Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

2.3. Вариантность структуры и содержания курса "Родной язык" в 5-9 и 10-11 классах

Творческий подход к обучению родного языка побуждает ученых-методистов и учителей-словесников к поиску методических инноваций. Однако содержание школьного курса остается без особых изменений. Действующие государственные программы используются, как правило, и в новых типах школ, в том числе и негосударственных. Объяснить это можно тем, что структура языковой системы не поддается лінгводидактичним воздействиям и ее усвоение осуществляется по определенным дидактикой и психологией и принципами закономерностями.

инновационные процессы обусловливают в основном выбор форм и методов обучения родному языку, однако не влияют на ее содержание. Этим объясняется его долговременная стабильность, отсутствие вариантов программ.

В последнее время эта стабильность стала нарушаться. Школьные программы с украинского языка для 1-4 и 5-9 классов имеют четко выраженный коммуникативно-деятельностный характер. Начальный курс родного языка, на наш взгляд, удовлетворяет все типы школ, поскольку он создает базу для лингвистического образования и закладывает основы речевых умений и навыков, которые окончательно формируются в средних и старших классах.

Поливариантность программ и учебников - это обычная норма школьной жизни в системе образования подавляющего большинства цивилизованных стран мира. Без этого там не представляют прогресс в педагогических технологиях.

Идея существования нескольких программ (учебников) по учебным предметам для одного и того же класса, право учителей выбирать для себя лучший вариант постепенно становится реальностью. Создаются условия для разумной конкуренции в сфере образования и обучения родному языку в частности.

Однако вариантность программ не может касаться самой основы обучения языку - усвоение языковой системы и формирования речевых умений и навыков. Поэтому и понятно, что варианты программы создаются в первую очередь для различных типов школ: общеобразовательной с родным (украинским) языком обучения и национальной, где украинский язык изучается как государственный, для школ (классов) с углубленным изучением украинского языка (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи).

Создание программ для каждого класса должно направляться Государственным стандартом языкового образования.

По содержанию большая вариантность программ возможна в старших классах, в частности 12-летней школы. Относительно программ 5-9 классов, то вариантность здесь должно быть несколько ограниченная.

Альтернативной программой по родному языку является программа, составленная проф. І.Ющуком. По целями и задачами эта программа мало чем отличается от действующей. Как сам автор отмечает: "структурно программа с украинского языка состоит из трех частей" ("Основные требования", "Развитие связной вещание" и "Языковедческие вопросы и развитие связной речи"), "относительно содержания программы, то материал курса родного языка в средней школе распределены между учебными годами так, чтобы тема или несколько тем, определенные для обработки в определенном классе, составляли целостный завершенный цикл".

В первой части ("Основные требования") автор определяет умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть в процессе изучения украинского языка в том или ином классе. Это традиционные умения и навыки, которые давно определились в методике и отраженные в действующих программах (только их структура несколько иная - за І.Ющуком, это умения, которые учащиеся должны приобрести, закрепить и усовершенствовать в каждом классе).

Здесь определено содержание работы по формированию у учащихся умений четко и грамматически правильно выражать свои мысли и правильно воспринимать прочитанный текст, подбирать материал и создавать собственные высказывания, но автор ограничивается умением "согласно коммуникативных потребностей строить предложения и оформлять их на письме и интонировать в устной речи", хотя общеизвестно, что это умение касается текста и, конечно, его компонентов - абзацев, предложений.

Вторая часть ("Развитие связной речи") программы касается развития связной речи. В ней определяется минимальное количество различных видов письменных и устных творческих работ, которые учащиеся должны выполнить в каждом классе. Предпочтение отдается письменным работам. Имеющиеся в этой части мовленнєвознавчі понятия подаются после видов работ и вовсе выпущена характеристика трех стилей - разговорного, научного и художественного.

Тематика творческих работ рассредоточена в разделах третьей части. Эта часть, на мнению автора, основная. В ней отражены языковедческие вопросы и развитие связной речи в линейном, последовательном порядке. Так, например, раздел "Лексика" (5 класс) имеет следующее содержание и структуру:

Словарный состав языка. Удельный и заимствованная лексика. Сфера употребления иноязычных слов. Сочинение по картиной.

Лексическое значение слова. Ознакомление с толковым словарем. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов. Уместное употребление слов в зависимости от их лексического значения и стилистической окраски. Употребление слов, которые требуют нормы этикета. Рассказ про осень.

Омонимы, отличие их от многозначных слов. Синонимы, их роль в языке. Употребление синонимов. Синонимы с разной стилистической окраской. Антонимы. Редактирование текста (синонимична замена слов).

В программе есть много положительного. Во-первых, научно разграничены разделы "Строение слова" и "Фонетика". До последнего включены исторические чередования звуков (фономорфологічні звуковые изменения). Ученикам легче осознать, что это явления, связанные со звуковой системой языка, хотя происходят в слове и влияют на его строение.

Во-вторых, четко определена структура программы для каждого класса. Так, синтаксис изучается в 8-9 классах (простое предложение - в 8 классе, сложное в 9).

В-третьих, программа для 10-11 классов выгодно сочетает систематизацию, обобщение и углубление языковых и мовленнєвознавчих сведений с функционально-стилистическим аспектом совершенствования речевых умений и навыков. Есть и другие положительные стороны программы.

Однако она проигрывает действующей программе в основном - не обеспечивает полной реализации Государственного стандарта языкового образования. В ней отсутствует четкая ориентация на формирование коммуникативной компетентности учащихся и ее составляющих - речевой и речевой. И все же она является интересным, немного оригинальным вариантом школьных программ. Утверждена Министерством образования и науки Украины, анализируемая программа имеет право на применение в школах Украины.

Альтернативность школьных программ с родного языка открывает широкие возможности для создание авторских курсов, примеры которых описаны в методических журналах. Однако при любых условиях в основе школьного курса родного языка должна быть языковая система, имеющая соответствующую структуру, речевая деятельность, учет которой необходимое для формирования коммуникативных умений и навыков.