Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПРАКТИКА
3. Формы практического освоения мира

Суть практической деятельности.

Процесс практической деятельности охватывает многочисленные стороны предметного бытия и соответственно имеет формы освоения действительности, которые отличаются между собой целью, инструментом излияния на мир, а также историческими особенностями. Изменяясь исторически, материальное производство в современных условиях эволюционировало до технологического уровня. Это, с одной стороны, чрезвычайно ускорило производственный процесс, облегчило ряд трудоемких операций, способствовало более эффективному использованию природных ресурсов, а с другой, - привело к возникновению ряда проблем социального, экологического и нравственного характера.

Практическая деятельность - это не только преобразование природы, но и изменение всего окружающего мира, что включает и социальную реальность, в том числе - человека. Поэтому, кроме важнейшей формы практической деятельности - материального производства, - можно отделить и другие, влияющие на общественные отношения. Это, прежде всего, социально-историческая форма практики. К ней относятся политика, право, мораль, экономика, военная практика. Так же как и материальное производство, они имеют свои средства, изменяются исторически (например, развитие средств политической практики прошел ряд этапов: от совета старейшин до современного государственного аппарата), свою цель (в политике - власть). Социально-историческая практика также меняет мир, но не природный, а социальный, а в практике социальных преобразований человек меняет сам себя.

Весомой формой практики является наука, особенно в том аспекте, в котором находит все большее значение как непосредственная производительная сила. Если целью материального производства является розпредмечення природы, а социально-историческая форма практики направлена на улучшение социального бытия, то целью науки является превращение мира в той мере и так, как это необходимо человеку. В практической деятельности общество постоянно сталкивается с проблемами, которые необходимо решить для нормального функционирования любой отрасли или системы, с необходимостью определения стратегии развития производства, с задачами вероятного, прогностического характера: ответы на эти вопросы дает наука. Будучи направленной непосредственно на практику, вплетенной в нее, наука открывает новые возможности для человеческого действия, дает общую теорию и методологию активно-преобразовательного отношения человека к миру, исследуя свойства привлеченных к практике предметов, фактически является основой целесообразности в деятельности, регулируя и направляя ее в нужном направлении.

Наконец, практика есть эксперимент, производственный, естественно-научный, социальный. По характеру взаимодействия субъекта производственный и естественно-научный эксперименты подобные производственной деятельности, а социальный - к деятельности в той сфере отношений, где осуществляется. В зависимости от цели эксперимента могут меняться соотношения практики и познания.

Педагогическая практика относится к практики в сугубо философском смысле. Это - деятельность, направленная не на объективный мир, а на мир духовный, на сферу человеческого сознания. В отличие от материального производства и социально-политической практики, педагогическая практика не способна сама по себе изменить реальность бытия; объектом ее изучения и совершенствования является душа ребенка. В педагогике используются самые разнообразные методы и средства воздействия на сознание маленького человека - теоретически и практически, предметно, ибо к задачам педагогики относится не только развитие памяти и мыслительных навыков, не только формирование установки на осознание мира, но и выработка навыков активного действия. Стремясь устранить вакуум между познанием и действительностью, педагогическая практика ставит целью сформировать у юной существу волю, целеустремленность, поисково-познавательный интерес, всесторонне развить творческие способности. Но это не все. Педагогика не только учит, ориентируя ребенка на высокие моральные качества, необходимые ей в течение всего дальнейшего жизни. Обучение и воспитание является процессом передачи новому поколению знаний, формирование мировоззрения, моральных и эстетических принципов, сочетая их с теми, что выработанные предыдущими поколениями, но это также и раскрытие конкретно-неповторимого содержания индивидуального сознания, развитие у индивида самоуважения, уважения к другим, навыков толерантного сосуществования в обществе. Несмотря на то, что педагогика влияет только на сознание, утверждение безвідносності ее к реальному миру неправомерное. Деятельность педагога косвенно оказывает влияние и на практику, поскольку в нее вовлекаются иногда все бывшие воспитанники. В таком понимании педагогика является условием не только современного, но и будущего реального практического преобразования мира. Значение ее настолько весомое, что без нее трудно представить существующее бытие человека и его будущее. В современных условиях особенно ощутима потребность в оздоровлении сознания, в пробуждении человеческой души, в обращении его к сокровищницам мировой и национальной культуры. И только так можно улучшить реальное бытие.

Анализируя формы практики, необходимо учитывать место и значение каждой из них в системе деятельности, поскольку абсолютизация любой из них ведет к неверным выводам и тяжких последствий человеческого бытия. Это тем более угрожающе, поскольку философия выступает методологической основой практического отношения к миру. Возврат к науке исполнилось в 70-х годах XX ст., когда начала формироваться мысль, что основой общественного богатства является не совместная труд принудительно организованных индивидов, а научно-технический потенциал общества. С середины 80-х годов XX в. все больше внимания уделялось проблемам лица. Практика рассматривалась как единственный способ бытия человека, которая может существовать, только деятельно превращая мир. Если суть человека отражается в предметной деятельности, то необходимо создать условия для того, чтобы деятельность заняла соответствующее место в иерархии социальных ценностей.