Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПРАКТИКА
2. Практика и чувственно-практическое освоение мира

Основные черты практики

Свою задачу в разработке категории «практика» Карл Маркс усматривал в преодолении созерцательности, присущей старому материализму, в смысле чувственности как активного взаимодействия органов чувств общественного индивида с природой и миром. Исключительность человеческого отношения к миру - в практическом измерении, активно преобразовательном смысле человеческого способа бытия.

В чем заключаются специфические характеристики практики как чисто человеческого отношения к миру? Во-первых, практика в основе имеет универсальность. Если сравнивать жизнедеятельность человека и животного, то можно видеть натурність, вписанность животного в мир природы, которые если и меняют, то не целенаправленно, а инстинктивно, самим фактом своего существования. Человек же изменяет мир в соответствии со своими знаниями, согласно своих потребностей и цели. Кроме того, человек всегда осознает значение своей деятельности, моделируя его возможные варианты, контролируя и регулируя ее ход, пропуская содержание объективного мира через субъективное отношение. Иначе говоря, животное - запрограммированное биологической организацией, человек же может действовать универсально. Обмен деятельностью между собой и природой человек осуществляет путем преодоления собственной исторической ограниченности, на основе постоянного расширения своих связей с природой, установление новых отношений между миром и собой. Человеческая практика всегда разнообразная, многогранная, многослойная, правит не только мерой действенности существующего знания, но и основой для расширения горизонтов научно-теоретических форм деятельности, обеспечивающих новые аспекты практического взаимодействия мира и человека (появление когнитивной психологии, технизированные исследования в области теории науки, поиски біопсихічного влияния на реальные процессы, происходящие в живых организмах и т. д.). И чем дальше по пути прогресса направляется человеческое общество, тем больше предметов материального мира становятся объектами его целенаправленного освоения. Универсальный характер человеческой практики отражает универсальность самой природы, которая осознает себя в человеке. В разнообразии форм деятельности проявляется могущество общих природных сил, используя которые, человек изменяет и совершенствует саму себя. То есть бесконечность модификаций форм практики обусловлена и опосредована одновременными модификациями самой реальности, тесно связанными с целенаправленной деятельностью человека.

Во-вторых, практика - это предметно-чувственная, материально-производственная деятельность. Природа составляет ее необходимую предпосылку, потому что именно от нее люди получают знания о мире и его законах. Но природа также является предметом и средством практики. Практика возможна потому, что природным объектам присущи свойства, которые можно целесообразно организовать, упорядочить для выполнения любых необходимых операций человеку. «Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа». В течение существования человек не может избежать контакта с окружающим бытием. Вне таким контактом невозможна ни познавательная, ни преобразующая деятельность, ни культурные или бытовые отношения, невозможны практические действия вообще.

Человек, как только появилась на свет, сразу же начинает познавать его не только с помощью духовно-интеллектуального анализа, но и посредством труда, эмпирически, предметно, через органы чувств. Это начало того акта, который называется розпредмеченням. Постепенно развиваясь, человек свои знания начинает опредмечувати, изменяя окружающую среду, создавая новую реальность, которой ранее не существовало: мир материальной культуры. Достигается это с помощью производственной деятельности, которая не только обеспечивает необходимые для существования человека потребности (жилье, одежда, еда и т.д.), но и потребности, порожденные самими реалиями социального бытия. То, каким образом обеспечивается и какой смысл имеет человеческое бытие, предопределяется степенью развития производительных сил, которые человек не создает, а застает уже существующими, изготовленными прошлыми поколениями. Этот уровень материального производства и обнаруживает, независимо от воли и желания людей, характер их трудовой деятельности, а с ее помощью и характер взаимоотношений людей в различных социальных сферах. Материальное производство, таким образом, является определяющим элементом всей практической деятельности. Его особенность состоит прежде всего в том, что в отношении всех других форм деятельности выступает главным, первичным и функционирует на предметном, чувственном, буттєвому уровне. На практике происходит становление и изменение реального процесса жизни людей. Основой процесса служат объективные и

естественные законы, на познании которых основывается непосредственное взаимодействие человека с действительностью. Нарушение закономерностей объективного бытия грозит тем, что человек не достигает желаемых результатов и не может реализовать поставленные задачи. Предметность практики является ее важнейшим свойством, она является критерием истины, обеспечивая соответствие субъективного содержания знаний объективной реальности.

Итак, практическая деятельность по своей сути является объективной (субстанціональною), ведь логика ее развития является логикой самой природы, ее закономерностей. Но объективность - третья особенность практики - одновременно является и субъективным, поскольку предполагает специфически человеческую форму проникновения в суть природы. Эта специфика проявляется, прежде всего, в целеустремленности, целесообразности человеческого отношения к миру. Воплощая идеи человеческого разума в предметность, практика в таком понимании выполняет роль методологической рефлексии над миром и всегда содержит в себе признан человеком цель объект своей преобразующей активности.

