Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
§ 1. Общественное бытие как предмет социальной философии
Общество - явление сложное и неоднородное. Общества различаются по континентальной признаку, по уровню развития политической культуры социума и по ряду других признаков. По своему происхождению и структуре общества бывают национальные и полиэтнические, европейские и атлантические, открытые и закрытые и т.п. В современном мире особую актуальность приобретает и формирования глобального общества. Все это отдельные случаи общественной жизни, которых можно приводить множество. Каждое общество исторически формируется, экономически развивается, политически совершенствуется, идеологически определяется. В целом в структуре социальной жизни основное место принадлежит таким его составляющим, как экономика, политика и идеология, а основной проблемой любых социальных исследований является духовная жизнь личности, ее самоопределения и возможности самореализации в обществе.
Социальная среда является необходимым для существования человека, результатом ее интеллектуальных и физических усилий. Человека, с одной стороны, можно считать существом, что относится к миру природы, а с другой - по определению Аристотеля, существом политическим, которую невозможно представить вне общества. Таким образом нельзя отрицать двойственной природы человека, его общественно-індивідної природы. Человек существует в обществе и влияет на развитие исторических событий или индивиду-ально или коллективно. Согласно представленным в современной философии концепциями общества, субъектом социального-исторического процесса может быть как харизматичный лидер, личность, так и общественные группы, классы, элиты. Ведь общество, как система социальных связей, всегда предполагает наличие высокого уровня развития общественного сознания, то есть предполагает общность людей, которые определились в своих потребностях и интересах, формируют цели общественной деятельности.
Метафизики социальности
Метафизика - это область философского знания, ориентированная на сущностный анализ мировоззренческих измерений человеческого сознания, мировоззренческих понятий вроде социума, общества, справедливости, власти и т.д.
В контексте метафизического анализа социальности прежде всего нужно обратить внимание на соотношение таких понятий, как социум и общество. Следует отметить, что любое общество является социумом, но не любой социум является обществом. Социум составляет совокупность признаков, которые выделяют человека из природной среды, то есть является синонимом такого понятия, как социальность. Социум как историческое понятие - это специфический измерение человеческого существования в рамках культурных связей, где противопоставляется человеческий способ существования - природном. Общество - конкретный вид социокультурной реальности, которая определяется собственными специфическими чертами.
Не менее важным является соотношение понятий «государство» и «общество». Общество предстает в виде таких форм развития социума, как доиндустриальное (традиционное), индустриальное (современное) и постиндустриальное (постмодерное). По государственному устройству различают унитарные государства, федерации, конфедерации, империи и т.п.; по форме правления - такие формы государственного устройства, как демократия, аристократия, олигархия, республика, монархия и т.д. Кроме того, общество является первичным по отношению к государству и составляет систему социокультурных связей. В современной философии закрепились два основных подхода к определению сущности явления общества. Во-первых, это представлен К. Марксом формационный подход, в рамках которого историческое развитие общества рассматривается сквозь призму общественных формаций (первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической), которые постепенно сменяют друг друга. Другой подход - цивилизационный - отмечает историческом развитии социальной природы общества на основе таких его цивилизационных этапов, как цивилизация «первой волны» - доиндустриальное, традиционное общество, в котором, по А. Тоффлером, преобладает религиозное сознание и уважение к прошлому и традициям. Цивилизационные устои «второй волны» социокультурного развития обществ закладывает философия эпохи Просвещения, в рамках которой обосновывается понятие социального прогресса. Вторая волна социокультурного развития характеризуется возникновением так называемого «западного рационализма», анализу которого посвящено исследование М. Вебера. Если первая волна определялась аграрным способом производства, то вторая - индустриально-промышленным.
Современный этап социокультурного развития человечества, согласно этой классификации, соответствует «третьей волны», для которой становится характерным информационная революция и эволюция способа производства к уровню информационных технологий. В таком обществе главной движущей силой его эффективного развития становится способ использования и применения информации или более совершенного ее варианта - знания. Таким образом возникает информационное, или постиндустриальное (постмодерное общество, в котором постепенно формируется новый тип общественных отношений, основой которого становится наращивание информационного потенциала.
Стоит также отметить, что сегодня теоретики постиндустриального общества не имеют согласованного подхода к определению сущности новой стадии общественного развития. Для ее характеристики наряду с понятием «информационное общество» они используют ряд других определений, таких как «постиндустриальное общество» (Д. Белл), «надіндустріальна цивилизация» (О. Тоффлер), «технотронного общества» (3. Бжезинский), «постекономічне общество» (Г. Кан), «постісторичне общество» (Г. Сейденберг), «общество мирового села» (Г. Маклюэн) и т.п. Такая пестрота в определении этого понятия свидетельствует о недостаточности его изучения и необходимость дальнейших аналитических исследований.
Общественные науки - история, экономика, политология, социология - руководствуются собственной моделью общества и общественной жизни. Поэтому философский анализ этого феномена направлено, прежде всего, на определение сущности такого явления, как общество в его целостности системных и структурных связей, независимо от их конкретно-исторических проявлений. Метафизические исследования социального пространства ориентировано на анализ сущности понятий, используемых в рамках наук об обществе. Прежде всего такого анализа требует само понятие «общество» как продукт интеллектуальной эволюции человечества, всегда предполагает определенный уровень развития культуры, социальной идентичности, идеологии.
