Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 2. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ

 

УРОК 13. Строение скелета человека. Особенности скелета человека, обусловленные прямохождением

 

Образовательная цель: изучить основные отделы скелета человека, его особенности; подвести учащихся к выводу о сходство и различие между скелетами человека и животных.

Основные понятия и термины: череп, позвоночник, позвонки, грудная клетка, ребра, атлант, епістрофей.

Оборудование: скелет человека, скелет млекопитающего; таблицы «Скелет человека», «Скелет млекопитающих»; коллекция позвонков.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся. (Беседа с демонстрацией скелетов человека и млекопитающего).

Вопросы для беседы.

1. Из каких отделов состоит скелет млекопитающего?

2. Какие функции выполняет каждый из отделов?

3. Какие отделы скелета различают в человека?

4. О чем свидетельствует сходство скелетов человека и животного?

II. Изучение нового материала.

1. Отделы скелета человека. (Самостоятельная работа с текстом и рисунками учебника с использованием раздаточного материала).

Задача печатают заранее на карточках или пишут на доске во время перерыва.

И вариант.

1. Сравните шейный позвонок с грудной, грудной поясничный. С чем связано различие и какое она имеет значение?

2. Установите различия формы грудной клетки человека от формы грудной клетки млекопитающего. Какое значение имеет эта отличие?

3. Найдите на таблице все кости мозгового отдела черепа. Размещение которых костей вы можете указать на себе? Сравните мозговой отдел черепа человека с черепом млекопитающего.

4. Чем отличается форма тазового пояса человека от формы, его у млекопитающих?

II вариант

1. Установите, что общего в строении всех позвонков. Чем отличается шейный позвонок от поясничного? Как объяснить эту отличие?

2. Какое значение имеет для человека особенности строения его позвоночника?

3. Установите различия в строении костей, входящих в состав верхней и нижней конечностей.

4. Поверните свою руку ладонью вниз. Благодаря каким особенностям соединения костей вы можете выполнить это движение?

2. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудом. (Беседа, записи в ученических тетрадях).

Существенные особенности скелета человека:

- характерные изгибы позвоночника;

- широкая форма грудной клетки;

- широкий таз;

- отличие строения верхних и нижних конечностей;

- свод стопы;

- относительно большое развитие мозгового черепа.

III. Закрепление и обобщения.

1. Отчеты учащихся по выполненной самостоятельной работы.

2. Выберите из приведенного перечня костей, относящихся к определенному отделу скелета, и поставьте в таблице соответствующие им буквы.

Кости: А. Лопатка. Б. Локтевая. В. Ребра. Г. Верхнечелюстная. Д. Затылочная. Е. Запястье. Ж. Большеберцовая. С. Епістрофей. И. Кости плюсны. К. Бедренная. Л. Тазовые. М. Плечевая.

 

Отделы скелета

Кости, образующие отдел

1. Лицевой отдел черепа

 

2. Мозговой отдел черепа

 

3. Грудная клетка

 

4. Пояс верхних конечностей

 

5. Плечо

 

6. Предплечья

 

7. Кисть

 

8. Пояс нижних конечностей

 

9. Бедро

 

10. Голень

 

11. Стопа

 

12. Позвоночник

 

 

IV. Домашнее задание.

Изучить данную тему из учебника.

Выполнить задание.

Если ваш товарищ неудачно прыгнул с деревья и повредил ногу, при этом почувствовал резкую боль, ему нужно оказать первую медицинскую помощь. Определите правильную последовательность действий, которые необходимы при этом выполнить:

а) нагреть место повреждения;

б) обездвижить конечность, наложив шину;

в) доставить больного в больницу;

г) приложить к поврежденному месту холодный предмет;

д) самостоятельно вправить сустав.