Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Биология уроки для 10 классов

КЛЕТКА

 

УРОК 14. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ. МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Цели урока: ознакомить учащихся с историей изучения клетки, рассмотреть основные методы цитологических исследований и особенности их использования для изучения различных типов клеток.

Оборудование и материалы: микроскоп, перхоть, таблица со схемой строения растительной и животной клетки фотографии или рисунки приборов для исследования клеток, портреты Г. Гука, А. Левенгука, М. Шлейдена, Т. Шванна.

Базовые понятия и термины: клетка, клеточный уровень организации жизни, клеточная теория, микроскопия, центрифугирования, метод меченых атомов, метод культуры клеток.

 

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Вопросы для беседы

1. Какие свойства являются характерными для живых систем?

2. Какие уровни организации выделяют в живых системах?

3. Какие вещества входят в состав живых организмов?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Клетку открыл Роберт Гук - английский физик, который работал в Оксфордском университете. Он усовершенствовал конструкцию микроскопа и исследовал с его помощью различные объекты, в том числе пробка пробкового дуба. Рассматривая с помощью микроскопа пробка, Гук увидел ячейки (это были клеточные стенки), напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал их английским словом cell (камера, клетка, клетка). Свои исследования он описал в статье 1665 г. Позже Гук наблюдал и описал клетки таких растений, как бузина, укроп, морковь и т.д.

Следующий этап формирования цитологии как науки связан с голландцем Антони ван Левенгуком, который работал в конце XVII - начале XVIII вв. Он открыл одноклеточные организмы (первым увидел простейших), эритроциты, сперматозоиды и другие клетки.

В течение XVIII в. существенных сдвигов в науке о клетки не происходило через несовершенную конструкцию микроскопов. А вот в XIX в. микроскопы значительно усовершенствовали и, к тому же, создали методики окраска клеток. Это привело к целому ряду открытий. 1827 г. Карл Бэр открывает яйцеклетку млекопитающих. 1831 г. Роберт Броун описывает ядра растительных клеток. В тот же период Маттиас Шлейден доказал, что все растения состоят из клеток. И, наконец, в 1839 г. Теодор Шванн, сравнивая клетки растений и животных и опираясь на выводы Шлейдена, сформулировал клеточную теорию.

Основными положениями этой теории были такие:

• Все организмы состоят из клеток или разными способами образованы из них.

• Клетки растений и животных сходны за главными чертами.

• Рост и развитие организмов связанные с образованием клеток.

1859 г. Рудольф Вирхо доказал, что клетки возникают только из клеток-предшественников. Это все привело к тому, что в конце XIX века цитология стала самостоятельной наукой.

В XX в. развитие цитологии интенсивно продолжался. Этому способствовало появление новых методов исследований - сначала электронной микроскопии, а затем центрифугирования и методов молекулярной биологии.

Основными методами современной цитологии есть такие:

• оптическая микроскопия;

• электронная микроскопия;

• окраска клеток;

• мікротомування:

• центрифугирования;

• метод меченых атомов;

• метод культуры клеток.

Заполнение вместе с учениками таблицы

 

Метод исследований

Приборы и средства, которые используются

Результаты использования метода

Оптическая микроскопия

Оптический микроскоп, бінокуляр, фазово-контрастный микроскоп, люминесцентный микроскоп, темнопольный микроскоп

Метод позволяет исследовать форму и размеры клеток, крупнейшие клеточные структуры, органеллы движения, капсулы и слизистые слои

Электронная микроскопия

Трансмиссионный электронный микроскоп, сканирующий электронный микроскоп

Метод позволяет исследовать ультраструктуру клеток и их органеллы, поверхностные структуры клеток и межклеточные контакты

Окраска клеток

Красители и фиксирующие вещества

Метод позволяет дифференциально окрашивать отдельные структуры или клетку в целом для получения качественного изображение во время мікроскопіювання

Мікротомування

Микротоме

Метод позволяет изготовить ультратонкие препараты для их исследования с помощью всех разновидностей светового и трансмиссионного электронного микроскопов

Центрифугирование

Центрифуги

Метод позволяет разделить содержимое клеток на фракции по форме и размеру отдельных компонентов для дальнейшего отдельного исследования каждой из фракций

Метод меченых атомов

Радиоактивные изотопы, приборы для радіоавтографії

Метод позволяет отследить путь веществ внутри клетки, механизмы обмена веществ, исследовать функции отдельных органелл

Метод культуры клеток

Ламінари, питательные среды

Метод позволяет выращивать определенные типы клеток и отслеживать их реакции на действие внешних и внутренних факторов

 

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Дать ответы на вопросы:

1. Кто первым увидел клетки в микроскоп?

2. Что с помощью микроскопа открыл А. Левенгук?

3. Кто создал клеточную теорию?

4. Какими методами пользуется современная цитология?

V. Домашнее задача