РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ
УРОК 14. Строение и функции скелетных
мышц. Основные группы мышц
Образовательная цель: раскрыть особенности
строения и функций мышц, их связь с нервной системой и скелетом; ознакомить
с основными группами мышц человеческого тела; сформировать понятие о физиологическом
механизм сокращения мышечного волокна.
Основные понятия и термины:
посмуговані, гладкие мышцы, сердечная мышца, фасция, міофібрила, актин, миозин,
сфинктер, диафрагма, возбудимость, сократимость.
Оборудование: таблицы «Животные
ткани», «Мышцы тела человека».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Проверка домашнего задания.
(Тесты).
И вариант
И уровень
1. Выясните, какое вещество содержится
в полости трубчатых костей:
а) красный костный мозг;
б) желтый костный мозг;
в) бурый костный мозг.
2. Укажите, какая кость является единственной
подвижной костью черепа:
а) носовая;
б) скуловая;
в) затылочная;
г) нижнечелюстная;
д) верхнечелюстная.
3. Укажите, с какого количества позвонков
состоит шейный отдел позвоночника:
а) 5;
б) 7;
в) 10;
г) 12;
д) 15.
4. Укажите, какой гормон играет
основную роль в стимуляции роста костей в организме человека:
а) соматотропный;
б) адренокортикотропний;
в) лактотропний;
г) лютеинизирующий;
д) гонадотропный.
II уровень
1. Укажите, какие кости относятся к
плоских костей:
а) височная;
б) берцовая;
в) локтевая;
г) тазовая;
д) ключица;
е) лопатка.
2. Назовите кости, из которых
состоит предплечья:
а) локтевая;
б) плечевая;
в) малая берцовая;
г) крестец;
д) лучевая;
е) ключица.
III уровень
1. Разместите отделы позвоночника за
порядку, начиная от черепа:
а) поясничный;
б) копчиковый;
в) шейный;
г) грудной;
д) крестцовый.
2. Назовите качественные особенности строения
скелета человека, отличающие его от скелета у животных:
а) позвоночник имеет S-образные изгибы;
б) расширенная грудная клетка;
в) суженный таз;
г) преобладание размеров лицевого
черепа над мозговым;
д) подвижное соединение костей кисти
и пясти;
е) противопоставление большого пальца
кисти другим.
IV уровень
1. Какими видами соединительной ткани
созданы различные части сустава? Какова их роль в суставе? Как взаимосвязаны
строение этих тканей с функциями, которые они выполняют?
II вариант
И уровень
1. Определите типы соединений костей, к
которого принадлежит шовной соединения:
а) неподвижный;
б) подвижной;
в) напіврухомий.
2. Укажите, какую роль в суставе
играет суставная жидкость:
а) обеспечивает функциональную
единство сустава;
б) облегчает скольжение элементов
сустава;
в) формирует единую капсулу вокруг
сустава;
г) укрепляет сустав;
д) способствует росту гиалинового
хряща.
3. Укажите, какое количество ребер есть в
теле человека:
а) 7;
б) 12;
в) 16;
г) 20;
д) 24.
4. Позвоночник человека в норме
функционально имеет количество изгибов:
а) два;
б) три;
в) четыре.
II уровень
1. Укажите, какие кости являются элементами
лицевого черепа:
а) верхнечелюстная;
б) теменная;
в) височная;
г) скуловая;
д) носова.
2. Укажите, какие кости образуют
плечевой сустав:
а) локтевая;
б) лучевая;
в) лопатка;
г) плечевая;
д) ключица.
III уровень
1. Разместите отделы свободной
верхней конечности по порядку, начиная от пояса верхней конечности:
а) запястье;
б) предплечья;
в) плечо;
г) пясть;
д) фаланги пальцев.
2. Укажите правильную последовательность
действий, которую необходимо выполнить, если человек оступился и вывихнула ногу:
а) приложить к поврежденному месту
холодный предмет;
б) доставить больного в больницу;
в) обеспечить покой поврежденной
конечности;
г) сустав не вправлять;
д) наложить на конечность тоску
повязку.
IV уровень
1. Укажите, какие процессы происходят
в опорно-двигательном аппарате в детском, подростковом и старшем возрасте.
II. Актуализация опорных знаний.
(Беседа).
1. Что вызывает движение в суставах?
2. Как происходит сокращение
мышц?
3. Какие виды мышечных тканей вам
известны?
4. Какой тканью образованы скелетные
мышцы? Почему?
III. Изучение
нового материала.
1. Внешнее и внутреннее строение
скелетных мышц. (Рассказ учителя, записи в ученических тетрадях).
Мышцы - пучки мышечных волокон +
кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка (фасция) + сухожилия.
Мышечные волокна (клетки):
- Форма - цилиндрическая.
- Многоядерные. (Ядра на поверхности
волокна).
- Размеры: длина = 12 см, диаметр
0,01-0,1 мм.
- Наличие мышечных волоконець
(миофибрилл).
2. Посмугованість скелетных мышц.
Актин и миозин - составные части мышечных волокон. (Объяснение учителя,
комментирование рисунка в учебнике).
3. Механизм сокращения мышц.
Мышцы-синергисты и мышцы-антагонисты. (Работа учащихся с учебником).
4. Разнообразие мышц, их
классификация. (Рассказ с элементами беседы, записи в ученических тетрадях.
Составление схем).
5. Основные группы мышц и их
функции. (Заполнить в тетрадях таблицу «Основные группы мышц».)
Часть тела
|
Название мышцы
|
Функции мышц
|
|
|
|
IV. Закрепление знаний учащихся.
1. Диктант.
Вставьте в текст пропущенные слова.
За начало мышцы туловища обычно
берут ту его часть, что находится ближе к_____________ . На конечностях
началом мышцы считают часть, ближайшую к___________. Среди мышц за
форме различают________________ и короткие мышцы. На конечностях преимущественно располагаются
_________________ . В области туловища, на груди, животе и спине располагаются
_____________________ . По функциям различают______________, ____________,
_____________, вращающаяся. Мышцы никогда не сокращаются в одиночку. Мышцы,
участвуют в противоположных действиях, называются_____________________ . Установлено,
что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не меньше
25000-30000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько
километров человек проходит:
а) в течение года;
б) в течение жизни (70 лет).
V. Домашнее задание.
1. Изучить соответствующую тему с
учебника.
2. Запишите в таблицу все возможные
положение руки в зависимости от состояния мышц.
Состояния двуглавой (бицепс) и
трехглавого (трицепс) мышц плеча
Нервные центры двуглавой мышцы
|
Нервные центры трехглавого мышцы
|
Двуглавая мышца
|
Трехглавая мышца
|
Положение руки
|
Возбужденные
|
Заторможенные
|
Сокращается
|
Расслабляется
|
Сгибается в локте
|
Заторможенные
|
Заторможенные
|
|
|
|
Заторможенные
|
|
|
|
|
Возбужденные
|
|
|
|
|