) ряд организмов, связанных между
собой пищевыми связями;
б) гетеротрофний тип питания.
Задача 3. Дайте ответ на
вопрос.
Какие вам известны среды обитания
живых организмов?
Во всех средах обитания
могут жить растительные организмы?
4. Обучающая часть. (Осознание
содержания и последовательности применения развивающих задач и упражнений, практических
действий, самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью
учителя).
1. Работа на доске (рисунки).
Рассмотрите изображения таких организмов: тимофеевка, пырей, ежа, конек,
заяц, воробей, орел, волк, бактерии. Сформируйте из них цепь питания,
указав продуценты, консументи и редуценти. Определите, в какой экосистеме может
существовать такой цепь питания.
2. Выполнение заданий практикума по
последующим обсуждением. Опираясь на материал учебника, попробуйте доказать,
что растения могут (или не могут) жить исключительно в одном среде обитания:
наземно-воздушной, водной, почве или в другом организме. Ответ
проиллюстрируйте конкретными примерами растений.
5. Контролирующая часть. (Отчет учащихся
о способах и результатах выполненной работы).
Выполнение задания практикума.
Первый уровень (6 баллов). Тесты:
1. Укажите среды обитания
растений:
а) водное;
б) грунт;
в) наземно-воздушную;
г) организм другого живого существа.
2. Растения в цепях питания являются:
а) продуцентами;
б) консументами;
в) редуцентами.
3. Укажите водяные растения:
а) элодея;
б) кувшинка белая;
в) фиалка;
г) традесканция.
4. Могут ли растения существовать только в
наземно-воздушной среде?
а) да;
б) нет.
5. Укажите растения, которые в природных
условиях могут расти в почве:
а) водоросли;
б) папоротники;
в) деревья.
6. Среди перечисленных растений укажите
растения-паразиты:
а) ландыш;
б) повилика;
в) мох.
Второй уровень (+ 3 балла).
1. Приведите по два примера растений,
которые овладели:
а) наземно-воздушную среду и
грунт;
б) водную среду и почву.
2. Определите среду обитания
растения с такими приспособлениями: кожица, которой покрыто стебель, очень прочная;
листья превратились в колючки; корневая система очень развита вглубь:
а) водное;
б) грунт;
в) наземно-воздушное, которое характеризуется
недостаточной влажностью;
г) организм другого существа.
Третий уровень (+ 3 балла).
Опишите черты приспособления растений к
среды обитания:
а) кувшины желтые (до водного
среды);
б) береза повислая (до
наземно-воздушной среды и почвы);
в) петров крест (до паразитирования на
другому растению).
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Изучить
соответствующий параграф в учебнике.