Раздел XII.
ВНЕБАЛАНСОВЫЙ УЧЕТ
12.2. Внебалансовый учет необоротных
активов и запасов
Планом
счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных
операций предприятий и организаций и Инструкцией по его применению,
утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 № 291
предусмотрено ведение забалансового учета арендованных необоротных активов,
активов на ответственном хранении, условных активов и бланков
строгого учета.
Для
учета арендованных необоротных активов предназначен счет 01 “Арендованные
необоротные активы”. На этом счете учитываются по видам активы в виде
основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных
активов, которые получены предприятием на основании договоров операционной аренды (лизинга)
и учитываются на балансе арендодателя.
Приняты
в операционную аренду основные средства и нематериальные активы зачисляются на
забалансовый счет 01 “Арендованные необоротные активы” по балансовой
(остаточной) и первоначальной стоимости арендодателя, указанный в договоре
операционной аренды или копиях предоставленных арендатору инвентарных карточек.
Увеличение
остатка по счету 01 “Арендованные необоротные активы” происходит при
принятии на учет основных средств, других необоротных материальных активов и
нематериальных активов, полученные в операционную аренду, уменьшение - при их
возврате арендодателю и в случаях переноса задолженности перед
арендодателем за арендованные необоротные активы на баланс.
Аналитический
учет арендованных необоротных активов ведется по видам активов и
инвентарными единицами.
Активы
на ответственном хранении” учитываются на забалансовом счете 02
“Активы на ответственном хранении”, который предназначен для учета ценностей,
которые временно находятся на предприятии и не являются его собственностью, приняты на
комиссию, в переработку, к монтажу, в доверительное управление. Учет этих ценностей
ведется по ценам, предусмотренным в договорах, приемо-передаточных актах
т.д. В соответствии с Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов,
товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов,
утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 11.07.94 № 69, все
товарно-материальные ценности, учитываемые на этом счете,
инвентаризируются в порядке и сроки, предусмотренные для собственных ценностей.
Внебалансовый
счет 02 “Активы на ответственном хранении” имеет такие субсчета:
- 021 “Оборудование, принятое для монтажа”;
- 022 “Материалы, принятые для переработки”;
- 023 “Материальные ценности на ответственном
хранении”;
- 024 “Товары, принятые на комиссию”;
- 025 “Имущество в доверительном управлении”.
На
забалансовом субсчете 021 “Оборудование, принятое для монтажа”
учитываются подрядной организацией оборудование, оборудование и другие
товарно-материальные ценности, поступившие от заказчика и принятые для
монтажа. Аналитический учет оборудования, оборудования и других
товарно-материальных ценностей, принятых для монтажа, ведется по заказчикам,
по видам товарно-материальных ценностей, отдельным объектам и агрегатам и
местами их расположения. Учет затрат на монтаж этих ценностей осуществляется на
счетах учета расходов производства (за исключением стоимости самих ценностей,
принятых для монтажа).
На
забалансовом субсчете 022 “Материалы, принятые для переработки” ведется
учет движения поступления сырья и материалов от заказчика, которые приняты для
переработки (давальческое сырье) и не оплачиваются получателем, и их выбытие
(в том числе в другом материальном виде). Аналитический учет давальческого
сырья ведется по заказчикам, видам сырья и материалов и по местам их
хранения или переработки. Учет затрат по переработке или доработке давальческого
сырья осуществляется на счетах учета расходов производства (за исключением
стоимости давальческого сырья заказчика).
На
забалансовом субсчете 023 “Материальные ценности на ответственном
хранении” ведется учет принятых товарно-материальных ценностей на
ответственное хранение в случае отказа от акцепта расчетных документов
поставщиков; полученных от поставщиков, но неоплаченных
товарно-материальных ценностей (ТМЦ), запрещенных к расходованию до их оплаты;
полученных ТМЦ излишне, чем в расходных документах поставщиков; оплаченных
покупателями товарно-материальных ценностей, которые разрешено, как исключение, оставлять
на ответственном хранении, оформленных охранными расписками, и не
вывезенных по причинам, не зависящим от предприятия и т.д. Аналитический учет
товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, ведется
по предприятиям-собственникам, по видам, сортам и местам хранения.
Ценности, которые оставлены на ответственное хранение, должны храниться отдельно от
собственных.
На
забалансовом субсчете 024 “Товары, принятые на комиссию” учитываются
полученные товары в пределах договоров комиссии (консигнации), поруки и других
гражданско-правовых договоров, уполномочивающих предприятие осуществлять продажу
товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на
такие товары. Аналитический учет товаров, принятых на комиссию (консигнацию),
ведется по видам товаров и комитентам (консигнантами). Этот субсчет
используют преимущественно торгово-посреднические предприятия, которые принимают
ценности на комиссию и консигнацию от физических и юридических лиц.
