8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 28
Тема урока. Камерно-инструментальная музыка. Соната "Патетическая" № 8 Л. Бетховена - слушание. Энгармоническая уровне звуки. Работа над песней "Ясени" В. Билаша
Цель урока: дать детям понятие о камерно-инструментальную музыку и дать возможность послушать произведения; развивать ладовое чувство и музыкальную память; воспитывать интерес к украинской песне.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет Л. Бетховена.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие „С Бетховеном”.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки (по камертонам).
III. Объяснение нового материала.
В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на 12 равных частей - полутонов. Такой строй называется темперированным.
Каждый основной ступень звукоряда может быть повышенное или пониженное знаком альтерации. Звуки, соответствующие повышением или понижением степеней, называют альтерированными. Название производных ступеней происходит от названия основных.
Все полутона в октаве уровне. Благодаря этому один и тот же звук может быть производным от повышения основной ступени или от понижения следующего основной ступени.
Например, фа# = соль бемоль, до# = ре бемоль.
Равенство одинаковых по высоте, но различных по названию и обозначению степеней называют енгармонізмом звуков.
Задание: напишите энгармоническая уровне звуки в данных:
IV. Работа над песней „Ясени”.
Сегодня мы поработаем над песней. Серьезная по содержанию, но легкая дню восприятия песня про родной край, отчий дом, ясень, тополь или калину - древние символы родного дома, должна выполняться наспівно, мелодично, с динамикой. Желающих опитую у доски.
V. 1. Слушание музыки.
Сегодня мы познакомимся с жанром камерной музыки. Камерная музыка - инструментальная или вокально-инструментальная музыка, созданная для солистов или небольшого состава исполнителей в небольшом помещении.
К камерной музыке относятся: романс, дуэт, трио, квартет, квинтет, вокальный цикл, соната и т.д.
Сейчас мы послушаем с вами „Патетической” (№ 8) сонату Л. Бетховена. Вы знаете, что композитор написал 32 сонаты для фортепиано, среди которых „Аппассионата”, „Лунная”, „Патетическая”.
В „Патетической” сонате нашли отражение великие и героические картины: воля к победе, борьба человека с судьбой.
- Послушайте и дайте характеристику произведения.
- Сравните музыку вступления и главной партии; звучание главной и побочной партий, проследите их развитие в разработке.
- Вспомните, что такое соната.
Соната - это инструментальное произведение циклической построения, состоящая из нескольких контрастных частей.
- Что характерно для сонаты?
(И часть сонаты написана в сонатной форме. А сонатная форма состоит из 3-х частей: экспозиция (показ), разработка (развитие) и реприза (повтор темы)).
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
Музыка И части чрезвычайно эмоциональная, насыщенная переживаниями, слышится драматизм, борьба двух сил. Грозно и властно вступают аккорды, после которых слышится мотив сожаленья. Но главная партия является стремительной, полной бурного драматизма.
Вывод: В сонате Бетховен утверждает, что смысл жизни - в бесстрашия, в героическом сопротивлении, в неустанной борьбе.
VI. Итог урока.