Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

§ 1. Общественное бытие как предмет социальной философии

Диалектика социума

 

Диалектика - это учение о развитии, сущность которого раскрывается в единстве противоположностей, в социальном контексте - учение об исторической динамике форм общественного развития, культурную эволюцию человечества, развитие идей общественного устройства.

Диалектическое развитие общества раскрывается на уровне существенных взаимосвязей таких исторических эпох, как, например, Античность и Ренессанс. Общеизвестно, что для эпохи Ренессанса характерно возрождение античного мировоззрения и его синтез с культурной спадщи-ной Средних веков. М. Бердяев в работе «Новое Средневековье» отмечал подобном связи Средневековья и XX века. В рамках современной социальной философии в этом самом контексте розвиваєть-ся и логика социальных исследований В. Эко, который подчеркивает совпадении сущностных черт различных социально-исторических эпох, что проявляется как в тенденциях духовного спада или подъема, так и в развитии обще-них отношений в целом.

 

Важным примером диалектической связи социальных идей различных эпох является внимание к утопических концепций общества, которые достаточно широко представлены в ХVI - ХVII вв. в работах Т. Мора, Т. Кампанеллита Же. Бодена. В XX веке значительное внимание феномена утопии уделяет К. Мангейм, который в работе «Идеология и утопия» вновь актуализирует эту тематику. К тому же в ее контексте обращает внимание и на диалектику веры и разума в социальной жизни, подчеркивая, что в условиях XX века социальное поведение часто определяется мифами и традо-циями и, как следствие, неспособностью принимать самостоятельные решения. Идеологию исследователь рассматривает как продукт синтеза утопии и власти, а пути преодоления искажений общественного мировоззрения видит в восста-ленни этических норм как весомого фактора общественной интеграции.

Важным показателем социокультурного развития является диалектика тоталитарного и либерального общественного устройства. Так, в рамках социального опыта античных обществ можно найти различные варианты организации общественной жизни - от полисной демократии к македонской монархии. Средневековая теократия дает нам образец тоталитарного общества, так же как до монархического общества призывают и мыслители Ренессанса и Просвещения, Нового времени и немецкой философии конца XVIII - начала XIX века. В XX веке наблюдаем идеологическую борьбу между тоталитарным общественным строем «закрытых обществ» советского типа и либерализмом «открытых обществ» западного типа, на противоборство и перспективы которых особенно обращал внимание К. Поппер в своей известной работе «Открытое общество и его враги».

Исторический и теоретический развитие социально-философских идей можно представить как три основные направления. Это прежнее, или традиционные, концепции общества, основной чертой которых является натуральный способ производства и соответствующий тип семейных отношений, состоял в совместном проживании нескольких поколений и их совместной работе на земле. Этот этап общественной эволюции характеризовался субстанціо-налістськими концепциями общества, в основу которых был положен определенный принцип или идею, которая и обеспечивала воспроизводство общественной жизни.

Для современных концепций общества, исторические основы формирования которых закладываются еще в XVII веке, характерен поиск новых основ общественного устройства. Период формирования основных идей относительно обоснования нового типа общественного устройства и общественных отношений начинается с теорий общественного договора и длится до середины XX века. Ощутимый вклад в их развитие осуществляют представители немецкой классической философии, а окончательной формулировки они приобретают в трудах мыслителей XIX века - М. Вебера, Г. Зиммеля, К. Маркса.

В противовес домодерному, или доиндустриальном, состояния цивилизации современный этап ее развития характеризуют такие черты, как формирование нуклеарної семьи, характеризующаяся совместным проживанием не более чем двух поколений (родителей и детей) и изменением произ-водственных условий - перемещением производительных сил общественного развития аграрной сферы в индустриальную. Основным достоянием современной цивилизации становится в таких условиях не земля, а индустриальный способ производства и его продукты. На смену модернистской цивилизации приходит цивилизация постмодерна, которая так же характеризуется изменением структуры семьи и типа производства - информационной экономики. Постмодернистская социальная философия представлена целой плеядой мыслителей конца XX века - Же. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко и др.

Существенным признаком современной цивилизации является ее национальный вектор, ведь современные общества - это национальные общества, которые направляют свою активность на реализацию цели национального развития. Общества постмодернистской цивилизации - общества наднациональные, интегрированные в социокультурную динамику глобализационных процессов. Поэтому важной проблемой современной социально-философской мысли становится соотношение национального и глобального. Так, Ю. Хабермас рассматривает Модерн как незавершенный проект, а В. Бек в работе «Что такое глобализация?» ставит вопрос о возможности «второго Модерна» как попытки восстановления и актуализации основополагающих принципов современной цивилизации и национальных идеалов.

Глобализационные процессы современности тоже характеризуются неоднородностью и диалектической противоречивостью. Анализа феномена неоднородности как важного фактора глобализации посвящены исследования П. Бергера и С. Хангтингтона, которые обращают внимание на культурное разнообразие глобализирующегося мира. Авторы отмечают культурное своеобразие проявления глобализационных тенденций в рамках современных обществ, что свидетельствует, по их мнению, о культурно-цивилизационную множественность современного мира, диалектическую природу социокультурных процессов как отражение цивилизационного единства различных вариантов культурной глобализации.