Прием
товаров на комиссию от физических лиц оформляется квитанцией, которая заполняется
в трех экземплярах и является письменным выражением договора комиссии. Второй экземпляр
квитанции (товарная карточка) служит основанием для оприходования товара на
забалансовом счете по цене, согласованной с комитентом. Документирование движения
товаров на комиссии (консигнации) осуществляют материально-ответственные лица,
которые составляют товарные отчеты, к которым добавляют:
- реестры документов, поступивших по товарным
карточками;
- реестры документов на возвращенные товары с
квитанциями, комітентськими карточками, товарными ярлыками;
- реестры документов на проданные товары.
Товарные
отчеты представляются в бухгалтерию, где после проверки отражается реализация
товаров на синтетических счетах и одновременно их движением на забалансовом счете.
В
случае поступления на комиссию (консигнацию) товаров от постоянных клиентов при
часто повторяющейся номенклатуре, субсчет 024 целесообразно вести по принципу
оборотной ведомости, которая имеет графы “Поступление”, “Продажа”, “Возврат”,
“Остаток на конец месяца”.
На
забалансовом субсчете 025 “Имущество в доверительном управлении” учитывается
имущество, поступившее в доверительное управление, а также товарно-материальные ценности,
поступившие поверенному при исполнении поручения доверителя на основании договора
поручения от третьих лиц. Аналитический учет ведется по объектам, видам
товарно-материальных ценностей, местонахождению и собственниками.
Если
арендованные необоротные активы и активы на ответственном хранении не является
собственными, то бланки строгого учета относятся к собственным активам, а потому их
учет осуществляется как на балансовых, так и внебалансовых счетах. На
балансовых счетах они отражаются по себестоимости, а на внебалансовых за
условной стоимостью. На забалансовом счете 08 “Бланки строгого учета”
ведется учет наличия и движения бланков строгого учета и строгой отчетности,
в частности документов, удостоверяющих личность, событие, право, образование, трудовой стаж
т.д (свидетельства, удостоверения, трудовая книжка, дипломы об образовании и другие);
проездных документов (билеты на проезд, абонементные талоны, документы на
перевозки грузов и другие); доверенностей на получение ценностей и других.
Перечень
документов, относящихся к бланкам строгого учета и строгой отчетности,
порядок их хранения и использования устанавливаются соответствующими
нормативно-правовыми актами.
Типичные
формы первичного учета бланков строгого учета утверждены приказом
Министерства статистики Украины от 11.03.96 № 67, а именно:
- СЗ-1 “Приходно-расходная накладная № на бланки строгой отчетности”;
- СЗ-2 “Приходно-расходная книга по учету
бланков строгой отчетности”;
- СЗ-С “Акт на списание использованных бланков
строгой отчетности”;
- СЗ-4 “Акт проверки наличия бланков строгой
отчетности”;
- СЗ-5 “Карточка-справка по выданным и
использованных бланках строгой отчетности”.
Для
учета бланков доверенностей Инструкцией о порядке регистрации выданных,
возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной
приказом Минфина Украины от 16.05.96 № 99, утверждены следующие формы:
- журнал регистрации доверенностей типовой формы
№ М-3;
- акт списания бланков доверенностей типовой
формы № М-2а.
Увеличение
остатка по счету 08 “Бланки строгого учета” происходит при поступлении
(принятии на учет) бланков строгого учета, уменьшение - после использования
или списания как непригодных или не есть в наличии.
Аналитический
учет ведется по каждому бланку, материально - ответственными лицами и
местами их хранения.
Для
учета непредвиденных активов предназначен субсчет 041 “Непредвиденные активы”
счета 04 “Непредвиденные активы и обязательства”. Условные активы - это
активы, возникшие при согласовании прошлых хозяйственных операций и станут
реальными, если произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько
неопределенных событий. Это определение включает три основных характеристики
непредвиденных активов:
1) имеется обстоятельство;
2) неопределенность конечного результата этой
обстоятельства;
3) решение неопределенности на основе одной или
нескольких будущих событий.
На
субсчете 041 “Непредвиденные активы” ведется накопление информации о
наличии непредвиденных активов, относительно которых существует вероятность поступления
экономических выгод в сумме ожидаемого возмещения убытков. Списываются
условные активы по мере того, как они признаются или не признаются при решении
неопределенных событий.
Информация
о существовании таких активов необходима для раскрытия ее в примечаниях к
финансовых отчетов.
В
Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов,
капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций
указано, что для обеспечения сохранности малоценных и быстроизнашивающихся
предметов в эксплуатации предприятие должно организовать надлежащий контроль за
их движением, в частности оперативный учет в количественном выражении. Однако отдельного
забалансового счета для такого учета Планом счетов не предусмотрено. Мы
считаем, что учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатации
необходимо вести по местам хранения и материально ответственными лицами в
количественном и стоимостном виде на забалансовом счете, например 010
“Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации”.