Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология уроки для 10 классов

ВСТУПЛЕНИЕ. ВЕЩЕСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

 

УРОК 13. ОБОБЩЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

 

Цели урока: обобщить и закрепить знания об истории биологии, методы биологических исследований и молекулярный уровень организации живой материи.

Оборудование и материалы: таблицы с темы, учебник, тетрадь.

Базовые понятия и термины: биология, методы исследований, наблюдение, эксперимент, моделирование, мониторинг, молекулярный уровень организации жизни, макромолекулы, белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Обсуждение и обобщение материалов темы

Вопросы для беседы

1. Чем живые системы отличаются от неживых?

2. Какое значение имеет биология для человека?

3. Какие характерные особенности имеет молекулярный уровень жизни?

4. Какие функции в живых организмах выполняют неорганические вещества?

5. Какие особенности присущи основным группам органических веществ?

6. Связана строение органических веществ с функциями, которые они выполняют?

III. Контроль знаний по теме

Вариант И

Выберите один правильный ответ.

1. Прокаріотичні организмы изучает:

а) бактериология;

б) зоология;

в) микология;

г) герпетологія.

 

2. К микроэлементам относятся:

а) Кислород;

б) Купрум;

в) Азот;

г) Водород.

 

3. Белки состоят:

а) из моносахаридов;

б) из аминокислот;

в) из нуклеотидов;

г) из липидов.

 

4. Полисахаридом является:

а) сахароза;

б) крахмал;

в) глюкоза;

г) галактоза.

 

5. Установите соответствие между явлениями и уровнями организации живой материи, на которых они происходят.

1 Молекулярный уровень

2 Биосферный уровень

3 Популяционно-видовой уровень

4 Организменный уровень

А Образование Большого барьерного рифа кораллами

Бы Превращение личинки во взрослую насекомое

В Преобразования пропластид на хлоропласты

Г Фотолиз воды

Д Нерестовая миграция осетровых рыб

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите углеводы в последовательности по числу атомов Углерода, которые входят в состав молекулы, от наименьшей к наибольшей:

а) тріоза;

б) пентоза;

в) тетроза;

г) гексоза.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант II

Выберите один правильный ответ.

1. Мхи изучает:

а) альгология;

б) бриология;

в) энтомология;

г) арахнологія.

 

2. Аспарагин - это:

а) моносахарид;

б) аминокислота;

в) азотистая основа;

г) липид.

 

3. Полисахариды состоят:

а) из моносахаридов;

б) из аминокислот;

в) из нуклеотидов;

г) из липидов.

 

4. Наличие циклических форм является характерной чертой:

а) белков;

б) нуклеотидов;

в) моносахаридов;

г) липидов.

 

5. Установите соответствие между функциями и процессами.

1 Каталитическая функция

2 Регуляторная функция

3 Транспортная функция

4 Защитная функция

А Активная работа гипоталамуса

Б Снижение энергии активации

В Образование эластина

Г Доставка кислорода гемоглобином

Д Синтез иммуноглобулинов

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите вещества в последовательности по количеству остатков фосфорной кислоты от наименьшей к наибольшей:

а) АМФ;

б) АТФ;

в) глюкоза;

г) АДФ.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант III

Выберите один правильный ответ.

1. Постоянное наблюдение за процессами в экосистемах - это:

а) мониторинг;

б) биотехнология;

в) эксперимент;

г) экология.

 

2. Пептидная связь является характерной чертой:

а) белков;

б) нуклеотидов;

в) моносахаридов;

г) липидов.

 

3. Аденин - это:

а) моносахарид;

б) аминокислота;

в) азотистая основа;

г) липид.

 

4. Незаменимой аминокислотой у человека есть:

а) пролин;

б) треонин;

в) глицин;

г) аспарагин.

 

5. Установите соответствие между терминами и определениями.

