Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
§ 3. Культурология и аксиология
Человек в системе духовных ценностей
Сейчас самым существенным задачей мирового сотрудничества является выработка нового планетарного гуманизма, который стоял бы на страже прав человека и боролся за человеческую свободу и достоинство, а также указывал бы и на наш долг перед человечеством как единым целым. Планетарный гуманизм отрицает нигилистическую философию рока и отчаяния, как и ту, что проповедует отказ от разума и свободы, что одержима страхом и апокалиптическими сценариями Армагеддона. Сегодня гуманизм, как и всегда, побуждает людей к тому, чтобы они не искали спасения сверху. Лучшее, что мы можем сделать, - это призвать наш ум, отвагу, чтобы воплотить наши лучшие желания в жизнь.
Сегодня человек как бы «заброшен», по выражению философов - екзистенціоналістів, в предметно-социальный мир. Как жить в этом мире? Может ли человек, принадлежащий своему времени, культуре, выработать абсолютные критерии своего морального поведения? Наиболее адекватными средствами самопознания для выработки ценностных ориентаций является красота (эстетическое) и стремление к добру (этическое).
Эстетические ценности. В мире человека существует красота, которая интуитивно понятна всем, человек любит и восхищается красивым, прекрасным, возвышенным. Соответственно ей не нравится уродливое, низкое. Но такого наивно-интуитивного понимания мира красоты недостаточно для выявления ориентации в нем. Необходимо философское обоснование сферы красоты.
До XVIII в. в философии эстетика не была объектом изучения. Это объясняется тем, что греческое «естетикос» означает «то, что относится к чувству», но чувство считалось всего лишь моментом познавательной или практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, то появляется эстетика, в рамках которой получают свое осмысление такие ценности, как красота и прекрасное. Красоту понимают как совершенство чувственного, а искусство - как воплощение красоты. Категория прекрасного конкретизирует категорию красоты, поскольку она более конкретная, включает в явном виде элементы сопоставления: что-то не просто красивое, а очень красивое, прекрасное и максимально удаленное от уродливого - антипода прекрасного. Подчеркивая своеобразие эстетического восприятия, И. Кант характеризовал его как «целесообразность без цели». Эстетическое суждение не заинтересовано в чем-то другом, оно имеет самостоятельную ценность. В жизни человека эстетическое начало имеет свое особое место. Где и как существует эстетическое? Безусловно, в согласованности внешнего вида предмета с внутренним эмоционально-образным человек постоянно проверяет все на человечность, ищет пропорций, которые бы органично связывали ее с окружением. Выражением красоты может быть звук, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль, чувство. Искусство - это умение выразить себя по законам красоты. Прекрасное можно выразить в мысли. Например, в науке высоко ценят доказательства, то есть красоту мышления, мыслей. Красивыми являются и чувства, если они ведут к положительно ценностных переживаний.
Этические ценности. Термин «этика» Аристотель образовал от греческого слова «этос», что означает «обычай», «характер». В современном философско-гуманистическом знании существует много этических концепций, главными из которых являются этика добродетелей, этика долга и этика ценностей. В целом этика направлена на формирование нравственных ориентаций личности. Основные идеи этики благотворительности разработал Аристотель. Благотворительность - это такие качества личности, реализуя которые, он творит добро. Считается, что действуя согласно своих добродетелей, человек неизбежно оказывается моральной. Зло связано с ограниченностью добродетелей. По Аристотелю, главными добродетелями являются мудрость, рассудительность, мужество, справедливость. Английский философ XX в. Б. Рассел предлагает свой перечень добродетелей: оптимизм, храбрость, интеллигентность. Новейшие авторы указывают на такие благотворительные ценности, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбство (любовь к свободе).
В противовес этике благотворительности, И. Кант развивал ценности этики долга. Он считал, что идеал благотворительности может вести к добру, но он иногда приводит к злу, а именно тогда, когда им распоряжается тот, в жилах которого течет «холодная кровь злодея». Это происходит потому, что в добродетелях добро нашло свое частичное и относительное, а не полное воплощение. Решающим, основополагающим критерием добра может быть только то, что является добром без каких-либо недомолвок и ограничений. Критериями добра есть нравственные законы, максимумы вроде «Не убий», «Не укради», «Не используй человека как средство». Лучшей гарантией от злого поступка являются не добродетели, а моральные максимы, которые имеют общий, универсальный, обязательный, формальный, априорный (то, что предшествует опыту) и трансцедентальний (тот, что предопределяет возможность познания) характер. Без этических ценностей не может обойтись ни отдельная личность, ни человечество в целом. Нет для человека ценнее и более благородной, чем быть морально чистым. К этике обращается тот, кто живет и действует. Каждый индивид является ее носителем - хорошим или плохим, независимо от своих желаний. Сколько трагедий и драм могли бы избежать люди, обратившись к практической силы философии. «Только нравственность в наших поступках, - считал А. Эйнштейн, - придает красоту и достоинство нашей жизни».
Единство истины, красоты и добра. Главными ценностями, в связи с предыдущим изложением, являются: познание (истина), чувственно-эмоциональное (красота), деятельность (добро). Подобно тому как у человека ум, сердце и воля образуют единство, так едиными являются истина, красота и добро. Но характерные черты этого единства не однозначные, существуют различные тенденции ее понимание. Все соглашаются с тем, что истина, красота и добро выражают отличительные признаки истинно человеческого в человеке. Различия проявляются, когда рассматривают связь ценностей друг с другом. Часть мыслителей слишком сближает ценности. Г. Тагор считает, что прекрасное-это завершенный образ Добра, Добро - завершенное выражение Прекрасного; по Сократу, знание, истина есть добро; Г. Флобер утверждает, что все, что прекрасное - нравственное; Ф. Достоевский утверждает: то, что для разума является позором, для сердца является полной красотой. Следовательно, возведение одной ценности к другой является некорректным. Смещаясь в сторону красоты, истина инициирует глубокую мысль и моральную чистоту, а в стремлении к добру большую роль играет истина и красота. Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но каждая из трех ценностей в определенном смысле указывает на другую. И. Кант определил прекрасное как символ морального добра. Это не случайно, поскольку три ценности связаны между собой не простым, а довольно сложным символическим связью.
Человек объединяет истину, красоту и добро, а тому, кто утверждает, что истина самая высокая за все, сразу указывают на достоинства красоты и добра. Кто считает красоту вершиной человека, забывает истину и добро. А тот, кто настаивает на приоритете добра, не до конца оценил преимущества истины и красоты. Человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, стремясь к их гармонии, взаимоусиления, резонанса.
Понятно, что истина (правда), красота (прекрасное) и добро - это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение (ложь), безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек - это дело ее философского выбора, ее свободы, ответственности перед собой и перед другими. Беспристрастная философия, реализуя идеал индифферентности (безразличия), фиксирует полюса, которые рассматриваются, и этим ограничивает свою компетенцию. Конечно, скромность - не порок, пороком является отказ от ответственности перед будущим, она старается его обеспечить. И именно поэтому философия определяет человека идеально в контексте идеалов, высших ценностей. Ценности помогают человеку не только осуществлять біосоціальні функции, но и творить, управлять производством, самореализовать себя в рыночной экономике, исследовать новые горизонты в науке, обрести душевный покой и интеллектуально совершенствоваться, то есть достигать успехов в любой сфере деятельности.