Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

2.4.Углубленный курс украинского языка

Курс углубленного изучения украинского языка практикуется в школах (классах) гуманитарного профиля. Он ориентирован на то, чтобы заложить основу основательной лингвистической подготовки школьников и совершенствовать их языковую подготовку. Задача курса - дать учащимся глубокие и систематические знания по всем разделам науки о украинский язык, сформировать умения и навыки использования их на практике; обеспечить владение нормами русского литературного языка; выработать навыки и потребность использования учебных пособий и справочной литературы по языка. Данная программа долгое время обеспечивала углубленное изучение украинского языка. В основу программы положен основной курс украинского языка для ,5-9 классов, но в 8-9 классах предусмотрено углубленное изучение синтаксиса, а в 10-11 классах - углубление и расширение знаний по разделов, изученных в 5-7 классах.

Пояснительная записка направляла учителей на организацию углубленного усвоения учащимися теоретических сведений и совершенствование культуры речи и развития чутье языка и логического мышления. Программа отличалась количеством часов на изучение отдельных тем, не предусмотренных в основном курсе украинского языка. Эта программа, помимо основных разделов и тем, определенных действующей программой для общеобразовательных школ, включала глубже изучения фонетики (фонетические единицы: звук, слог, фонетическое слово, фраза, изменения гласных и согласных в потоке вещание, основные исторические чередования), орфоэпии (нормы украинского произношения), орфографии (принципы украинского правописания, сводные правила употребления большой буквы, написание слов вместе, раздельно и через дефис, фамилий и географических названий др.), фразеологии (разновидности фразеологизмов, фразеологизмы-синонимы), морфеміки (типы морфем, типы основ, морфемний словник), словообразование (понятие о словотвотвірне значение, словообразовательный тип, этимология и др.), морфологии (прилагательные полные, краткие, взысканные, нестянутые, давноминулий время глаголов и т.д.), синтаксиса (лексическая и грамматическая сочетаемость слов, сочинительный и подчинительный связки слов, основные признаки предложения, понятие о слова-предложения, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и т.д.). Раздел "Развитие связной речи" хоть и направлен в основном на углубление умений строить высказывания (устно и письменно) разных стилей, однако дублировал соответствующий раздел программы для общеобразовательных школ.

Интересной является программа углубленного изучения украинского языка С.Карамана. Автор разработал технологию углубленного изучения украинского языка в 8-11 классах, предложив осуществлять его на основе индивидуализации, дифференциации и интенсификации учебного процесса. Индивидуальный подход определяется как основной принцип обучения родному языку, а индивидуализация является основой внедрение этого принципа в практику ее обучение. С. Караман видит возможности для реализации основных задач школ (классов) с углубленным изучением родного языка: а) в выборе такой программы обучения, которая бы отвечала склонностям и интересам ученика; б) в переориентации учителя на изучение материала укрупненными, логически завершенными частями с использованием обобщающих таблиц и схем.

Разрабатывая вариантные программы (их три), автор определяет следующие исходные позиции:

□ осмысления места конкретной темы в системе занятий;

□ триединая цель урока;

□ теоретический материал (по программе);

□ акцент на сквозное изучение материала (фонетика, орфоэпия, орфография, лексикология, фразеология, морфеміка, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация);

□ культура устной речи;

□ художественные произведения как тексты-опоры;

□ обобщающие схемы, таблицы, унаочнені конспекты и т.д.

Один вариант программы основывается на линейном, модульном и спіралеподібному принципах. Это дает возможность изучать украинский язык путем постепенного расширения и углубление теоретического материала и формирования практических умений и навыков.

Второй вариант ориентирован на свободный выбор спецкурса с украинского языка или углубленного изучения отдельных разделов курса украинского языка.

Третий вариант предусматривает изучение углубленного курса укрупненными частями. Своими научными наблюдениями автор делится с учителями на страницах журнала "Дивослово" и в учебном пособии.

В 2003г. утверждена МОН Украины авторская программа В. Тихоші для школ (классов) с углубленным изучением украинского языка и новых типов учебных заведений гуманитарного профиля. Курс углубленного изучение украинского языка, по мнению автора, обеспечивает усвоение государственного языка на уровне свободного владения ею, формирования языковой личности и будущего интеллекта государства, воспитание национально сознательных граждан Украины, патриотов.

По структуре и содержанию программа углубленного изучения языка соотносительно с действующей программой для общеобразовательных школ: в ней выделены четыре содержательные линии - лингвистическую, коммуникативную, культурологическую и деятельностная, построенная по тем же принципам - культурологическим и проблемно-поисковым, структура ее также двумерная, среди умений, которыми должны овладевать ученики, определен учебно-языковые, правописные, нормативные и коммуникативные.

Целью предлагаемой программы является формирование национально сознательной, духовно богатой языковой личности, которая свободно владеет всеми выразительными средствами украинской языка и отмечается сознательным отношением к ней и высокой языковой компетентностью. Очевидно, следует добавить: речевой и коммуникативной компетентностью, потому углубленный курс украинского языка должен быть направлен не только на усвоение лингвистической теории (языковой компетентности), но и речевой и коммуникативной.

