Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПРОСТЕЙШИЕ

 

УРОК № 13

 

Тема. Тип Кишковопорожнинні. Пресноводная гидра. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения пресноводной гидры» (на постоянных микропрепаратах).
Цель:
ознакомить учащихся с общей характеристикой кишечнополостных, рассказать об их разнообразие, провести лабораторную работу по изучению строения пресноводной гидры (на постоянных микропрепаратах).

Оборудование и материалы: учебник [1], тетради [2], [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать основные признаки строения кишечнополостных и представителей кишечнополостных (оборудование и материалы для лабораторной работы указаны в тексте самой лабораторной).

Базовые понятия и термины: тип Кишковопорожнинні, гідроїдні, сцифоїдні медузы, коралловые полипы, стрекательные клетки, кишечная полость.

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

 

Iэтап Проверка .Організаційний домашнего задания

Учитель проверяет в тетради [2] наличие выполненной лабораторной работы № 3 «Изучение строения пресноводной гидры». Спрашивает, что осталось непонятным, были трудности ее исполнении, отвечает на вопросы школьников.

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Обсуждение вопрос

Как вы думаете, почему от медузы, попавшая на берег, остается только «мокрое место»?Рассказ учителя с элементами беседы

1. Общая характеристика типа Кишковопорожнинні

Рассказывая о двухслойных животных, следует обратить внимание на то, что состоят они всего из двух слоев клеток. Поэтому медуза в основном состоит из мезоглеї - жидкости между двумя тонкими слоями клеток, это и определяет то, что от нее остается только «мокрое место».

Кишечнополостных насчитывается более 9 тысяч видов. Это низшие, преимущественно морские, многоклеточные животные, прикрепленные к субстрату или плавающие в толще воды.

Несмотря на большое различие во внешнем строении и размерах тела кишковопорожнинні имеют общие черты организации.

Тело кишечнополостных образовано двумя слоями клеток: наружным - ектодермою и внутренним - ентодермою, между которыми находится бесструктурна вещество - мезоглея. Они имеют радиальную или лучевую симметрию тела, которая сформировалась в связи с прикрепленным или малоподвижным образом жизни.

Для кишечнополостных характерны две жизненные формы: сидячий полип и свободно плавающая медуза. Обе формы могут чередоваться в жизненном цикле того самого вида. Однако некоторые группы кишечнополостных не имеют стадии медузы или потеряли жизненную форму полипа.

К состав внешнего и внутреннего слоев тела кишечнополостных входят несколько видов клеток, различных по строению и выполняемым функциям. Среди них есть особые стрекательные клетки служат средством защиты и нападения организма, которые не встречаются у животных других типов.

Пищеварительная система кишечнополостных примитивна и состоит из слепо замкнутой кишечной полости и ротового отверстия. Переваривание пищи начинается в кишечной полости под действием ферментов, а заканчивается в специализированных клетках ентодерми, то есть существует полостное и внутриклеточное пищеварение.

В кишечнополостных впервые появляется нервная система диффузного типа, состоит из равномерно размещенных в теле нервных клеток, соединенных между собой отростками, и образованной нервной сеткой. Размножение происходит как бесполым, так и половым способом. Незавершенное до конца бесполое размножение - почкование - вызывает у ряда видов образованию колоний. Много кишечнополостных - это разнополые животные, но встречаются и гермафродиты. Оплодотворение осуществляется в воде, то есть является внешним.

Тип Кишковопорожнинні объединяет три класса: Гідроїдні, Сцифоїдні медузы и Коралловые полипы. 2. Разнообразие кишечнополостных

Проще всего построены кишковопорожнинні - это гідроїди, гідроїдні полипы и гидромедузы. Колонии гидроидных полипов, как правило, мелкие, и рассмотреть их можно только в аквариумах. Много гідроїдів похожи на кружевные веточки.

