Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ШЕСТАЯ
ПРАКТИКА
1. Генезис категории практика в истории философии

Понятие (практика).

Проблема практики включает отношение к природе, институтов социальной жизни, а также отношение человека к другим людям. Категория практики составляет предельно отвлеченное философское понятие.

Теория и практика - философские категории, определяющие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества. Теория - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об окружающем мире; относительно самостоятельная система знаний, воспроизводит в логике понятий объективную логику вещей. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) позиции, марксистская философия рассматривает практику не как чувственный субъективный опыт личности и не как осуществляемую только по субъективным мотивам действие.

Практика - деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, прежде всего объективный процесс материального производства, что составляет основу жизни людей, а также революционно-преобразующая деятельность социальных общностей людей и все другие формы практической общественной деятельности, ведущие к изменениям мира. Научный эксперимент также есть одна из форм практики.

Теория и практика неразрывно связаны, едины, не существуют друг от друга. Постоянно влияют друг на друга. Основой взаимодействия является практика. Именно практическая общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития определяет сознание, а вместе с ней и теоретическое освоение действительности. Люди действуют сознательно, так или иначе осмысливая действительность. Это не означает, что в своих действиях люди руководствуются какой-то четко признанной научной теорией. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью знаний. На заре истории человечества единственной формой существования таких знаний стала единая, неделимая обыденное сознание.

Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, легенды и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия, эти теоретические представления не составляли логически четкой системы понятий, не будучи научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато их связь с практикой стал настолько полным, что теория стала непосредственно вплетена в «язык реальной жизни - с практической деятельностью людей». С разделением труда на умственную и физическую теория и практика разбегаются в разные общественные полюса. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействуя, теория и практика превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Появление чистой теории как относительно самостоятельной и специальной отрасли деятельности стала одним из величайших революционных скачков в истории человечества.

Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форма теории позволили людям глубже проникнуть в суть природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С другой стороны, для самих ученых связь теории и практики стал не такой ясный. На такой основе в сочетании с характерным для частнособственнического общества индивидуалистским мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт индивидуального пассивного созерцания теоретиком окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривают теоретическую сознание (идеи) как такую, что творит действительность. С такого момента сознание может действительно показать себя, потому что сознание не что иное, как осознание существующей практики.

В истории философии представление о практике прошло сложный путь. Для стародавньогрецької философии с ее пренебрежением к физическому труду как к чисто рабской судьбы; характерен подход к деятельности, по которой достойным свободного человека считалось созерцательно-познавательное отношение к миру. Сама действительность мыслилась с позиций рациональности, то есть осознание человеком добродетельных поступков; а найдоброчеснішим считалась поведение мудреца, который осознавал единство и универсальность истинного бытия теоретически в противовес разнообразной текучести чувственно-сприймального мира.

В мировоззрении эпохи Средневековья негативістське отношение к чувственно-предметного мира углубилось. Работа считалась наказанием, данным человечеству за грехи, а также как необходимость, не покладая рук, добывать свой хлеб. Природа же теряла самоценность и рассматривалась как нечто производное от божественной субстанциональности. Истинно же человеческой формой деятельности считалось духовная, направлялась на постижение Бога как реальности. В позднем христианстве эта тенденция усилилась в аскетизме - форме практически-морального поведения, которая имела целью обуздания греховно-чувственного начала в человеке и зорієнтування ее на отказ от соблазнов предметного бытия. Лишь эпоха Возрождения смогла преодолеть негативизм в отношении к природной и пробудить интерес к ее непосредственному изучению. Именно ренесанське отношение к лицу впервые поднимает человека на такой уровень, когда человек способен сам творить себя и преобразовывать природу в соответствии со своими представлениями об идеале. Однако смысл человеческой деятельности представители эпохи Возрождения видели все же не в практическом преобразовании мира, а в творчестве, что сама по себе является самометою. Но недостатки в отношении к предметной деятельности как к низшей, что уступает умственно-теоретической, исправлены: протестантизм откровенно провозгласил физический труд необходимым для пользы общества, а потому достойной всяческого уважения.