Обнаружение цели и поиск путей ее достижения осуществляется также чисто человеческими методами, ибо предполагает создание идеальной модели и некоторое количество альтернативных средств реализации задачи. Следовательно, можно говорить об определенном влиянии субъективного фактора на практику. Теоретическое мышление по своей сути противоположное практической действия, ведь теоретическое мышление оперирует не материально-предметными сущностями, а идеальными объектами. Однако всегда субъективный компонент необходимо есть в практике, ставя ее организующий момент, который ориентирует на улучшение предмета, существование в форме должного. В идеальной модели, построенной сознанием, необходимо адекватно отразить связи объективно существующих предметов действительности, иначе результаты практического преобразования действительности не совпадают с накресленою целью (например, ухудшение экологического положения на планете и др.). То есть наличие цели и знания средств ее достижения еще не обеспечат воплощение в реальность задуманного, если не учитываются все многочисленные аспекты и случайности, которые могут привести к разрушению начерченной теоретической программы. Теоретическое и практическое, духовное и физическое, идеальное и материальное нельзя отождествлять. Теоретическая деятельность (в отличие от практической) - это отражение сущности объекта, его освободившийся от раптовостей содержание, прогностический образ. Теоретическое, конечно, также имеет объект, но объект, где отражены интересы субъекта, уровень развития научных знаний о мире и свойствах предметов. Теоретическое меняет мир не материальный, а идеальный, что есть в сознании, и поэтому необходимо пройти ряд ступеней: анализ, синтез, идеальная модель, цель, определение цели, средств, целесообразность деятельности. Только с ее помощью можно достичь материального результата, опредмечитись.

В-четвертых, важным качеством, характеризующим практику, является ее историческая определенность. Каждая историческая эпоха использует свои виды и формы практического освоения мира. В начале существования человечество не знало разделения труда на умственную и физическую, не способно преодолеть синкретизм (нерозчленованість) деятельности, по которому деятельность охватывала все формы практически-духовного освоения мира. В процессе познания качеств предмета обострялся ум, формировалось абстрактное мышление, развивалась способность к активному воспроизведению реальности, то есть практического воздействия на нее. Каждый исторический этап характеризовался своим средством розпредмечення реального мира и опредмечення своих мыслей в реальности, что, собственно, и составляло суть прогресса. Если палеолитический период характеризовался тем, что в практику включались лишь простейшие орудия труда, изготовленные из непосредственно природных элементов (камень, дерево, кость), то уже эпоха ранних государств имела в своем арсенале гораздо большее количество использованных предметов труда, а также разнообразные формы деятельности. Современное общество окончательно заменило естественный свет искусственным, используя артефакты современности - машины. Ускорив чрезмерно технологические операции, машины способствовали преодолению обмеженостей человеческого организма и безбрежно расширили власть человека над природой. Соответственно развитию производства возросли и потребности, тем самым обеспечивая беспрерывность прогресса и привлечения к предметной деятельности все новых групп людей. Предмет практики стал выступать как обусловлен исторически: им стала быть не вся объективная реальность, а та ее часть, которая может быть продуктивно использована для человеческих потребностей на современном этапе развития общества. Наконец, человек является существом общественным, сама формируется социумом и берет от него не только язык, знания, обычаи, нормы морали, но и эстафету производства и производственного опыта, его практическая деятельность имеет общественный характер. В процессе общественной деятельности люди вступают между собой в отношения производства, распределения, обмена, потребления, а также другие материальные отношения (бытовые, семейные и др.), и это накладывает отпечаток на весь образ социального бытия. Вне общества человек существовать не может, ее индивидуальная деятельность сливается с общим потоком мировой культуры. История, по сути, - это не просто продолжение внутренних возможностей развития природы, но и продукт сознательного творчества людей, общая тенденция их индивидуального развития. Поэтому субъектом практики является не отдельный индивид, а все общество - носитель деятельности в ее конкретно-исторической форме.

Итак, практика - это универсальная человеческая деятельность. В ее процессе человек проявляет себя как родовое, а не видовое существо, которое может творить по меркам любого вида, способная к творчеству. Практика является предметной деятельностью. Человека окружает мир преобразованной природы. Все, что ее составляет, получило свое новое бытие в результате преобразований обычных природных элементов на основании объективно действующих в мире и познанных человеком законов. Практика - это целенаправленная деятельность. Главной целью ее является совершенствование мира в соответствии с человеческих потребностей и нужд. И наконец, практика - это общественно-историческая деятельность. Процесс освоения мира в формах от утилитарно-прагматических до современных, включающих духовное осмысление действительности, осуществлялся представителями разных эпох и поколений, каждое из которых внесло свой вклад в общечеловеческую культуру. Практика - это активная деятельность общественно-исторического субъекта, которая имеет универсальный материально-предметный характер, ее целью является преобразование мира для удовлетворения человеческих потребностей. Практика - это не только процесс, но и результат этого процесса, сугубо человеческая форма деятельности, исключительно социальный вид связи субъекта и объекта.