Программа охватывает углубленный курс украинского языка в 8 -11 классах. Структура ее содержания тоже традиционная: лингвистическая содержательная линия в 8-9 классах - синтаксис, в 10 классе - фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, структура слова, словообразование и морфология, в 11 - углубление и систематизация сведений по синтаксису, пунктуации и стилистики.

Коммуникативная, культурологическая и деятельныесна содержательные линии в основном соответствуют содержанию этих линий в программе общеобразовательных школ, но подают его более подробно, поскольку бюджет времени позволяет конкретизировать виды творческих работ и тематику культурологических тем.

2.5. Факультативные и специальные курсы украинского языка

В старших классах общеобразовательных средних школ длительное время практикуются факультативные курсы родного языка. Сейчас действуют две программы таких курсов. Каждая из них имеет свои цели и задачи. Так, цель факультативной программы "Лексикология, стилистика и развитие речи" - углубить знания учащихся о лексическую и грамматическую системы родного языка, ознакомить учащихся с богатством ее стилистических средств, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Структура содержания программы обеспечивает изучение языковых явлений от частичного (слова) к общему (текста) и

наоборот. Углубленное изучение лексикологии, фразеологии, лексикографии связывается с формированием умений и навыков пополнять словарный и фразеологический запас, овладевать нормами словоупотребления, развивать языковое чутье. Раздел "Строение текста и связную речь" предусматривает углубление знаний о тексте, его структуру, выработка умений строить устные и письменные высказывания различных типов речи - повествование, описание, рассуждение.

Особенно ценным является раздел "Грамматическая стилистика", которой почти не уделялось внимание при изучении основного курса языка. Факультатив по грамматической стилистики раскрывает широкие возможности для более глубокого изучения грамматической и стилистической системы родного языка и формирование речевых навыков учащихся. Эта программа с успехом может использоваться в лицеях, гимназиях, колледжах гуманитарного профиля, где предусмотрено основательную лингвистическую и речевую подготовку учащихся. Она легко членится на разделы, каждый из которых может составлять отдельный автономный курс "Лексика и фразеология", "Текст и связную речь", "Грамматическая стилистика".

Вторая факультативная программа "Структура текста и развитие техники чтения, устной и письменной речи" направлена на усвоение грамматики и текста, формирование навыков ситуативной речи. Ее оригинальность проявляется в функциональном подходе к изучению языковых явлений. Опираясь на основной курс, ученики усваивают наиболее частотные в речевой практике языковые явления. Программа состоит из трех частей - "Морфология и текст", "Грамматика и устная речь", "Структура ненаписанному". Первая часть имеет целью помочь учащимся осознать особенности функционирования частей речи в тексте; вторая концентрирует внимание на углублении знаний по синтаксису, необходимых для эстетически оформленного устной речи в различных ситуациях общения; третья предполагает научить детей воспринимать разновидности книжного речи, помогает усовершенствовать собственные письменные высказывания.

Этот курс приемлемый для всех типов школ. Однако предпочтение ему следует предоставлять в лицеях, колледжах, гимназиях негуманитарного профиля, особенно в тех, где преобладают русскоязычные дети, которые стремятся в совершенстве овладеть государственным язык и научиться на нем общаться.

Факультативные курсы наиболее доступны для учащихся и широко распространены в школах Украины. Они как одна из форм учебно-воспитательного процесса соответствуют задачам общеобразовательной и других типов школ, наполняют систему обучения новым содержанию, обеспечивают процесс гуманизации и гуманитаризации современной школы.

Теоретически направлены факультативные занятия имеют большое практическое значение: они повышают культуру речи учащихся, развивают умение пользоваться справочной литературой, обогащают словарный и фразеологический запас.

Кроме факультативных курсов, в последнее время в школах нового типа практикуются специальные лингвистические курсы. Так, учебные планы лицеев, гимназий гуманитарного профиля включают такие дисциплины, как культуру речи, стилистику, риторику. Их специфика заключается в том, что они тесно связаны, с одной стороны, с основным курсом языка, с украинской литературой, а с другой стороны, они являются их органическим продолжением, интегрирующими курсами, возникших на стыке лингвистики и литературоведения. Эти предметы развивают филологические знания учащихся, обеспечивают совершенное владение языком, формируют коммуникативные умения и навыки, готовят учеников к восприятию научных курсов высшей школы.

Программы спецкурсов прошли апробацию и получили одобрение учителей. Программа курса риторики предполагает ознакомление учащихся с историей риторики, главными принципами ораторских выступлений, формирование умений и навыков, необходимых современном вещателю, особенно в деловом общении.