Позже, в XVII - XIX, а затем и в XX ст., перед человечеством снова стала проблема научности человеческой практической деятельности, и концентрируется внимание на познании деятельности. Методология научного познания ориентировала человека то на предметный мир как источник познания и главную основу человеческого существования (эмпиризм Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса), то на рациональное осмысление мира логическими средствами (рационализм Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Лейбница). Представители Просвещения продолжили гносеологічну традицию в рассмотрении деятельности, однако механистическая ограниченность понимания сути природы и самого индивида не дала возможности им осмыслить исторически изменчивость человеческой практики. Индивид по сути мыслился как пассивный воспроизводитель формирующего воздействия окружающего мира, поэтому поступки личности трактувались как реакция на негативное корректировки средой привычно естественной человеческой самости. В эпоху Просвещения широко распространилось понимание практики (которое берет начало еще от античности и получает новый толчок в философии Джона Локка), как сознательной нравственной деятельности, а наукой, что ее изучает, становится этика. Причем разрыв между объективной реальностью сохранялся: мир - субъект созерцания, действия человека направлены только на саму себя, на реализацию природных склонностей. Такое понимание человеческой деятельности как субъективной, безотносительной к предметной действительности, присущее всем представителям материалистической школы до Людвига Фейербаха включительно. Практику Людвиг Фейербах рассматривал как онтологічність человека, его чувственную активность, что выражает суть индивида.

Идея активности субъекта познавательной деятельности впервые в истории философии выражена представителями идеалистического направления немецкой философии. Немецкий философ Иммануил Кант пытался четко разграничить эмпирические и теоретические знания. Теоретический разум, по мнению Иммануила Канта, не способен познавать процессы объективной реальности. Люди познают лишь мнимость вещи в себе, а не саму вещь. Иммануил Кант не допускал практики в гносеологии, так и категории теоретического разума не имели предметное происхождения, а выводились из содержания переддосвідної сознания, то есть априорные. Поэтому теоретический разум уступал практическом. Практическая сознание есть не что иное, как морально-императивная философия, то есть учение о нравственности, что имеет не созерцательность, а полностью предметность. Еще больше философ Иоганн Фихте подчеркивал активность деятельности субъекта, видя выявления абсолютной независимости воли. Практический разум ориентирует человека на преобразование мира в результате целесообразной осознанной действия и распространяет свою власть на сферу политики, экономики, права, морали и т.д. Можно сказать, что Иоганн Фихте впервые в истории обратил внимание на расхождение форм социального опыта.

С позиции Георга Гегеля, существование человека предполагает активность ее преобразующих действий в отношении к природе. Предметы природы, что попали в круг человеческих интересов, розпредмечуються, то есть человек проявляет и использует для себя их существенные свойства. С другой стороны, в процессе труда происходит переход на предмет человеческих способностей, которые фиксируются и становятся объективными, то есть опредмечуються. Единство опредмечення и розпредмечення и является трудом, деятельностью, содержание которой - познание мира, изменение которого человеком является целесообразной. Поскольку такой процесс не ограничивается индивидуальными усилиями одной личности, возникают и общественные отношения между людьми. Человек, познавая и изменяя реальность, создает свой собственный мир - мир культуры. Однако источник предметной деятельности Георг Гегель усматривал не в человеческом, а в абсолютном субъекте. Действительно, деятельным лицом, по мнению Георга Гегеля, есть духовная субстанция - субъект исторического процесса. Люди в таком случае выступают лишь орудием мировой воли, реализуя частную цель, выходящих из условий их существования, выполняют общие задачи абсолютного разума, который стремится к самореализации.

Итак, до немецкого классического идеализма в истории философии деятельность исследовалась лишь с позиций теоретико-познавательного аспекта. Материалисты, рассматривая познание как регулятор специфически человеческого отношения к миру, видели в открытии тайн природы возможность утилитарного их использования, что позже Карл Маркс назвал «грязным торгашеським» подходом к практике. Отношение к субъекту в немецком классическом идеализме свободное от утилитаризма. Но, идеалистически интерпретируя целостность человеческой деятельности, немецкие философы рассматривали теорию и практику как разнородные, не сравниваемые гносеологические явления. И наконец, Людвиг Фейербах вновь повторил ошибки предыдущего материализма, когда пытался абстрагироваться от предметной деятельности, ее целостности, ограничивая человеческое отношение к миру исключительно сферой познания. Во взаимоотношениях субъекта с природой видел только одну сторону - влияние природы на человека, практику сводил к созерцанию, а истину - исключительно к тому, что соответствовало человеческому роду. Эти недостатки преодолены марксизмом. Концепция практики, сформулирована марксизмом, так или иначе поддерживается большинством философских течений.