Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОЗНАНИЯ
3. Интуиция в познании
Физиология и психология интуиции.
Многообещающе в плане возможностей раскрытия физиологии интуиции исследования канадских физиологов во главе с Уаймом Пенфільдом. их исследования показали, что при раздражении электродами некоторых участков головного мозга вызываются эмоции, и человек переживает только эмоциональное состояние, например страх, без упоминания о каком-либо событии. Опыты показывают также, что определенные участки мозга «ответственны» за воссоздание событий. Такое воспроизведение сопровождается появлением и переживанием эмоций, причем эмоции зависят от значения события. Эти данные указывают на возможное вхождение эмоционального компонента в механизм интуиции. Сами эмоции не настолько специфицированы, как, допустим, зрение. Эмоции более общие, интегральные, одно и то же переживание может быть соотносимо с появлением разнородных чувственных или понятийных образов. Возможно, что актуально, то есть при данной проблемной ситуации возникла эмоция воздействует на участки коры головного мозга с долговременной памятью и по ассоциации вызывает прошлые эмоции, а с их помощью и соответствующие чувственные и понятийные образы или варианты, близкие к ним. Но возможны и другие направления действия эмоций. Так или иначе, а их роль состоит, вероятно, в извлечении из долговременной памяти различных вариантов решения проблемы с последующим выбором одного из них на заключительной стадии интуитивного процесса.
Загадочная скорость, с которой действует интуиция. Опыты показали, что три компоненты речи - ідеаційна (понятийная), вербалізаційна и моторная - локализуются относительно самостоятельно. Поэтому после прекращения сознательного анализа научной проблемы процесс ее решения продолжается в подсознательной сфере, что соответствующие электрофизиологические процессы также не прекращаются, а преобразуются, продолжают протекать, но лишь с измененными характеристиками. Причем наблюдается странное явление: возможность переработки на бессознательном уровне 109 байт информации в секунду, а на сознательном только 102. Все это является важной предпосылкой для развертывания быстрых мыслительных процессов, для оперирования огромным по объему «чистой» информации в подсознательной (бессознательной) сфере. Подсознание способно вести за короткий период огромную работу, что не под силу сознания за тот же короткий срок. В процессе интуитивного решения участвует также эстетический фактор. При любых разновидностей интуиции - ейдетичної или концептуальной - происходит словно дорисовка картины (ситуации) к целостности. Взаимосвязь целого и части, системы и элемента также внедряется в сознание и бессознательную сферу человеческой психики в форме определенной схемы или структуры (в самом общем виде), воплощаясь в психологическую установку на достижение гармоничности и совершенства. Стремление к гармонии и красоты, осуществляемое на подсознательном уровне, может стать фактором, который оказывает решающее влияние на выбор из множества вариантов более совершенного.
И эстетический, и, следует полагать, этический факторы, как эмоциональное и праксеологический - все в той или иной мере связаны с формированием интуиции и ее действием в проблемных ситуациях. их открытия в процессах интуиции свидетельствует, кроме прочего, о том, что в познавательной деятельности участвуют отнюдь не «чистые» физиологические и биохимические образования, а человеческая личность, которая основывает свое познание на механизмах, используя их как средства, но, разворачивая эту деятельность в широком поле разнообразных, живых человеческих отношений и в практике. Индивидуальное познание своеобразно как специфическая и интуитивная способность каждого человека, его жизненная уникальность; но через всю эту специфичность проявляет свое действие общее социокультурное определение познавательной деятельности, общественная природа человеческой личности. Рассмотрение вопроса о возможном механизме и компонентах интуиции позволяет увидеть, что интуиция не сводима ни к чувственно-сенситивный, ни к абстрактно-логического познания. В ней есть и те и другие формы познания, но есть и нечто, что выходит за эти рамки и не позволит редуцировать ее ни к той, ни к другой форме; а даст новое знание, не достижимое никакими другими средствами.
