Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

 

УРОК 15. Физические качества мышц. Работа мышц. Усталость мышц

 

Образовательная цель: ознакомить учащихся с физическими качествами мышц и условиями, необходимыми для их деятельности; установить значение ритма и нагрузки для работы мышц.

Основные понятия и термины: статическая работа, динамичная работа, сила мышц, скорость сокращения мышц, выносливость мышц, тонус мышц, глюкоза, АТФ, ритм, нагрузки.

Оборудование: таблица «Скелетные мышцы», гантели: 1 кг, 3 кг, 5 кг; метроном.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Проверка знаний о строении мышц человеческого организма, механизм мышечного сокращения, основные группы мышц.

1. Найдите у себя приблизительное размещение таких мышц: жевательного, грудино-ключично-соскового, дельтовидной, большой грудной, двуглавой, трехглавого, четырехглавой разгибателя колена и икроножной. Определите, в каких движениях они участвуют.

2. Дайте ответ на такие вопрос:

а) В каком состоянии находится трехглавая мышца при сгибании руки в локте?

б) Какие мышцы руки напряжены, когда мы держим предмет на виса в вытянутой руке?

в) В каком положении руки расслаблены сгибатели пальцев?

г) Какие мышцы особенно развиты в человека в связи с вертикальным положением?

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. (Беседа).

1. Какая взаимосвязь существует между строением и функцией мышц и мышечных волокон?

2. По принципу простейших которых механизмов выполняется работа мышц?

3. Какие особенности скелета и мышечной системы позволяют человеку успешно выполнять трудовые операции?

4. Почему при физических нагрузках мышцы устают?

5. Почему людей, которые чрезмерно развивают мышцы, называют культуристами?

III. Изучение нового материала.

1. Физические качества мышц. Сила мышц. (Рассказ учителя, составление схемы, записи в ученических тетрадях).

 

 

2. Механическая работа мышц: статистическая и динамическая. (Рассказ учителя с элементами беседы и использования рисунка в учебнике, записи в ученических тетрадях).

Органические соединения (углеводы) + кислород (О2) - углекислый газ (СО2) + вода (Н2О) + энергия (АТФ).

3. Причины утомления мышц. Устранение причин утомления мышц. (Самостоятельная работа учащихся с учебником - устные задача).

Задача 1.

Установить главные причины утомление мышц.

Задание 2.

Выяснить, как устранить причины утомление мышц.

Лабораторная работа №2

Тема. Усталость при статическом и динамическом нагружении. Влияние ритма и нагрузки на развитие утомления.

Цель: выяснить, что такое утомление мышц; установить значение ритма и нагрузки для работы мышц.

Оборудование и материалы: таблица «Скелетные мышцы», гантели или гири весом 1, 3 и 5 кг, метроном, учебник.

Ход работы

1. Возьмите в руки гантели (гири) весом по 3 кг. Поднимите руки вверх, разведите их в стороны и держите в таком положении столько, сколько сможете.

2. Возьмите в руки такие же гантели (гири), а затем ритмично поднимайте и опускайте их. В любом случае усталость мышц наступает быстрее? Почему?

3. Под удар метронома сгибайте руку с гантелями (гирями) весом 1, 3 и 5 кг. Выполняйте сгибание до начала утомления и затруднению дальнейшего сокращения. Цифровые данные запишите в тетради.

 

Нагрузка, кг

Путь руки, г

Количество движений

Работа, кГм

Начало утомления, с

1

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

3

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

5

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Под удар метронома сгибайте руку с гантелями (гирями) весом 3 кг, но при переменном ритме (30, 37, 46 движений за минуту). Сгибание руки выполняйте до начала утомления и затруднению дальнейшего сокращения. Цифровые данные запишите в таблицу.

 

Ритм

Количество движений

Путь руки, г

Работа, кГм

Начало утомления, с

Медленный

30

0,5

 

 

 

 

 

 

 

Средний

37

0,5

 

 

 

 

 

 

 

Быстрый

46

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Из полученных данных сделайте все нужны выводы о том, почему статическая работа утомляет больше, чем динамическая; значение скорости движений и нагрузки для получения наибольшей работы и преодоление утомления.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

IV. Закрепление. Решение задач.

Задача 1. Какую работу выполняет спортсмен, если поднимает гирю массой 40 кг на высоту 2 м?

Задача 2. Штангист поднял одной рукой предельный для себя груз массой 50 кг. Рассчитайте предельное усилие, его развивают мышцы руки атлета, если известно, что сила, которая поднимает груз, должно быть в 10 раз больше массы самого груза.

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Решить задачу.

Определите, сколько глюкозы должно окислиться в мышцах для того, чтобы поднять штангу массой 50 кг на высоту 2 м, когда известно, что во время окисления 1 г глюкозы выделяется 17,2 кДж энергии.