Современное представление о общество включает в себя множество метафизических составляющих - свобода, ответственность, мораль, справедливость, право и т.д. Это свидетельствует прежде всего о метафизическую сущность общества, ведь мы не имеем соответствий справедливости или морали в естественном мире, эти понятия формируются исключительно в рамках общественного сознания. Так, проблема свободы волновала еще древних греков, которые в основном считали, что судьбой человека управляет необходимость, рок. В эпосах Гомера и Гесиода впервые появляется представление о свободе человека, содержание которого раскрывается в ее возможности действовать наперекор судьбе. У Сократа, Платона и Аристотеля постановка вопроса о свободе конструируется уже не только в контексте человеческой судьбы, но и в измерении политической свободы, свободы от тирании.
Значительное внимание понятию свободы и ее общественным проявлениям уделяли мыслители Возрождения, Нового времени и Просвещения. Так, Н. Макиавелли считал важной задачей своих философских поисков анализ истории человеческого общества как осуществление и осознание прогресса в сфере свободы. Воплощением свободы считали свои проекты идеальных обществ Т. Мор и Т. Кампанелла. В рамках теории общественного договора, авторами которой считают Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо, значительное внимание также уделяется свободе воли. Т. Гоббс считал, что свобода и необходимость являются совместимыми явлениями и взаємозумовленими. За Т. Гоббсом, в условиях общественной жизни каждый гражданин имеет частично делегировать свою свободу суверену, государству, для того чтобы обеспечить социальную сплоченность. Сохранение свободы и собственности как раз и является целью государства с точки зрения Дж. Локка, ведь общественный договор предполагает соблюдение прав в свобод гражданина. Ж.-Ж. Руссо призывал к «свободы, равенства и братства», а Бы. Спиноза предлагал считать свободу познанной необходимостью.
Понятие свободы в измерении ее общественных проявлений анализировали также И. Кант и Г. Гегель, ірраціоналісти А. Шопенґауер и Ф. Ницше, философы - экзистенциалисты А. Камю, Ж.-П. Сартр и К. Ясперс. В философии И. Канта одной из главных идей является антитеза необходимости и свободы. Мыслитель считал, что человек как представитель природного мира не может иметь свободы, поскольку ее жизнедеятельность определяется законами природы. Однако свобода присуща человеческому сознанию, поэтому вполне закономерным является такое явление, как свобода воли, которая накладывает на человека ответственность за свой выбор. В философии Г. Гегеля связь свободы и необходимости рассматривается как противоречие, которое формируется в результате диалектической природы бытия и мышления. При этом это противоречие разворачивается в измерении индивидуальной жизни, а в контексте истории общества. По А. Шопенгауером, чувство свободы является базисным фундаментом самосознания, а Ф. Ницше рассматривает свободу в контексте воли к собственной ответственности.
В общем, спектр определений сущности такой важной философской категории, как свобода, и уровней ее социальной реализации, достаточно широ-кий. К. Ясперс считал ее тождественной человеческой экзистенции, Ж.-П. Сартр настаивал на обреченности человека на свободу. Существенная роль отводится этому понятию и в философии Э. Фромма, который обосновал понятие «бегства от свободы» как существенную характеристику современного человека. Достаточно близким по значению к категории «свобода» является понятие права. Социально-философские исследования обращают, в частности, внимание на соотношение таких понятий, как право и закон. Философский анализ правовых отношений свидетельствует разделение права на естественное и обычное. К сфере естественного права относится право на жизнь и свободу, к сфере обычного права, например, право на собственность. При этом сохраняется возможность их несоответствия, противоречия между законом и правом.
Существенного анализа сегодня нуждаются сущностные измерения понятие нации, ведь на сегодня существуют различные теории нации - этническая, политическая, экономическая, культурная и психологическая. Важным аспектом социальных исследований становится проблема справедливости, анализу которой посвящены отдельные теории. Так, американский философ Дж. Ролз предложил собственную теорию справедливости, в рамках которой справедливость рассматривается сквозь призму принципа «максимінімуму». Этот принцип предполагает максимальный учет интересов наименее обеспеченных слоев населения при принятии важных общественных решений. Такое толкование справедливости является довольно близким и для современной коммуникативной философии Ю. Габермаса и К.-О. Апеля, которые подчеркивают необходимость принятия важных политических решений с учетом интересов наименее обеспеченных слоев населения.
Еще одним важным метафизическим элементом общественной жизни является власть, ее место в системе общественных отношений. Власть можно рассматривать как в политическом, так и в социальном, экономическом, духовно-религиозном контекстах. В целом определение содержания этого понятия предусматривает возможность индивидов или организаций, общественных групп навязывать свое видение перспектив социального прогресса другим субъектам общественной деятельности. Метафизических аспектов социальной жизни относятся также такие феномены, как личность, социальный прогресс, модернизация, социализация, легитимация, цивилизация, глобализация и др. Общество, как явление повседневной жизни, требует соответствующего обоснования ценностных, идеологических и политико-правовых основ общественного устройства с точки зрения их соответствия историческим потребностям.
Важным аспектом метафизического анализа социальности является также различение социальных феноменов культуры и цивилизации. Культуру довольно часто называют второй природой, сферой человеческого влияния на преобразование природной среды в социокультурное и цивилизационное. Одним из вариантов разграничения этих понятий является подход В. Шпенглера, который рассматривает зарождение цивилизации как процесс «умирания культуры». Культуру мыслитель трактует как носителя творческого потенциала общества, а цивилизацию - воспроизведение уже приобретенных культурных достижений. Диалектическая связь культурных и цивилизационных образований как взаимосвязанных противоположностей общественного процесса прослеживается на протяжении всей истории общественного развития. Ведь цивилизация невозможна без соответствующего культурного фундамента, а культура всегда является существенным показателем уровня цивилизационного развития общества.