Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
§ 3. Культурология и аксиология
Ценностный смысл гуманизма
Гуманизм (от лат. «humanus» - человеческий, человечный) - в широком смысле - исторически переменная система взглядов, которая определяет ценность человека как личности, его право на свободу, счастье; в узком - культурное движение эпохи Возрождения. Как система моральных и общественных ценностей это мировоззрение, тесно связанный с наукой, разумом, представлениями о демократии, гражданским обществом и социальной справедливостью. Истоки свои имеет в Древней Греции и Китае, в философии чарвака-локаята в Древней Индии. Можно отличать античный гуманизм, византийский (ХIV-ХV ст.) и гуманизм эпохи европейского Возрождения. Особое признание имеют ценности украинского гуманизма эпохи Ренессанса и Реформации, а также философии кордоцентризма (Г. Сковорода, П. Юркевич) как специфической формы гуманизма.
В современном мире гуманизм принадлежит к теоретического мировоззрения. Он помогает человеку выработать логически последовательные убеждения, свободные от религиозных, мистических или теологических взглядов. Наиболее существенным для гуманистического мировоззрения является воплощение в жизнь высших этических ценностей. Главное предназначение общества - поддерживать то, что объединяет людей, а не то, что разъединяет их.
Что является ключевыми принципами этики гуманизма?
Во-первых, главной ценностью является достоинство и независимость личности. Гуманистическая этика направлена на свободу слова и совести, право на личное мнение, право каждой личности на свой образ жизни, которое распространяется настолько, насколько это не наносит вреда другим.
Во-вторых, защита гуманизмом личностного самоопределения означает оправдания любой формы поведения человека. Гуманизм заключается в том, что составляющей нашей принадлежности к свободного общества есть потребность в постоянном повышении качественного уровня наших вкусов и оценок.
Отдельные личности живут в сообществах, и определенные поступки нужно определять как разрушительные и неправильные.
В-третьих, философы - гуманисты всегда были сторонниками задача совершенствования личности. Как моральные требования предстают сдержанность, умеренность, самоограничение, самоконтроль. Среди критериев усовершенствования: способность человека к самостоятельному выбору, творчества, эстетического суждения, сознательных мотивировок собственных поступков, разумное осмысление действительности, чувства долга. Гуманизм стремится выявить все лучшее в человеке, для того чтобы все люди могли надеяться в жизни на все лучшее.
В-четвертых, гуманизм ставит задачу ответственности и обязанности относительно других. Мы не должны рассматривать других людей как приятные или неприятные для нас объекты, в них нужно видеть самостоятельные личности, которые имеют равное с нами право на внимание к себе.
В-пятых, гуманисты уверены, что способность сострадание и забота о ближнем довольно существенные для морального поведения. Это предполагает развитие в себе альтруистического отношения к потребностям и интересам других людей. Основой морального поведения являются общечеловеческие нормы морали, те нравственные достоинства, которые признают люди везде независимо от их культурной и религиозной принадлежности. В-шестых, обеспечение нравственного воспитания молодого поколения, что способствует становлению характера человека, надлежащему отношению к общечеловеческих моральных норм, самостоятельном нравственном осмыслении того, что происходит.
Гуманизм всегда руководствуется в своих моральных суждениях умом. Он исходит из факта, что познавательная способность играет существенную роль в принятии моральных решений. Мы углубляемся в рассуждения, сталкиваясь с моральными дилеммами. Любые человеческие ценности и моральные принципы наиболее эффективно могут быть поняты в результате осмысления. В случае противоречия с другими людьми нам нужно искать согласия, где только возможно, путем разумного диалога.