1 Ферменты

2 ДНК

3 Витамины

4 Протеины

А Белки, которые состоят исключительно из остатков аминокислот

Бы Процесс нарушения естественной структуры белка без разрушения пептидных связей

В Органические соединения, которые регулируют обмен веществ и энергии в организме

Г Класс белков, которые выполняют каталитическую функцию

Д Органическое соединение, которое сохраняет наследственную информацию

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите события в последовательности от древнейшей до новейшей:

а) изобретение светового микроскопа;

б) изобретение электронного микроскопа;

в) расшифровка генома человека;

г) расшифровка структуры ДНК.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант IV

Выберите один правильный ответ.

1. Учение о биосфере основал:

а) И.И. Мечников;

б) С.Г. Навашин;

в) И.И. Шмальгаузен;

г) В.И. Вернадский.

 

2. Аминокислотой является:

а) глицин;

б) фруктоза;

в) воск;

г) лактоза.

 

3. К микроэлементам относятся:

а) Цинк;

б) Фосфор;

в) Сульфур;

г) Азот.

 

4. Структура белков, представлена а-спиралью:

а) первичная;

б) вторичная;

в) третичная;

г) четвертичная.

 

5. Установите соответствие между терминами и определениями.

1 Научная теория

2 Систематика

3 Гипотеза

4 Микология

А Наука, что изучает видовое разнообразие живых существ

Бы Обобщение определенной системы фактов и закономерностей

В Наука, которая изучает грибы

Г Закономерность, что, как правило, не имеет исключений, которую можно объяснить только определенным образом

Д Научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения факта, который непосредственно не наблюдается

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Расположите химические элементы в последовательности за их содержанием в живых клетках от наименьшего до наибольшего:

а) Аuв;

б) О;

в) N;

г) Fe.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант V

Выберите один правильный ответ.

1. Эволюционную теорию предложил:

а) М. Шлейден;

б) Ч. Дарвин;

в) Г. Мендель;

г) С. Г. Навашин.

 

2. Незаменимой аминокислотой у человека есть:

а) триптофан;

б) пролин;

в) аспарагин;

г) валин.

 

3. Органогенним элементом является:

а) Водород;

б) Калий;

в) Аурум;

г) Купрум.

 

4. Запасается в клетках растений:

а) хитин;

б) крахмал;

в) гликоген;

г) сало.

 

5. Установите соответствие между функциями и процессами.

1 Защитная функция

2 Структурная функция

3 Каталитическая функция

4 Энергетическая функция

А Накопления гликогена

Бы Образование т-РНК соединения с аминокислотой

В Отложения восков на поверхности листа

Г Синтез хитина

Д Связывания фермента с субстратом

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите углеводы в последовательности по количеству атомов Углерода, которые входят в состав молекулы, от наибольшего к наименьшей:

а) тріоза;

б) пентоза;

в) тетроза;

г) гексоза.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

Вариант VI

Выберите один правильный ответ.

1. Наука, изучающая клетки:

а) генетика;

в) цитология;

б) орнитология;

г) гистология.

 

2. Структура белков, образованная из помощью пептидных связей:

а) первичная;

б) вторичная;

в) третичная;

г) четвертичная.

 

3. Дисахаридом является:

а) сахароза;

б) крахмал;

в) глюкоза;

г) целлюлоза.

 

4. К макроэлементам относятся:

а) Ванадий;

б) Молибден;

в) Селен;

г) Натрий.

 

5. Установите соответствие между терминами и определениями.

1 Денатурация

2 Жиры

3 Белки

4 Урацил

А Высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты

Бы Процесс нарушения естественной структуры белка без разрушения пептидных связей

В Азотистая основа, которая входит в состав РНК

Г Распространенный класс липидов

Д Биологически активные вещества, которые производятся грибами, бактериями и другими организмами и пагубно влияют на микроорганизмы и раковые клетки

 

Соответствие

1

2

3

4

 

 

 

 

 

6. Разместите события в последовательности от древнейшей до новейшей:

а) создание клеточной теории;

б) создания теории эволюции Ч. Дарвина;

в) создание бинарной системы биологической номенклатуры;

г) создание синтетической теории эволюции.

 

Последовательность

1

2

3

4

 

 

 

 

 

IV. Домашнее задача

Повторить материалы темы.