Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОЗНАНИЯ
3. Интуиция в познании
Стандартизированная эвристическая интуиция.
По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Стандартизированную называют интуицию-редукцию. Так, врачебная интуиция Сергея Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета 7 метров), врач мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась верной. Могут сказать, что в таком случае, как и вообще при постановке любого врачебного диагноза, имеет место подведения отдельного (симптомов) под общее (нозологическую форму заболевания). Интуиция действительно выступает как редукция, и никакой новизны в ней, мол, нет. Но другой аспект рассмотрения, а именно постановка конкретного диагноза нередко неоднозначным комплексом симптомов, обнаруживает новизну проблемы. Поскольку при такой интуиции все же применяется «матрица - схема», то сама интуиция может квалифицироваться как стандартизирована.
Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной. Эвристическая интуиция связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологічних образов, чувственных или понятийных. Тот же Сергей Боткин, выступая как ученый - клиницист и формулируя теорию медицины, не раз опирался на такую интуицию в научной деятельности, что помогла, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи («болезни Боткина»). Сама эвристическая интуиция имеет подвиды. Важен ее подразделение на гносеологической основе, то есть по характеру результата. Интерес представляет точка зрения, согласно которой суть творческой интуиции заключается в своеобразной взаимодействия наглядных образов и абстрактных понятий. В принципе возможные пути формирования чувственных образов и понятий в человеческом сознании: во-первых, сенсорноперцептивній процесс, в результате которого возникают чувственные образы; во-вторых, чувственно-ассоциативный процесс перехода от одних образов к другим; в-третьих, процесс перехода от чувственных образов к понятиям, процесс перехода от понятий к чувственным образам; в-четвертых, процесс логического умозаключения, где происходит переход от одних понятий к другим.
Очевидно, что чувственные образы, чувственно-ассоциативный процесс и процесс логического умозаключения не являются интуитивными. Даже если взять «автоматизированный», свернутое умозаключение (в пределах логического умозаключения), то окажется, что существенно не отличаются от полного, развернутого умозаключения. Здесь не будет никакого особого способа формирования знания, как в сенсорноперцептивному и чувственно-ассоциативном процессах. Поэтому возникает предположение, что формирование интуитивного знания связано с процессами перехода от чувственных образов к понятиям и наоборот. Правомерность такого предположения подтверждается тем, что характер процессов хорошо согласуется с наиболее типичными чертами интуитивного «усмотрения истины», фиксируется в феноменологических описаниях интуиции: в них происходит трансформация чувственно-наглядного в абстрактно-понятийное и наоборот. Между наглядными образами и понятиями нет каких-либо промежуточных сходств различий. Даже самые элементарные понятия отличаются от чувственных представлений. Здесь возникают понятия, не выводимые логически из других понятий, и образы, не порождаемые другими образами по законам чувственной ассоциации, а потому естественно, что полученные результаты кажутся «непосредственно увиденными». Этим объясняется также стрибкуватий характер трансформации и процесса получения результата. Примеры ейдетичної интуиции - наглядное представление о структуре молекулы бензола, возникшее в Кекуле, или наглядное представление о строении атома, созданная Резерфордом. Эти представления не сводятся к простому воспроизведению данных непосредственно чувственного опыта и формируются с помощью понятий. Примеры концептуальной интуиции - возникновение понятия о кватернионы Гамильтона в или понятие нейтрино Паули в. Эти понятия формулировались не последовательным логическим рассуждениям (хотя такой процесс предварял открытие), а скачкообразно; большое значение при их формировании имело комбинирование соответствующих чувственных образов («комбинаторная игра» образными элементами мышления, по выражению Альберта Эйнштейна). С позиций такого понимания творческой интуиции и ее разновидностей дается и ее определение. Творческая интуиция определяется как специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию принципиально новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями.