Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

2.2. Основные этапы изучения украинского языка

Школьный курс родного языка единый с 1 по 11 класс. Это отражено в Государственном стандарте и действующих программах для 1-4 и 5-11 классов общеобразовательной школы. Программы определяют систему основных знаний языка и умений пользоваться ею в устной и письменной формах, а также последовательности работы над ними. Программы с украинского языка для начального и среднего звеньев школы строятся по спиралевидным принципу, что обеспечивает: 1) непрерывность языкового образования; 2) постепенное расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся от класса к класса; 3) переход от начальной к средней и старшего звена.

Обучение украинского языка в средней школе осуществляется в течение трех этапов: начального, основного, обобщающего (итогового). Каждый из них имеет свои особенности содержания и структуры учебных программ, однако все три этапа связанные общими учебными и воспитательными целями, направленными на формирование языковой личности. Учащиеся средних школ, изучая украинский язык, проходят через все этапы, постепенно приобретая соответствующих знаний, умений и навыков.

Начальный этап обучения родному языку (1-4 классы) строится так, чтобы сведения из различных лингвистических разделов соответствовали научным представлениям о тех или иных языковые факты. По мнению М.Вашуленка, "принцип научности трактуется как достоверность обучаемому материала, соответствие его взглядам, существующим в современной лингвистической науке, правильное раскрытие сущности языковых явлений и их существенных признаков".

Со стандартизацией начального звена образования курс украинского языка для 1-4 классов значительно обновился, в нем четко предусмотрено взаимодействие двух составных частей: языкового образования школьников и их речевого развития.

Преимущество в содержании начального курса предоставляется последний: коммуникативное направления программы выгодно отличает ее от предыдущих. Языковые знания служат важным средством развития мышления ребенка, что осуществляется в процессе построения связных высказываний, работы над текстом, его структурой. Это отражено в программе для 1-4 классов, включающий в себя сведения о языке и речи, формы их существования, формы общения, текст и особенности его структуры, функционирования в нем разных языковых единиц. Диалектическое единство уровней языковой системы проявляется в ее коммуникативной функции. Выделение в программе начальной школы единиц языка и вещание обеспечивает такое единство, в котором межуровневые связи отражают живую природу языка, его реализацию в коммуникативных актах, что является конечным результатом обучение языку. На первом этапе дети, усваивая элементы лингвистической теории, воспринимают ее как средство речевой деятельности, а языковые явления рассматривают с позиций функциональной целесообразности в предложении, тексте, речи.

Авторы программы для 1-4 классов удачно совместили системно-описательный и коммуникативно-деятельностный подходы к построению школьного курса украинского языка. Этот принцип заключается в том, что общие знания предшествующих частичным представлениям о целостной языковой явление. По мнению М. Вашуленка, "такое структурирование учебного материала позволяет изучать языковые единицы - предложения, слова, звуки речи - на основе связного высказывания (текста), а также с опорой на полученные сведения об устная и письменная речь, текст".

В процессе начального обучения курс украинского языка выступает основным средством овладение всех других школьных дисциплин. Основная его цель - обеспечить развитие, совершенствование умений и навыков устной речи (слушание - понимание, говорение); научить детей писать и читать; сформировать знания о пропедевтичні язык и языковые умения; обеспечить мотивацию обучения родному языку.

Первый этап обучения украинского языка направлен на развитие у детей обще-речевых и обще-учебных умений.

Согласно Государственного стандарта начального общего образования отрасль "Украинский язык" строится по следующим тремя содержательными линиями: коммуникативной, лингвистической и лінгвоукраїнознавчою.

Каждая из этих линий комплексно обеспечивает речевое развитие ребенка и ряд необходимых каждому человеку качеств (совместно работать группами, парами; давать оценку собственной работе и другим; высказывать критические замечания относительно высказываний товарищей и т.д.).

Коммуникативная содержательная линия как основное предусматривает развитие устной и письменной речи учащихся, умение использовать язык с целью общения, познания, влияния. Важную роль играет умение слушать и понимать, высказываться монологически, участвовать в диалогах. Эта содержательная линия ориентирована на восприятия и совершенствование письменной речи (чтение вслух и молча, письмо).

Лингвистическая (языковая) содержательная линия предполагает усвоение пропедевтической знаний о языке, языковые единицы и явления, умение выполнять определенные виды языкового анализа. По этой линии необходимо формировать орфоэпические, лексические, грамматические и правописные умения и навыки учащихся.

Лінгвоукраїнознавча содержательная линия имеет целью расширение представлений о культуре украинского народа, о ее особенностях в различных регионах Украины. Эта работа органично сочетается с другими аспектами обучения и реализуется с помощью текстов, подобранных из произведений фольклора и художественной литературы. Реализация лінгвоукраїнознавчої содержательной линии требует внимания к толкованию значений слов и фразеологизмов, пословиц, поговорок, написание творческих работ с использованием этнографических элементов содержания.

Указанные три основные содержательные линии пронизываемых діяльнісною линией, обеспечивает практические умения и навыки, предусмотренные школьной программой.

На начальном этапе обучения языку выделены следующие аспекты работы: "Обучение грамоты", "Речевая деятельность", "Знания о языке, языковые умение", "Правописание", "Графический навык письма. Техника письма", "Культура оформления письменных работ".

Включение в программу раздела "Язык и речь" обеспечивает изучение языковых единиц во взаимосвязи, на основе связного текста. Учащиеся имеют возможность перекопатися на конкретных примерах, какие функции в текстах разных типов и стилей речи выполняют предложения, слова в их лексических и грамматических значениях, морфемы, звуки речи, чем достигается органическая связь усвоение теоретических сведений с практическим использованием их в речевой деятельности.

Этот раздел предусматривает ознакомление учащихся с основами культуры речи, общения, правилами речевой этики, что в средних классах станет базой для активного формирования языковой личности.

На начальном этапе обучения языку дети знакомятся с текстами разных типов: рассказами, описаниями, размышлениями, их строением. Для этого следует использовать тексты художественного и научно-популярного стилей, раскрывать их языковые особенности. Работа над текстом требует внимания К эмоционально-экспрессивного окраска звуков, слов, словосочетаний и предложений в текстах художественного стиля.

Известно, что элементарное ознакомление со стилями речи требует учета их функций и речевых ситуаций. Поэтому во время обработки текстов, конструирования собственных высказываний необходимо раскрывать учащимся особенности общения, учет цели, адресата речи и общей речевой ситуации.

Ознакомление учащихся с предложением как основной коммуникативной единицей осуществляется на фоне текста, что облегчает понимание этой языковой единицы. Параллельно отрабатываются грамматические признаки предложения. Важно, чтобы дети усвоили его структурные и семантические особенности, научились определять грамматическую основу, устанавливать смысловые связи между членами предложения, различать типы предложений по целью высказывания, интонационным оформлением, элементами усложнения строения (однородными членами предложения, обращением) и сложные предложения.

Работа над словом имеет несколько аспектов: лексико-семантический, морфемний и морфологический. В начальном курсе украинского языка предусмотрено ознакомление с значением слова (многозначность слов, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы), практическая проработка омонимов (без термина). Система работы с лексическим значением слова помогает учащимся осмыслить строение слова, принадлежность к определенной части речи и грамматические особенности слов - разных частей речи.

Анализируя строение слов, подбирая однокоренные слова, младшие школьники овладевают навыками морфемного и морфологического и элементами словотвірного анализа. Изучение лексических единиц помогает учащимся не только усвоить основе и лексикологии, морфеміки и морфологии, но и освоить основные правила орфографии.

Раздел "Звуки и буквы" является закреплением знаний и навыков о фонетическую и графической системы языка, полученные в период обучения грамоте. В то же время этот раздел - основа формирования и совершенствования орфоэпических и орфографических навыков. Главным здесь является различение звука и буквы как единиц разных форм речи - устной и письменной.

Как видим, начальный этап обучения украинского языка является той основой знаний, умений и навыков, без которых невозможно дальнейшее ее изучение. Поэтому этот курс во всех типах школ должен быть ориентирован на коммуникативный аспект, что обеспечивает развитие речевых способностей ребенка на основе не только лингвистических знаний, но и активной речевой деятельности.

Основной этап обучения родного языка приходится на 5-9 классы средней школы. Содержание этого курса отражен в действующей программе, что определяет систему основных лингвистических знаний, предусматривает углубление основных речевых понятий, регламентирует содержание работы над формированием у учащихся умение строить собственные высказывания и содержит основные требования к знаний, умений и навыков. При определении последовательности обучения языку на II этапе учитывается: а) языковая система и ее структура; б) психологические особенности усвоения ее учащимися. Первый фактор требует линейного размещения материала от класса к классу, от единиц низшего уровня языка к единицам высшего уровня. Линейный курс предусматривает такую последовательность: фонетика, лексикология и фразеология, строение слова и словообразование, морфология и синтаксис. Однако абсолютной линейности на основном этапе обучения украинского языка нет. Этого требует второй фактор - особенности овладения школьниками изучаемого материала, и формирование у них коммуникативной компетенции. Поэтому содержание школьного курса языка на втором этапе строится, кроме линейного, по ступенчатым принципом, т.е. линейный порядок размещения разделов нарушается и включаются в него другие темы. Так, в 5 классе включен раздел "Сведения по синтаксису и пунктуации", сведения о текст, стили и типы речи.

Программы для средней общеобразовательной школы включают пояснительную записку и собственно программы для каждого класса. Пояснительная записка является своеобразным ключом к программы. В ней определяется основная цель и задачи школьного курса языка, краткая характеристика его содержания и определяются умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения языка.

Основной целью обучения языку в средней школе является формирование национально сознательной, духовно богатой языковой личности.

Согласно поставленной цели формируются задачи языкового образования, главные из которых являются:

воспитание уважения к родного (государственного) языка и потребности в ее изучении;

развитие духовного мира, мировоззренческих представлений учащихся, национального самосознания и идентичности, общечеловеческих ценностных ориентаций;

ознакомление учащихся с языковой системой и ее структурой, своеобразием ее единиц, явлений как основой для формирования речевых умений и навыков;

усвоения норм литературного языка и качеств речи, речевого этикета, необходимых для повседневного общения;

формирование коммуникативной компетенции, основанной на языковых и речевых умениях и навыках.

Действующая программа с украинского языка состоит из четырех содержательных линий: лингвистической, коммуникативной, культурологической и деятельностной, колена из которых имеет свои конкретные цели и задачи.

Лингвистическая (языковая) содержательная линия - это школьный курс языковой теории (лингвистики), базовые знания языковой системы, без которых невозможно совершенное владение языком. В ней представлены основные лингвистические понятия, требования к усвоению грамматических, орфоэпических и орфографических норм литературного языка. Эта содержательная линия включает некоторые вопросы общего языкознания, посвященные общественной роли языка, ее функциям, развития, месту украинского языка среди славянских языков и в мире.

В программе предусмотрено изучение лингвистических понятий, фактов, закономерностей, обеспечивающих необходимый для учащихся объем знаний украинского языка. Эти знания является основой для формирования научных представлений о системе украинского языка и ее структуру. В программе отдельной рубрикой выделены вопросы культуры речи, способствует пониманию и усвоению норм литературного языка.

Коммуникативная содержательная линия определяет содержание работы над формированием у учащихся умений воспринимать, воспроизводить и создавать устные и письменные высказывания разных жанров, типов и стилей речи и призвана формировать речевые умения и навыки, необходимые школьникам как в период обучения, так и в процессе будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Программой предусматривается практическое ознакомление учащихся со всеми видами речевой деятельности (аудированием - глобальным, детальным критическим; чтением - ознакомительным, вивчальним, выборочным; говорением в диалогической и монологічній формах; письмом во всех его жанрах, типах и стилях). Коммуникативная содержательная линия содержит сведения о вещания (мовленнєвознавчі понятие - общения, ситуация общения, текст, монолог и диалог, типы, стили и жанры речи и т.п.) и перечень основных видов работ (изложения, сочинения, газетные жанры, деловые бумаги и др.).

Коммуникативная содержательная линия ориентирована на формирование навыков связной вещания и имеет целью:

1) обогащение речи с точки зрения лексической и грамматической строения;

2) усвоение норм и качеств литературного языка;

3) расширение культурного кругозора учащихся и формирования их личностных черт;

4) интеллектуальное развитие;

5) формирования их гражданственности и др. В этом проявляется тесная связь коммуникативной содержательной линии программы с другими линиями.

Культурологическая содержательная линия представляет собой перечень культурологических тем, что ориентируют учителя на подбор соответствующих текстов, тематики творческих работ, знакомят учащихся с историей, обычаями, традициями, художественными сокровищами, духовной и материальной культурой украинского народа, с общечеловеческими моральными нормами и ценностями, культурным наследием других народов. Все это обеспечивает духовное развитие ребенка и на протяжении учебы в школе положительно влияет на ее становление как языковой личности гражданина Украины.

Деятельностная содержательная линия влияет на развитие мыслительной и речевой культуры учащихся, овладение ими базовыми мисленнєвими приемами и методами - сравнением, сопоставлением, обобщением, моделированием и т.п., а также осознание структуры собственной познавательной деятельности. Содержание этой линии не выделено отдельно, а подано на уровне обобщенных умений. Реализуется она через систему упражнений и задач комплексного характера как их органическая составляющая. Школьная программа ориентирует на творческую деятельность учащихся, что нашло отражение во взаимосвязи всех ее содержательных линий.

