8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 32
Тема урока. Образ человека, мира - в музыке. Слушания. П. Чайковский. VI симфония "Патетическая".
Главные трезвучия мажора и минора. (T.S.Д). Работа над песней „Семья”
Цель урока: углубить знания учащихся по музыкальной грамоты; развивать музыкально-ритмический слух и певческие навыки; воспитывать у детей потребность воспринимать высокохудожественные музыкальные произведения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи, портрет П. Чайковского.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение мажорного и минорного звукорядов от заданного звука.
2. Делю класс на три голоса и изучаю с ними аккордовую последовательность.
III. Объяснение нового материала.
- Вслушайтесь в эти аккорды. Что они вам напоминают?
(Это Т S Т Д Т, которые используются для сопровождения под пение).
- Как называются эти аккорды? Что такое аккорд?
(Главные).
- Почему?
(Потому что они построены на главных ступенях мажорного строя).
- Что же такое минорное трезвучие?
(Минорное трезвучие - это аккорд, который состоит из малой и большой терции).
- Давайте построим минорное трезвучие на доске. В миноре главные трезвучия обозначаются строчными буквами, кроме доминанты, которая всегда мажорная. А теперь постройте главные трезвучия в тональности ре минор.
IV. Работа над песней „Семья” О. Злотника.
Работаю над художественным исполнением песни с динамическими оттенками. Желающих опитую у доски.
V. 1. Слушание музыки.
Мы продолжаем знакомство с музыкой П. Чайковского и все больше убеждаемся в ее величии. Симфоническая музыка занимает большое место в творчестве композитора. Он написал 6 симфоний.
Сегодня мы послушаем побочную партию И части шестой симфонии, которая была последней. Композитор назвал ее „Патетическая”. Жизнь человека с его взлетами и падениями, борьбой и разочарованиями, любовью и ненавистью, с тревожными предчувствиями составило основное содержание этого произведения. Развернутая и законченная трехчастная построение побочной партии концентрирует внимание на основной теме. Огромный мир человеческой души, возвышенный благородный образ любви воплотил композитор в этой простой и прекрасной мелодии.
В среднем разделе вы услышите тревогу и надежду. Третий раздел побочной партии повторяет ее основную тему, но здесь она приобретает решимости, хотя в ней сильнее проступают тревога и сомнения. Опасность еще не исчезла, она рядом. Чем больше счастья, тем больше страх потерять его.
2. Послушайте произведение и скажите, у какого композитора есть произведение, которое имеет название „Патетическая”.
- Близки ли эти произведения по содержанию, характеру, идеей?
- Какова идея этого музыкального произведения?
Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
- Можно ли считать ее современной?
Итак, основная идея этого произведения - борьба человека за светлые идеалы.
VI. Итог урока.