Задача курса риторики заключается в том, чтобы развить речевую компетентность учеников, совершенствуя их мышление. А служит это слово (речь). Следовательно, появляется своеобразная триада - слово, мысль, действие. Программа рассчитана на четыре года (8-11 классы) и имеет следующую структуру:

Класс Название

8 класс Культура поведения и речевого общения

9 класс Выразительное чтение и разказов

10 класс Основы ораторского искусства. Композиция речи, ее конспект

11 класс Деловое вещание. Основы журналистики

Все разделы курса риторики базируются на речевой основе, активно влияет на формирование коммуникативных умений гимназистов. Глубокие знания норм литературного языка, его стилистической системы обеспечивают совершенное владение богатством ее выразительных средств, развитие речевой культуры учащихся.

Введение курса культуры речи и стилистики в школах нового типа является реализацией требований к современного образования. Спецкурсы по культуре речи и стилистике обеспечиваются авторскими программами,- отражающие уровень лингвистической науки и лінгводидактичні принципы ее преподавания в средней школе.

Ю.Скляніченко, автор проекта программы из стилистики (9-11 классы), основными задачами курса считает: "1) дать гимназистам знания о структурно-функциональные стили украинского литературного языка, стилистические нормы, стилистические функции языковых средств согласно темы и цели высказывания; 2) обеспечить усвоение гимназистами стилистических норм русского литературного языка; 3) сформировать в них умения и навыки связной устной и письменной речи; 4) научить их основных программы курсов для лицеев и гимназий гуманитарного профиля. Украинский язык и литература. 8-11 классы. - С. 32-62.

См.: Программа спецкурсов для лицеев и гимназий гуманитарного профиля. Программа

с культуры речи и стилистики украинского языка для гимназий гуманитарного профиля. 10 - 11 классы. /Составитель Пентилюк М. - К., Гіерун, 1996. - С. 3-9; Скляніченко Ю . Проект программы по стилистике рус. языка для гимназий с русским языком обучение. 9 - 11 классы //Русский язык и литература в школе. - 1991. - № 6. - С. 19-25. методов и приемов стилистического анализа художественного текста". Согласно этих задач определяется содержание и структура программы. В первой части представляют теоретические сведения по стилистике; вторая часть определяет содержание и формы работ над связной речью; третья включает требования к знаниям, умений и навыков гимназистов 9-11 классов.

Программа по культуре речи и стилистике (10-11 классы), подготовленная М.Пентилюк, имеет несколько более широкие задачи, поскольку принципы построения ее другие. Автор исходить из того, что стилистические знания, умения и навыки гимназистов основываются на знания основного курса родного языка и на углубленном усвоении основ культуры речи (формы и нормы литературного языка, качества речи, структура текста и т.п.). Поэтому глубокому усвоению стилистики, без которой, разумеется, немыслима ни лингвистическая подготовка, ни развитие связной речи, должно предшествовать усвоение основ культуры речи.

Автор предлагает в 10 классе организовать углубленное изучение основных понятий культуры речи, а в 11 - стилистике и на этой теоретической базе формировать речевые умения и навыки, необходимые современному человеку. На базе этого определяются учебные задачи курса:

□ углубить знания учащихся о языке и речи, общения, нормы литературного языка, стили речи и их признаки;

□ раскрыть богатство выразительных средств языка на всех его уровнях (фонетическом, лексическом, фразеологічному, словотвірному, морфологическом и синтаксическом);

□ сформировать у гимназистов умения свободно пользоваться выразительными средствами украинской языка в зависимости от типа и стиля речи;

□ совершенствовать навыки связной устной и письменной речи;

□ совершенствовать орфоэпические, орфографические и пунктуационные навыки. Выполнение этих задач обеспечивается содержанием и структурой курса "Культура речи и стилистика". Он ориентирован на то, что основной курс украинского языка знакомит учащихся с основами культуры речи и стилистики и формирует определенные умения и навыки. Однако опыт показывает, что этих умений и навыков недостаточно для речевой подготовки учащихся. Поэтому предлагаемый курс содержит теоретический минимум, необходимый для более глубокого понимания и усвоения языковых явлений. Реализацию этого спецкурса обеспечивает авторский учебник.

Предлагаемые программы дают возможность выбора, варьирования курсов, а главное побуждают учителей к творческому труду в обучении украинского языка. Наконец, они настолько ориентированы на углубление основного курса языка в 10-12 классах, могут полностью заменить коррекционно-повторювальний курс, предлагаемый действующей программой.

Следовательно, факультативные и специальные курсы способствуют углублению и расширению приобретенных учащимися на уроках украинского языка знаний, помогают лучше усвоить материал основного курса, совершенствовать навыки анализа различных форм языка, расширять лингвистическую эрудицию школьников, повышать уровень языкового чутья и формировать коммуникативную компетенцию. При изучении этих курсов учащиеся развивают творческие способности, значительно возрастает роль самостоятельной, индивидуальной, дифференцированной работы. Преподаватель факультатива или спецкурса, отбирая дидактический материал, ориентируется на сильных, филологически одаренных детей. В процессе факультативных занятий или занятий по спецкурсу появляется возможность учитывать способности каждого чья, выбирать для него индивидуальные задания. На таких занятиях больше, чем на уроках основного курса, создаются условия для развития творческой познавательной деятельности и решения задач дифференцированного обучение.