В жизненном цикле гідроїдів чередуются два поколения - бентосные полипы, что размножаются почкованием, и планктонные медузы, «ответственные» за половое размножение. Смысл этого явления прост - планктонные медузы, в отличие от прикрепленных полипов, позволяющие вида расселяться. Существуют гідроїди, которые образуют смешанные колонии, состоящие из полипов и невідбрунькованих до конца медуз. Причем колонии эти могут быть не только прикрепленные, но и свободно плавающие. Планктонных колониальных гідроїдів выделяют в отдельный подкласс сифонофор.

В колонии сифонофор роль отдельных особей, как медуз, так и полипов, сведена к роли специализированных органов. Получается уже не колония, а какой-то надорганізм. Сверху колонии располагается пневматофор - видоизмененная медуза, выполняет одновременно роль поплавка, который поддерживает всю колонию на плаву, и парусов, обеспечивает ей движение силой ветра. Железистые клетки могут выделять пневматофора газ, что позволяет всплывать вверх, а расслабление специального мышцы-замыкателя вызывает уменьшение количества газа и погружения. Под пузырем на стволе колонии располагаются плавательные колокола (также медузы), потом гастрозоїди - охотники, что собирают корм, а за ними - гонофори, построенные как медузы и содержащие половые железы.

Физалия из подкласса сифонофор, что получила за яркую окраску название «португальский военный кораблик», является одним из самых опасных обитателей моря. Яд фізалій напоминает по своей нервно паралитическим действием яда кобры. Введение даже небольшого количества яда лабораторным животным было для них смертельным. Для человека яд сифонофори также крайне опасна. Описано случаи гибели людей после обширных ожогов, нанесенных ее жалким аппаратом.

Самые опасные для человека медузы и кораллы также причисляются к классу гідроїдів. Контакт с небольшой дальневосточной медузой - хрестовичком может стоить купальникові жизни.

К этой же группы зачисляются ненастоящие огненные кораллы, которые могут серьезно травмировать кожу при прикосновении. Нередко после ожогов на коже образуются язвы, которые долго не заживают. С огненными кораллами, например, можно встретиться рядом с берегами Эйлата (Израиль).

Второй класс типа Кишковопорожнинні - Сцифоїдні медузы.

В сцифоїдних медуз тело имеет вид зонтика с подвешенными к нему снизу длинными щупальцами. Слово «медуза» у большинства людей асоціються именно с этой группой. Сцифомедузи гораздо крупнее гідромедуз: диаметр зонтика арктической медузы достигает 2 метров. Тело медуз всегда прозрачное и очень нежное, зыбкое. При сокращении зонтика медузы довольно быстро плавают.

Третий класс кишечнополостных - Коралловые полипы. Это самая многочисленная группа кишечнополостных. Среди ее представителей немалое количество форм, похожих на растения.

Твердые колониальные рифоутворюючі коралловые полипы самые известные, но не единственные, представители этого класса. К ним относятся также актинии, мягкие кораллы, морское перья, морские веера, морские пальцы, ювелирные кораллы (черный и красный) и много других интересных животных.

Коралловые полипы - как одиночные, так и колониальные животные. Лишь в некоторых из них образуется известковый или роговой скелет. У этих животных нет смены поколений, и медуз они не образуют. Кроме микроскопических личинок, которые короткое время проживают в планктоне, всю жизнь коралловых полипов проходит на дне, до которого большинство из них прикреплена намертво, хотя некоторые, например актинии, могут ползать.

В мягких кораллов отдельные полипы не имеют известкового скелета, и их колонии самых разнообразных форм и расцветки колеблются на рифах, па лях, камнях, как кусты на ветру. В толще воды эти колонии не имеют веса, поэтому и без опорного скелета они достигают больших размеров.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники рассматривают рисунки на с. 55, знакомятся с внутренним строением пресноводной гидры.

Потом они изучают рисунки на с. 56, находят в тексте информацию об основных типах клеток гидры.

V.Самостійна работа учащихся

Ученики выполняют в тетради [2] или [3, вкладыш, стр. 4] лабораторную работу № 3 «Изучение строения пресноводной гидры» (на постоянных микропрепаратах).

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 57, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 13, ответить на вопросы 2-6 после параграфа на с. 57.

В тетради [3, с. 18-19] выполнить задание.