Связи между разделами школьного курса реализуются учителем. Раскрытие таких связей (между лексикой и словообразованием, фонетикой и орфографией, морфологией и синтаксисом и т.д.) поможет детям осмыслить системный характер языка, специфические особенности каждого языкового явления. Кроме внутрішньопредметних, школьная программа предусматривает межпредметные связи. Это способствует углубленному изучению языковых явлений, формированию умений применять смежные знания, навыки, расширению эрудиции учащихся. Межпредметные связи являются хорошей основой для координации, а впоследствии интеграции языка с другими предметами - литературой, народоведением, историей, географией.

Основной этап обучения украинского языка в 5-9 классах обеспечивает усвоение знаний о ее структуру, функции, происхождение и развитие как базу для формирования взглядов на язык и приобретения языковых и речевых умений и навыков. Именно в этих классах осуществляется активное формирование языковой личности, воспитывается национально сознательный гражданин Украины. Основной курс языка обеспечивает реализацию украиноведческой и етнопедагогічної работы. Он содержит большие возможности для вариантности программы, что особенно приемлемо в новых типах школ.

Программы для 5-11 классов имеют несколько вариантов (для школ с родным языком обучение, русскоязычных, школ с углубленным изучением украинского языка). Однако эта вариантность проявляется в основном в количественном соотношении) и часов на изучение той или иной темы и названиях содержательных линий. Существенных различий в содержании этих программ почти нет.

Третий, обобщающий, этап обучения родному языку в 10-11(12) классах направлен на углубление знаний по лингвистике и риторике, повышение культуры речи и уровня грамотности старшеклассников. На этом этапе осуществляется повторение и систематизация изученного ранее, но на более высоком теоретическом уровне. Содержание действующей программы ориентирует учителя на совершенствование языковых и речевых умений и павичок, необходимых для будущей речевой практики выпускников средних школ. На этом этапе обучения языку учитель может проявлять большую самостоятельность в выборе тем, учитывая уровень подготовки учащихся. В 10-11 классах целесообразно внедрять различные спецкурсы, направленные на углубление знаний учащихся и совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Программа с украинского языка для 5-12 классов (проект)' полностью соответствует требованиям Государственного стандарта базового образования и по содержанию, и по структуре. Основные ее задачи:

□ воспитание сознательного стремления к изучению украинского языка;

□ выработка у школьников компетенций коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в различных жизненных ситуациях;

□ ознакомление с языковой системой как основой для формирования речевых умений и навыков - орфоэпических, грамматических, лексических, орфографических, стилистических;

□ формирование духовного мира учащихся, целостных мировоззренческих представлений,

общечеловеческих ценностных ориентиров, то есть приобщение через язык к культурным

достижений украинского народа и человечества в целом.

Содержание программы состоит из четырех содержательных линий: речевой, языковой социокультурной и деятельностной, или стратегической.

Учебный материал основной никогда распределены на курсы украинского языка для 5-9 классов, который подается в форме таблиц соответственно содержательных линий.

Содержание программы старшей школы включает три уровня: а) уровень стандарта - для учащихся, выбравших негуманітарні профили; 2) академический уровень - для учеников общественно-гуманитарного и художественно-эстетического направлений профильного обучения; 3) уровень профильного обучения (украинской филологии).

Содержание речевой содержательной линии строится по принципу структурной систематичности, предполагающий рост сложности и углубления мовленнєвознавчих понятий и формирование умений во всех видах речевой деятельности.

Языковая содержательная линия подается по линейному принципу и содержит сведения о языковую систему, усвоение которых должно осуществляться по принципу внутри-предметных связей.

Социокультурная линия содержания программы является средством овладения национальными и общечеловеческими, культурными и духовными ценностями.

Роль деятельностной содержательной линии проявляется в совершенствовании ряда умений учащихся, главнейшими из которых являются творческие, когнитивные, контрольно-оценочные.

В старшей школе предполагается дать учащимся системное представление о культуре речи, стилистику и риторику, одновременно осуществляя систематизацию и обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных в основной школе.

Несколько расширено действие принципов обучения в 12-летней школе. Организацию обучения предлагается осуществлять по следующим принципам:

□ взаимосвязи обучения, воспитания и развития;

□ демократизации и гуманизации;

□ личностной ориентации;

□ коммуникативно-деятельностный;

□ социокультурный;

□ органического сочетания обучения языку и речи;

□ осуществление полифункциональности;

□ практической направленности обучения.

Как видим, новая программа с украинского языка свидетельствует не только поэтапную непрерывность языкового образования, но и доказывает необходимость ее совершенствования и развития, что в свою очередь требует новых подходов к обучению языку, поисков новых технологий урока, применения методов, приемов и средств обучения.