К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся, во-первых, основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы; во-вторых, поисковая ситуация, состояние проблемности; в-третьих, действие субъектов в поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи; в-четвертых, наличие «подсказки». Значительное число открытий и изобретений, как показывает история науки и техники, связано с действием «подсказки», что служит «пусковым механизмом» для интуиции. Такой реалізаторською причиной для Исаака Ньютона, как известно, стало яблоко, которое упало на него и вызвавшее идею всемирного тяготения, для инженера - мостовика Стива Броуна - висящая между ветвями паутина натолкнула его на идею висячего моста. Хотя и наличие «подсказки» в некоторых случаях явно не обнаруживается. Благоприятные обстоятельства складываются тогда, когда исследователь бесплодно ищет решение задачи, исчерпывает неверные приемы, но еще не достигает той стадии, на которой гаснет поисковая доминанта, то есть тогда, когда исследователь теряет интерес к задаче, когда уже неудачные попытки, которые предпринимались и повторяются, когда ситуация задачи перестает меняться, и исследователь признает задачу не разрешимой. Отсюда вывод, что успех интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сохранить увлеченность проблемой, не признать ее не решаемой. Подсказка оказывается решающей в освобождении от стандартных, шаблонных направлений мысли. Конкретная форма подсказки, те конкретные предметы и явления, которые используются, является несущественным обстоятельством. Важен ее общий смысл.
Современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов: во-первых, накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; во-вторых, неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; в-третьих, четкое осознание задачи; в-четвертых, неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т. п), что удовлетворяет формулировка задачи. Нередко такое решение приходит неожиданно, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне. Известно, что знаменитый французский математик Жюль Анри Пуанкаре нашел важное математическое доказательство на прогулке по берегу озера, а Александр Пушкин придумал нужную поэтическая строка во сне. Вместе с тем современная наука выявила ряд факторов, тормозящих проявление интуиции. Знакомство с условиями формирования и проявления интуиции позволяет наметить и некоторые практические рекомендации. Нужно, однако, оговориться, что всякие рекомендации должны считаться с индивидуальностью, с особенностями личности, иначе могут причинить убытки проявления творческого таланта. И все-таки рекомендации не напрасны.
Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дискурсивного, логического. Дискурсивное предшествует интуитивному, выступает обязательным общим условием формирования и проявления интуиции в сфере сознания. Логическое как мыслимое имеет место и на уровне подсознательного и включается в механизм самого интуитивного процесса. Дискурсивное дополняет здійсненну интуицию, идет за ней. Чем вызвана необходимость завершения интуитивного дискурсивним? Вероятностным характером результата интуиции. Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, очевидно, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятный ответ на возможные условия среды. С такой точки зрения, поскольку ученому для совершения открытия даны не все посылки и средства, постольку осуществляется именно вероятный выбор.
Вероятность интуиции означает для человека возможность получения истинного знания и опасности иметь ошибочное, ложно знания. Английский физик Майкл Фарадей, известный трудами в области электричества, магнетизма и электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько загадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех предположений и надежд осуществляется. Возникла в голове ученого или конструктора догадка должна проверяться. Проверка же гипотезы осуществляется практически научным исследованием. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в истине других и самого себя. Необходимо иметь доказательство. Доказательство (в широком смысле) охватывает обращение в чувственных восприятий некоторых физических предметов и явлений, а также логическое рассуждение, аргументы. В дедуктивных науках (логике, математике, в некоторых разделах теоретической физики) доказательства есть цепочки умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказанных тезисов. Без логических рассуждений, опирающихся на закон достаточного основания, невозможно прийти к установлению истинности положения. В таком случае звучит как афоризм высказывания, что принадлежит французскому математику и методологу науки Жюлю Анри Пуанкаре: «Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства; интуиция есть орудие изобретения».
Спрашивается, какой же процесс имеет вид знания: прерывистый или непрерывный? Если брать развитие науки, то, очевидно, в общем потоке отрывочности, что сказывается на индивидуальном уровне интуитивными гонками, не дают о себе знать; здесь свои гонки, которые называются революциями в науке. Но для отдельных ученых процесс развития познания в их отрасли научного исследования предстает по-другому: знание развивается скачкообразно, с перерывами, с «логическими вакуумами», но, с другой стороны, развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направлено заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида, развитие знания есть единство прерывистости и непрерывности, единство постепенности и скачка. В таком аспекте творчество выступает как единство рационального и иррационального. Творчество не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Одно без другого просто не могло бы существовать. Творчество подсознательно или бессознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам, на уровне результатов может консолидироваться с рациональной деятельностью.