8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 33
Тема урока. Народность в музыке и жанровые связи. Есть. Станкович "Триптих для скрипки и фортепиано" - слушание.
Народная музыка и музыкальный фольклор. "Песня на добро" - разучивание
Цель урока: углубить с детьми полученные знания по музыкальной грамоте и музыкальной литературе; развивать эстетические вкусы к музыке разных жанров; музыкальную память; воспитывать любовь к украинского фольклора, обычаев и обрядов украинского народа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Народная музыка и музыкальный фольклор.
- Когда появилась народная песня и первые музыкальные инструменты? Так, когда люди стали жить племенами. В случае опасности нужно было дать звуковой сигнал. Вот и появились первые свисткові музыкальные инструменты, а потом появилась свирель, рожок, трембита.
До самых первых народных инструментов относятся все ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ложки, тарелки).
Значительно более сложными являются струнные инструменты (бандура, кобза). На них играли кобзари, которые ходили по селам и городам и пели песни и думы. Кроме бандуры, украинцы любили скрипку, цимбалы, лира.
Со временем заявляется тройственное музыка, вокальные и вокально-инструментальные ансамбли.
К песне звергаються коллективно и в одиночку, в будни, и в праздник, старые и молодые. Давайте выполним с вами украинскую народную песню (на выбор учащихся).
III. Одной из особенностей украинской музыки было обращение композиторов к неиссякаемому источнику, из которого все величайшие художники мира черпали свои образы, свежесть и самобытность своих творений - к народной песне.
Украинские композиторы освоили различные жанры камерной - как вокальной, так и инструментальной музыки, в которой воплощены героика, эпос и лирика многогранного характера украинского народа.
Неизмеримо вырос уровень и жанровый объем фортепианной музыки Ревуцкого, Косенко, Людкевича, Барвинского. В XX в. развивается украинский балет (К. Данькевич, М. Вериковский), где совмещается классический танец с национальным, широко используются народные танцы и обряды.
Начинает развиваться украинская музыкальная комедия, выделилась как самостоятельный жанр, оперетта. Особенно известные оперетты «Свадьба в Малиновке» А. Рядовой и «Сорванец» С. Жданова.
С открытием украинских оперных театров появляются оперы, авторы которых обращаются к народной песне, ища художественные средства выразительности, что дает им песня («Золотой обруч» Б. Лятошинского, «Карпаты», «Кармелюк» В. Костенко).
IV. Слушание музыки.
Сегодня мы послушаем с вами триптих для скрипки и фортепиано Евгения Станковича «На Верховине». Родился композитор в Закарпатье 1942 года. Музыке учился в Ужгороде, а затем во Львовской и киевской консерваториях. В 70-х годах начинается его творческая деятельность. Он пытается использовать важнейшие композиторские достижения предыдущих эпох, но не отвлеченно, а в соответствии с украинских духовных традиций; в то же время он сумел индивидуально и ярко воплотить их на сугубо национальной почве. Его изысканная техника, детальная полифоническая фактура, лиризм словно отсылают слушателя к эпохе барокко, а полнокровная постромантична оркестровка придает музыке теплоты и экспрессии.
Творчество Евгения Станковича поражает широтой охвата различных жанров музыки. В его активе фольк-опера «Цвет папоротника», где поднимаются национальные обрядовые традиции разных возрастов - от язычества к повстанческих движений XIX века, одиннадцать симфоний, балеты «Майская ночь», «Ольга», произведения для виолончели, романсы, пьесы, музыка к кинофильмам.
Поэтому послушайте триптих для скрипки и фортепиано и дайте ему характеристику.
- Что такое триптих?
- Слушали ли вы уже триптих других композиторов?
Триптих - это музыкальный цикл из трех пьес с различными сюжетами, объединенных одной темой и драматургическим замыслом.
Триптих Станковича называется «На Верховине».
- Какие картины возникают перед вами, когда вы слушаете эту музыку?
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Чем характерна музыка триптихе?
- Имеет ли она в себе национальный колорит?
V. Разучивание песни И. Карабица «Песня на добро».
1. Вступительная беседа.
Песня на добро
Слова Ю. Рыбчинского
Музыка И. Карабица
Спокойно, внятно
Ген на горизонте, -
Ранки ясночолі,
Горы, реки и поля.
Годы там ясніють,
Там сады пестрят,
Там поет моя земля.
Я дарю людям,
Искренним добрым людям,
В радостный счастливый добрый день
Зори Украины,
Буйный сад ее песен.
Припев:
Яблоневая, соловьиный,
В моем сердце Украина,
В моем сердце солнечный Днепр.
Искренняя, светлая, лучезарная
Пусть всех объединяет песня,
Пусть раздается людям на добро.
1. Карабиц - известный украинский композитор, автор многих оркестровых, камерно-инструментальных, камерно-вокальных произведений и песен, заслуженный деятель искусств Украины. Послушайте его Песню на добро» и определите характер песни, а также основное содержание слов.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного.
- Какова основная мысль текста песни?
- Підгримує характер мелодии текст?
4. Разучиваю песню по фразам, по нотным текстом, сольфеджуючи, а потом подставляю слова. Слежу за чистотой интонирования, дыханием, движением ритма.
VI. Итог урока.