Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология конспекты всех уроков 8 класс

ПРОСТЕЙШИЕ

 

УРОК № 12

 

Тема. Тип Губки.
Цель:
ознакомить учащихся с общей характеристикой и разнообразием многоклеточных животных, сформировать у школьников понятие о типе Губки.

Оборудование и материалы: учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы, позволяющие иллюстрировать общую характеристику и разнообразие многоклеточных животных и представителей типа Губки.

Базовые понятия и термины: многоклеточные животные тип Губки

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Ход урока

Iэтап .Організаційний

II.Актуалізація опорных знаний и мотивация учебной деятельности же

Обсуждение вопрос

Как вы думаете, чем клетки одноклеточных организмов отличаются от клеток многоклеточных организмов?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

1. Многоклеточные животные

С учитывая ответы учащихся на вопрос, предложенный в начале урока, учитель может начать рассказ о строении многоклеточных животных и их отличия от одноклеточных и колониальных форм.

Тело многоклеточных животных состоит из большого количества разнообразных по строению и функциями клеток, которые потеряли свою самостоятельность, поскольку представляют собой лишь составные части целостного организма. Они уже не могут выполнять все функции целостного организма, потому что происходит их специализация и по строению, и по функциям.

Для жизненного цикла многоклеточных организмов характерен сложный индивидуальный развитие, в процессе которого из оплодотворенного яйца формируется взрослый организм. При этом оплодотворенное яйцо делится, и клетки, образовавшиеся дифференцируются на зародышевые листки и зачатки органов.

Зоологи разделяют многоклеточных на две группы: лучистые (радиально-симметричные), или двухслойные, и двобічносиметричні, или трехслойные.

Лучистым присущи несколько плоскостей симметрии и радиальное расположение органов вокруг главной оси тела. В процессе индивидуального развития у них образуются только два зародышевых листка ектодерма и ентодерма. К лучистых причисляют тип Кишковопорожнинні.

Но большинство животных относится к двобічносиметричних. В отличие от лучистых они имеют одну плоскость симметрии, разделяющая их тело на две зеркально одинаковые половины - левую и правую. Кроме эктодермы и ентодерми в них образуется третий зародышевый листок - мезодерма, за счет которого развивается много внутренних органов. Такие животные называются трехслойными.

2. Общая характеристика типа Губки

Губки - это исключительно своеобразные животные их внешний вид и строение настолько необычны, что долгое время не знали, куда отнести эти организмы - растения или животных. Лишь во второй половине XVIII века, когда было изучено подробнее жизнедеятельность губок, не осталось сомнений в их принадлежности к миру животных.

Среди многоклеточных животных они, несомненно, является наиболее примитивно организованными существами, о чем свидетельствуют простота строения их тела и значительная самостоятельность клеток, его образующих.

Это неподвижные животные, прикрепленные ко дну или различных подводных предметов. Среди губок встречаются одиночные и колония-приемная виды. В благоприятных условиях губки образуют иногда сплошные наросты на подводных предметах. Большинство губок принадлежит к морских животных. С 5 000 видов губок лишь около 150 видов живут в пресных водоемах.

Если рассматривать губку и даже разрезать ее, то в ней нельзя найти никаких заметных невооруженным глазом органов. Можно заметить только шероховатую на ощупь вещество, пронизанную пустотами и каналами. Во время изучения губки под микроскопом в ней можно различить два элемента: скелет и паренхиму. Костяк состоит из кремниевых игл, или спикул, склеенных между собой в пучки прозрачным веществом - спонгіном. Пучки спикул образуют более-менее правильную сетку или пространственные решетки в теле губки. Форма спикул и архитектоника скелета, то есть расположение спекательных пучков, имеют диагностическое значение и является характерными для каждого вида.

К состав губки входит несколько типов клеток. Внешне губка покрыта дермальними (дерма - кожа) клетками. Внутренние полости, так называемые жгутиковые камеры, выстланы клетками, имеют длинный жгут, который постоянно движется. Есть клетки, которые принимают участие в работе по созданию кремниевых спикул. Амебоцити имеют потенциальную возможность образовывать все другие клеточные элементы. Нервные клетки в губок отсутствуют.

Полости, которыми пронизано все тело губки, образуют важнейшую, так называемую ирригационную систему, которая делится на две части - приводную и отводящую. Приводная система начинается многочисленными порами на поверхности губки и разветвляется в приводные каналы и полости. Каналы отводящей системы, постепенно сливаясь друг с другом в большие протоки, подходят также к поверхности губки и впадают в специальные отверстия.

Тонкие стенки повсюду отделяют приводную систему каналов от подобной нее отводной, и между ними нигде нет непосредственной связи. Такая связь происходит только в жгутиковых камерах. Движение жгутов жгутиковых камерах есть тем двигателем, что вызывает непрерывное движение воды через все тело губки. Жгуты выполняют постоянные винтообразные движения. Таким образом, колена из бесчисленного множества камер выполняет роль насоса. их объединенные усилия заставляют воду входить в поры, проходить всю сложную систему каналов и выбрасываться через специальные отверстия.

Сидячий образ жизни губок делает их похожими на растения. Однако отдельные их клеточные элементы имеют поразительную подвижность.

Губки питаются висящими в воде частицами. Губки лишены избирательности и захватывают как питательные, так и непоживні вещества. От несъедобных частиц губка постепенно освобождается. Вместе со струей воды в тело губки поступает кислород.

Название «губка» ассоциируется с мытьем в бане. На самом деле для этих целей можно использовать только губки одной группы - роговые (точнее, их специально обработанные скелеты), в которых костяк образован волокнами спонгіну, вещества, близкого по структуре к шелку. В большинстве же губок скелет состоит из множества мелких кремниевых или кальциевых иголочек и для мытья их использовать никак нельзя.

IV.Узагальнення, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Работа с учебником

Школьники работают с рисунком на с. 52, знакомятся с особенностями питания губок. Затем они читают текст «Строение губок» на с. 53.

Проверить свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1, 2 на с. 54.

Работа с тетрадью

Выполнить задания в тетради [3, с. 16, 17].

V.Самостійна работа учащихся

Ученики знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 54, при необходимости записывают выводы в тетрадь.

VIИтоги урока

Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнє задачи

В учебнике [1] прочитать § 12, ответить на вопросы 4-6 после параграфа на с. 54. В тетради [2] подготовиться к лабораторной работы № 3 «Изучение строения пресноводной гидры».

В тетради [3, с. 16, 17] выполнить задание.